Библиографическое описание:

Илюхина Э. В., Баутина О. Е. Анализ зарубежного рынка в целях дальнейшего сбыта продукции Орловского завода ОАО «Северсталь-метиз» // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 126-129.

Орловский завод «Северсталь-метиз» — предприятие, созданное на базе ОАО «Орловский Сталепрокатный завод», основанного в 1967 году. С 1 января 2010 года Орловский завод «Северсталь-метиз» является производственным подразделением (филиалом) единой компании «Северсталь-метиз». Наименование филиала: филиал «Орловский завод» ОАО «Северсталь-метиз».

Основная цель деятельности предприятия — получение прибыли, а также расширение рынка товаров и услуг. Основная деятельность Орловского завода “Северсталь — Метиз” заключается в реализации готовой метизной продукции, при этом доля доходов от такой деятельности в общих доходах ежегодно держится на уровне 75 %.

Предприятие осуществляет продажи своей продукции на внешнем и внутреннем рынке. География экспорта достаточно широка — страны пространства СНГ, европейские страны: Бельгия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Великобритания. В то же время основными потребителями продукции завода выступают российские клиенты.

Формирование системы сбыта продукции — это завершающая стадия производственного цикла, и в условиях рыночной экономики это наиболее важный этап работы как для предприятия в целом, так и для каждого работника в частности. Сбыт продукции может оказать воздействие на ход производства. Поэтому каждому промышленному предприятию, такому как “Северсталь — Метиз”, немаловажно грамотно оценить создавшуюся рыночную обстановку в целях нахождения эффективных способов продвижения собственной продукции, и определения оптимального объема выпуска и сбалансированного влияния на сбыт всех внутренних и внешних факторов, жизни и работы потребителей.

Априори, фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя и способ её существования, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей. Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть фирменной «политики» фирмы в области сбыта.

В настоящий момент, в связи с насыщенностью метизного рынка, перед производителями стоит задача поиска новых путей привлечения потребителей и увеличения объемов производства, в частности — посредством освоения зарубежных рынков. Так, на российском рынке метизов действуют три основных игрока: ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «ММК-Метиз» и ОАО «Мечел». Также среди крупнейших игроков рынка можно выделить ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК)» и ОАО «Металлургический холдинг». Таким образом, перед ОАО «Северсталь-Метиз» встает вопрос об усовершенствовании процесса сбыта продукции на внешний рынок и освоении новых рынков. При выборе приемлемого зарубежного рынка для целей экспорта, разграничение между возможными вариантами делается на основе таких показателей, как политическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, уровень доходов населения, географические факторы

Составив перечень возможных зарубежных рынков, проведя их отбор и ранжирование, учтя все обстоятельства, предлагается, прежде всего, обосноваться в странах Балтии, поскольку применительно к нашим товарам их рынок недостаточно насыщен, и уровень конкуренции в этом сегменте невысок. Латвия и Литва специализируются на неметаллоемких отраслях машиностроения и производят электрооборудование, приборы, светотехнику, вентиляторы, стиральные машины и холодильники, также с/х оборудование и транспортное оборудование. В машиностроительной промышленности Эстонии доминируют, в основном, малые предприятия, сотрудничающие с различными зарубежными предприятиями. После вступления в Европейский союз у эстонских производителей появился более легкий доступ к европейскому рынку, при этом налажены хорошие контакты с российскими производителями сырья и расходных материалов, а именно метизной продукции.

Для оценки перспективности заключения договора на поставку метизов предприятием ОАО «Северсталь-Метиз» на рынок Балтии (Латвия, Литва, Эстония) и возможности развития долгосрочных отношений с партнерами и создания совместного предприятия можно воспользоваться таким маркетинговым инструментом как STEP анализ.

Таблица 1

STEP-анализ стран Прибалтики


Фактор

Опасность / Возможность

Вероятность

Важность

Общее влияние

Действия

S

Увеличение численности населения

+

0,9

4

+3,6

Выход на новые рынки и увеличение доли рынков, где продукция компании уже существует

Уменьшение реальных доходов населения

-

0,7

6

-4,2

Реструктуризация ассортимента, переориентация качественных и ценовых параметров соответственно потребительскому спросу и возможностям

T

Появление новых технологий производства

+

0,8

6

+2,2

Мониторинг рынка технологий, оборудования и материала

E

Экономический спад (мировой или внутренний кризис)

-

0,5

6

-6,3

Мониторинг макроэкономических показателей

Рост уровня безработицы

-

0,4

8

-6,4

Формирование рациональной кадровой политики, политика мотивирования и поощрения

Увеличение темпа инфляции

-

0,6

7

-6,3

Увеличение надежности оборудования за счет увеличения срока службы отдельных запчастей

Благоприятная налоговая политика, создание в стране льготных промышленных зон

+

0,6

5

+3

Возможность захвата новых рынков сбыта, проведение рекламы

P

Политическая стабильность

+

0,7

5

+1,9

Снижение необходимости страхования политических рисков и их стоимости

Вмешательство государства в сферу частного бизнеса

-

0.1

3

-0.3

Продажа части акций иностранным инвесторам

Наличие и укрепление дипломатических отношений с РФ

+

0,8

5

+4

Возможность получения дополнительных льгот


На основе проведения STEP-анализа, можно сказать, что отношения между Россией и Прибалтикой благоприятствуют развитию бизнеса в этих странах. И Латвия, и Эстония, и Литва являются взрослыми экономиками, с большими потребностями в качественном оборудовании, что создает хорошие возможности для торгово-экономического сотрудничества. К тому же валюта этих стран — Евро — вполне стабильна. Позиция стран Балтии в системе мировых хозяйственных связей характеризуется высокой степенью открытости ее экономики для иностранного капитала, активными торгово-экономическими и финансовыми связями со странами ЕС, США и странами-соседями, включая Россию.

Что касается приоритетных направлений промышленности стран Прибалтики, то в Эстонии основной упор делается на переработку сельскохозяйственного сырья, лесную и деревообрабатывающую промышленность и предприятия машиностроения (электроника, электротехника, приборостроение). Значительно уменьшилось в ВВП значение электроэнергетики (Прибалтийская и Эстонская ГРЭС), а также химической промышленности (Кохтла-Ярве, Кивиыли, Мааду). Промышленность Латвии в настоящее время представлена в первую очередь пищевой отраслью и машиностроением. Легкая промышленность и химия органического синтеза (синтетические волокна) резко снизили выпуск продукции. На фоне других растет значение лесного комплекса, в том числе производство бумаги. На единственном в Прибалтике передельном заводе в Лиепае выплавка стали сократилась в 2 раза. Литва отличается от двух других республик мощным топливно-энергетическим комплексом, ориентированным на импортное сырье. Из других отраслей следует выделить машиностроение (станкостроение, приборостроение, судостроение, электротехника), химическую промышленность (удобрения, искусственные волокна и нити), а также деревообработку и производство бумаги.

Таким образом, приоритетными потребителями являются такие отрасли, как машиностроение, станкостроение, электротехника, строительство, и такие области как судостроение, производство сельскохозяйственной техники и медицинского оборудования, изделия для автомобильной промышленности.

Если рассматривать спрос на продукцию, выпускаемую Орловским заводом ОАО «Северсталь-метиз», то болты, гайки, шурупы, саморезы и прочий крепеж, как хлеб, востребованы всегда. Особенно сейчас, когда страна переживает строительный бум. Потребление строительного крепежа стабильно растет на 15 % ежегодно. Последние три года общее потребление крепежа в Прибалтике растет в среднем на 7 % ежегодно, в первую очередь за счет роста строительного рынка. В последнее время рынок нестабилен, ситуация меняется почти каждый квартал, но можно сказать, что в этом году спрос, а вслед за ним и цены увеличиваются интенсивнее, чем в прошлом.

По объемам крепежных изделий, на прибалтийском рынке наблюдается планомерное расширение присутствия импортной продукции.

Таблица 2

Структура импорта метизов в страны Прибалтики

Вид продукции

Всего за 2009 г.

Всего за 2011г

Проволока, т

7262,0

9719,4

Канаты, т

1789,0

3317,8

Сетка, т

1435,0

2889,9

Гвозди, т

1499,0

1582,8

Электроды, т

1552,0

2555,3

Крепеж, т

12116,0

25111,5

Всесь импорт метизов, т

25654,0

45175,6


Так, согласно таблице 2, среднегодовой темп прироста импорта крепежа в 2009–2011 гг. не опускался ниже 7 %, таким образом, тенденция положительная, что так же способствует развитию отношений между Россией и Прибалтикой.

Для определения необходимых объемов потенциальных поставок, рассмотрим структуру импорта проволоки и крепежа в такие компании, как «Auriets Sia», SIA 'SKS Baltija' Рига, Латвия; BEVI Вильнюс, Литва; Agrotehnika Таллин, Эстония, по отдельным наименованиям за 2008–2011 гг.

Таблица 3

Объем потребления метизной продукции потенциальными импортерами Прибалтики

Наименование

Объем импорта, тыс. т

2008

2009

2010

2011

Проволока нержавеющая

3,89

4,18

4,50

4,81

Саморез по металлу

1,34

1,44

1,55

1,65

Болты и гайки, шурупы

2,07

2,20

2,40

2,56

Шпильки

1,68

1,81

1,95

2,08

Всего

8,90

9,60

10,4

11,12


Объем данного рынка достаточно велик и у предприятия ОАО «Северсталь-Метиз», которое планирует реализацию 87,2 тыс. т. продукции на внешнем рынке, а так же возможное увеличение отгруженной продукции на 12 %. Таким образом, предприятие имеет возможность удовлетворить потребность прибалтийского метизного рынка.

После проведенного анализа, оценив все положительные и отрицательные стороны заключения контракта Орловского завода ОАО «Северсталь-метиз» с прибалтийской стороной, можно сделать вывод о том, что, несмотря на присутствие негативных факторов, существует множество положительных факторов, которые способствуют долгосрочному сотрудничеству сторон, а именно: продукция высокого качества, низкий уровень издержек, конкурентоспособные цены. К тому же в стране не столь жесткие экологические, эргономические и прочие требования к поставляемому оборудованию, что является позитивными факторами для сбыта продукции за рубеж.

Таким образом, исходя из выбора сегмента метизного рынка (проволока и крепежи), оценке своих возможностей и потребностей стран Прибалтики, предлагается для сбыта продукции Орловского завода ОАО «Северсталь-метиз» на экспорт выбрать рынок стран Прибалтики.


Литература:

  1. Гохберг, Л. М. Менеджмент / Под ред. Л. М. Гохберг. — М., 2009. — 280 с.

  2. Ильенков, С. Д., Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Юнити, 2009. — 307 с.

  3. Пивоварова, М. А. Особенности международного маркетинга / М. А. Пивоварова//«Маркетинг», 2008. — 576с.

  4. Выход на внешние рынки сбыта. URL: http://www.smartcat.ru/atnecramnz.shtml

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle