Библиографическое описание:

Леденева И. Ю. Нормативно-правовое регулирование отношений аутсорсинга // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 146-150.

Практика аутсорсинга помогает компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ей, на своей специфике.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.

Aутсорсинг — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Дж. Брайан Хейвуд считал, что аутсориснг можно определить как перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене [9].

Аутсорсинг в юридическом понятии представляет собой услуги внешнего исполнителя — специализированной фирмы для выполнения ею определенной деятельности в пользу организации — заказчика, т. е. выполнение каких-либо функций, чаще всего непрофильных для организации.

Аутсорсинг, по мнению Б. А. Аникина, это современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции трех экономических центров, сложившихся к 21 веку в мире, США, Японии и Европы [8].

Таким образом, аутсорсинг — широкое понятие, объединяющее различные формы взаимовыгодного сотрудничества. К аутсорсингу, в частности, можно отнести:

  1. использование услуг специализированных организаций для решения внутренних задач компании (например, разработки проектов, кадрового обеспечения, обучения персонала)

  2. приобретение у сторонних компаний услуг по реализации отдельных бизнес-процессов (например, в сфере логистики, информационного и финансового обслуживания и т. п.)

  3. вынесение производства (частично или полностью) в регионы с более дешевой рабочей силой;

  4. реализацию проектов (частично или полностью) силами внешних организаций, располагающих необходимыми ресурсами, в том числе высококвалифицированным персоналом.

  5. вынесение части активов за пределы предприятия, создание дочерних фирм и совместных предприятий для выполнения отдельных видов деятельности (производства или услуг).

Аутсорсинг рассматриваются как модель хозяйствования, которая предполагает заключение долгосрочных договоров, за время действия которых экономика успевает пройти несколько циклов, соответственно меняются бизнес-приоритеты руководства заказчика (например, снижение затрат на повышение производительности и пр.), к концепции аутсорсинга следует подходит с точки зрения увеличения ценности бизнеса. Выделяют различные виды аутсорсинга (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды аутсорсинга

Классификационный признак

Виды аутсорсинга

По сферам деятельности

IT-аутсорсинг; Юридический; Бухгалтерский; Кадровый; Налоговый; Транспортный (или логистический); Прочее

По субъектам

Аутсорсинг, оказываемый малым, крупным, средним, иностранным предприятиям

Классификация Лароза И. (по характеру оказываемых услуг)

Выполнение одноразовых и краткосрочных работ;

Временная, сезонная, консультационная работы;

Возникает тогда, когда чья- то профессиональная позиция считается избыточной.

Классификация Лозинского С. (по степени интеграции)

Функциональный (влияние аутсорсера минимально);

Аутсорсинг бизнес-процессов (клиент интегрирует аутсорсера в организационную структуру)


Аутсорсинг привлёк внимание учёных-экономистов, выявивших положительные и негативные моменты использования данной формы заёмного труда в компаниях. В силу направленности этой конструкции на перераспределение трудовых ресурсов и налогового бремени аутсорсинг вызывает также интерес у юристов, занимающихся разработкой проблемных аспектов трудового и налогового права.

Передача процессов в аутсорсинг осуществляется посредством заключения договора между заинтересованной стороной (заказчиком) и аутсорсером (организацией, специализирующейся на определенном виде услуг, работ) о выполнении работ или оказании услуг, необходимых для эффективного поддержания производственных процессов заказчика, работниками, состоящими в штате аутсорсера.

Действующее законодательство РФ фактически никак не регламентирует применение таких форм занятости работников, как «аутсорсинг». Возможность применения работодателями аутсорсинговых схем вытекает из положений Гражданского кодекса РФ ст. 421, устанавливающей, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ) [1].

Отдельные виды аутсорсинга включают комплекс сервисных услуг, в связи с чем должны оформляться смешанными договорами, содержащими максимум договорных условий, регулирующих все возможные аспекты взаимоотношений между заказчиком и аутсорсером. Поскольку услуги также включают работы, в рассматриваемом договоре оказывается и много других общих с подрядом особенностей. По этой причине ст. 783 допускает применение общих положений ГК РФ о подряде к договору возмездного оказания услуг и соответственно аутсорсингу, если это не противоречит нормам гл. 39 ГК РФ, а также специфике предмета договора возмездного оказания услуг [1].

При этом отношения между работником и организацией-услугодателем регулируются трудовым законодательством, отношения между организацией-пользователем и организацией — услугодателем — гражданско-правовым договором, а отношения «организация-пользователь — работник» формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством (см. рис.1)

Рис. 1. Правовое регулирование аутсорсинга


В вопросе о правовой природе заключаемого договора взгляды исследователей разделились.

Значительное место исследованию договора аутсорсинга уделено в трудах А. Нуртдиновой. Она считает, что «аутсорсинг — особая организация производственной (или иной) деятельности, которая основана на специфическом разделении труда, при этом за пределы компании выводится выполнение некоторых вспомогательных трудовых функций (уборка помещений, проведение ремонтных работ, компьютерное обслуживание, маркетинг, охрана, юридическое сопровождение бизнеса и т. п.), акцентируя внимание на том, что договор аутсорсинга должен квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг между организацией-услугодателем и организацией-услугополучателем» [11].

Противоположную точку зрения высказывает Л. В. Санникова. Она утверждает, что «попытки квалификации такого рода договоров как договоров возмездного оказания услуг представляются ошибочными, так как отношения между одной организацией, предоставляющей специалистов необходимого профиля, квалификации, и другой организацией — пользователем можно признать гражданско-правовыми, поскольку они носят имущественный характер, возникают между самостоятельными участниками гражданского оборота на основе равенства и автономии воли. Таким образом, договор аутсорсинга по своей правовой природе не является договором возмездного оказания услуг, его можно квалифицировать как не поименованный в ГК РФ договор и отнести к группе обязательств по совершению иных действий» [1, 12].

Несколько иной является позиция, высказанная И. С. Шиткиной, согласно которой «договор аутсорсинга — смешанный договор, соединяющий в себе элементы различных гражданско-правовых договоров и элементы трудового договора, в результате которого одна организация предоставляет в распоряжение другой организации специалистов необходимого профиля, квалификации для осуществления определенных функций в интересах этой организации. При этом организация, предоставляющая персонал, не принимает на себя обязательств на оказание каких-либо услуг (в области управления, производства, строительства и пр.), поскольку ее единственное обязательство — предоставление определенного количества персонала, соответствующего предъявленным к квалификации требованиям» [13].

По мнению Ноева С. В., с точки зрения необходимости конкретизации норм, регулирующих отношения по договору аутсорсинга, представляется необходимым обособить указанные нормы в отдельную главу ГК РФ, выделив таким образом договор аутсорсинга в самостоятельный тип гражданско-правовых договоров [1, 10].

Выделение аутсорсинга в самостоятельный тип гражданско-правового договора будет иметь принципиально важное значение для субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае наличия самостоятельного договора аутсорсинга субъекты экономической деятельности будут иметь законодательно закреплённую, имеющую общеобязательный характер модель, применимую в рамках конкретного типа предпринимательских отношений.

Соответственно, Ноев С. В. определяет договор аутсорсинга как самостоятельный двусторонний, возмездный и консенсуальный вид гражданско-правового договора. В соответствии с его условиями одна сторона — заказчик передаёт и оплачивает другой стороне — исполнителю (аутсорсеру) выполнение части собственных, внутренних непрофильных функций, неотделимых от процесса функционирования заказчика, являющихся вспомогательными по отношению к его основной деятельности, которые могут быть связаны с его юридической личностью. Исполнитель (аутсорсер), в свою очередь, обязуется выполнить с надлежащим качеством и в установленный договором срок переданные ему функции путём привлечения работников, отвечающих специальным профессиональным требованиям, которые достаточны для того, чтобы справиться с переданными функциями [10]. Таким образом, юридически урегулированными отношениями в рамках договора аутсорсинга являются отношения между заказчиком и исполнителем (аутсорсером).

Главным источником правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении аутсорсинга, являются договорные нормы. В первую очередь действуют нормы, установленные в договоре аутсорсинга. При этом любой договор аутсорсинга, на наш взгляд, должен учитывать следующие особенности:

  1. обязательно использовать в тексте самого договора и подтверждающих его исполнение соответствующих документов дословную терминологию ГК РФ и НК РФ;

  2. текст договора должен включать все существенные условия для договоров данного вида (например, договора возмездного оказания услуг);

  3. максимально детализировать предмет договора;

  4. правовой статус организации-аутсорсера не должен вызывать сомнений, в связи с чем целесообразно проверить сам факт существования и деятельности организации, оказывающей услуги;

  5. договор должен быть подписан надлежащими должностными лицами как со стороны заказчика, так и со стороны аутсорсера;

  6. необходимо проверить наличие лицензии у фирмы-аутсорсера в тех случаях, когда это законодательно предусмотрено.

  7. обеспечить соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам;

  8. организовать учет договоров в журнале регистрации договоров, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике;

  9. организовать учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным подписывать договоры в специальном журнале регистрации, форму которого целесообразно разработать самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу по учетной политике, а также учет выданных доверенностей лицам, уполномоченным представлять организацию в налоговых органах;

  10. во избежание серьезных ошибок при оформлении операций приемки- сдачи услуг конкретные исполнители должны иметь возможность ознакомиться с существенными условиями заключенных организацией договоров на оказание услуг;

  11. операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть тщательно документированы.

Важно отметить, что с 1 января 2013 г. должен вступить в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Он заменит собой ранее применявшийся Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4,5].

Новый ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает требования к работникам сторонних организаций, иначе — аутсорсерам. Ответственность за составление отчетности и ведения бухгалтерского учета при договоре аутсорсинга лежит на организации-заказчике.

Расходы по договору аутсорсинга учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (счете 44«Расходы на продажу») [6].

Расходы по договору аутсорсинга могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (если такой порядок их признания установлен учетной политикой организации).

Все налоговые аспекты, которые затрагивают обычный договор возмездного оказания услуг, в полной мере распространяются и на договор аутсорсинга.

В отношении налогообложения операций, связанных с договором аутсорсинга, также имеются определенные особенности.

Трудности возникают в связи с решением вопроса о правомерности учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на аренду персонала.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), понесенные налогоплательщиком и связанные с деятельностью, направленной на получение прибыли.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, в т. ч. расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Учитывая позицию налоговых органов, а также арбитражную практику, затраты на привлечение стороннего персонала могут быть признаны в целях исчисления налога на прибыль, если они отвечают условию экономической обоснованности и документально подтверждены [3].

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.03.2008 по делу N А56–51808/2006 пришел к выводу, что подбор и предоставление налогоплательщиком персонала другим юридическим лицам по договорам возмездного оказания услуг не противоречат положениям пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поскольку налогоплательщиком соблюдены все условия применения льготы по НДС, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, а в материале дела отсутствовали доказательства того, что налогоплательщик, в соответствии с договорами аутсорсинга, оказывал посреднические услуги, суд решил, что применение указанной льготы налогоплательщиком правомерно [3,7].

Для признания в бухгалтерском и налоговом учете договора аутсорсинга необходимо наличие:

  1. договора;

  2. приказа руководителя о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета;

  3. первичных документов;

  4. счетов-фактур целей налогового учета.

Таким образом, новый ФЗ «О бухгалтерском учете», принял несколько важных мер, которые должны способствовать развитию бухгалтерского аутсорсинга в России.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что договор аутсорсинга сочетает в себе элементы возмездного оказания услуг и подряда, следовательно, аутсорсинг относится к смешанным видам договоров. Для урегулирования отношений, возникающих по договору аутсорсинга, необходимо определить место данного договора в системе гражданско-правовых договоров.

Российский рынок аутсорсинговых услуг будет только расти, а кризисные явления в экономике могут послужить мощным толчком для развития этого рынка.

Для дальнейшего развития рынка аутсорсинговых услуг необходима проработка законодательной базы, разработка аутсорсинговыми фирмами комплексов маркетинга, ориентированных, прежде всего на удовлетворение потребностей клиентов и поддержание с ними долгосрочных партнерских взаимоотношений


Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07. 2012) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  4. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете»

  5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

  6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

  7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2008 по делу N А56–51808/2006

  8. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и Аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента: учебное пособие — 2 -е изд.- М.: ИНФРА-М, 2009. — 320 с.

  9. Дж. Брайан, Х. Аутсорсинг в поисках конкурентных преимуществ: учебное пособие — М: Вильямс, 2004. — 176с.

  10. Ноев С. В. Особенности использования малыми предприятиями новых форм договорных отношений // Нотариальный вестник. 2009, № 9. — с. 35–40.

  11. Нуртдинова А. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. № 9.

  12. Санникова Л. В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М.: Волтерс Клувер, 2007.

  13. Шиткина И. С. Договор предоставления персонала: что это такое? // Хозяйство и право. 2004, № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle