Библиографическое описание:

Горбылева А. А., Макарова Л. М. Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 110-114.

Развитие сельскохозяйственных предприятий является приоритетным направлением в рыночной экономике. В настоящее время реализуется национальный целевой проект «Развитие АПК», основная цель которого — развитие и поддержка сельского хозяйства в России, путем модернизации существующих хозяйств и открытии новых как крупных холдингов, так и малых ферм. Субъекты сельского хозяйства находятся в постоянном поиске наиболее оптимальных и эффективных форм управления затратами. Если ранее традиционные системы учета затрат оправдывали себя, то сейчас, в условиях современной конкурентной среды и с вступлением России в ВТО, необходимо пересмотреть существующие подходы.

Метод учета затрат, применяемый в основных отраслях сельского хозяйства, базируется на обобщении затрат по технологическим процессам, связанным с этапами выполнения работ, предусмотренных технологией производства в растениеводстве и животноводстве, и может быть охарактеризован как попроцессный.

Применение таких современных систем учета затрат, как «кайзен-костинг», «таргет-костинг» является наиболее перспективным способом для решения задачи модификации действующей методологии учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на сельскохозяйственных предприятиях.

Применение системы учета затрат «кайзен-костинг» (в пер. с японского «усовершенствование маленькими шагами») неразрывно связано с внедрением японской философии и практики «кайдзен» и связанное с ней понятие «бережливого производства» (лин-технологии) — это концепция менеджмента, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Активно осваивается данная концепция, например, в Республике Казахстан: в 2009 году лин-технологии были внедрены на 15 предприятиях, в 2010 г. — на 13, в 2011 г. — на 8 производствах. Примеров российского бережливого подхода в сельском хозяйстве не много: Агрохолдинг «Кубань» из Краснодарского края, ОАО «Приозерное» (Новосибирская область). Пилотной площадкой для запуска проекта бережливого производства в Татарстане были выбраны предприятия ЗАО «Бирюли» и ООО «Сервис-Агро».

Более подробно рассмотрим опыт внедрения кайзен-концепции на АгроХолдинге «Кубань» — это передовое агропромышленное предприятие страны, имеющее многоотраслевую структура. В состав «Кубани» входит 4 дивизиона, объединивших сельхозпредприятия с современными молочными фермами, уникальным свинокомплексом, комбикормовым заводом, собственным лабораторным комплексом по контролю за качеством кормов, сервисными центрами по обслуживанию импортной и отечественной техники, 3 мощных зерновых элеватора, 3 завода по производству качественного семенного материала, сахарный завод «Свобода» и крупнейшее в Европе элитное коневодческое предприятие — конный завод «Восход», выращивающее чистокровных лошадей английской верховой породы.

Экономический эффект от внедрения новой системы управления «Кайзен» в агрохолдинге «Кубань» по итогам 2009 года составил 107 млн. рублей, а в целом за пять лет внедрения системы (2007–2011гг.) оценивается более чем в 483 млн. руб. Производительность труда в холдинге с 2007 по 2011 год выросла в 2,3 раза (со 106 тыс. руб. до 250 тыс. руб. валовой прибыли на 1 работника). Себестоимость производства пшеницы была свыше 3,5 тысяч рублей за тонну. В 2010 году растениеводы, инженеры, экономисты общими усилиями снизили ее до 2,7 тысяч рублей. Другой пример — производство молока. Технологи совместно с работниками и экономистами улучшили технологию доения, повысили качество молока, снизили себестоимость производства, провели работу с заказчиками. Если в 2009 году Агрообъединением «Кубань» продано только 21 % молока высшего сорта, то в 2010 году было реализовано более 60 % такого молока, и холдинг заработал на этом более 20 млн. руб. В 2011 году — доля молока высшего сорта достигла 75 %, что принесло доход в размере 12 млн. руб.

В агрохолдинге подвели итоги конкурса среди сотрудников «Лучший кайзен 2009" и определили четыре лидирующие разработки по улучшению производственных процессов. Победителей выбирали в номинациях: «Эффективность», «Рентабельность», «Новизна мысли», «Оригинальность технического решения».

Наиболее эффективным в итоге была признана разработка дивизиона «Семеноводство», экономический эффект от которой превысил 6 млн. руб. Рабочие улучшили процесс сбора и отгрузки зерноотходов в калибровочном цехе. В результате этого была увеличила емкость для хранения семян в два раза — до 360 т. Внедрение разработки также позволило исключить ручной труд.

Самым рентабельным по итогам 2010 года стал проект специалиста отдела «Хранение и переработка зерна», которая усовершенствовала технологическую схему комбикормового цеха. Затратив всего около 1,4 тыс. рублей, она добилась экономического эффекта в размере 478 тыс. руб., то есть доходность превысила 99 %.

Специалист дивизиона «Сахар» была отмечена за новизну мысли — она добилась экономии 327 тыс. кВт/ч электроэнергии, сократила расход фильтровочной ткани и потери сахара. Экономический эффект составил почти 1,3 тыс. руб., сохранено 17,5 т сахара.

За оригинальность технической мысли компания поощрила работника дивизиона «Сельхозпредприятия», который предложил усовершенствовать подшипниковый узел культиватора. Это позволило в два раза продлить срок службы механизма, а экономический эффект составил 3,47 млн. руб. Его идея признана инновацией в сфере АПК.

Система управления «Кайзен» поэтапно вводится во всех структурных подразделениях агрохолдинга «Кубань» с 2006 года. Проводится работа с персоналом. В 2009 году основам производственной психологии «Кайзен» в компании обучено 1 366 человек. За это время внедрено 197 предложений работников.

Правительством Республики Мордовия так же проводится работа по внедрению на промышленных предприятиях режима экономии — «Бережливого производства». Оказывается поддержка конкурентоспособных производств путем реструктуризации задолженности, отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по региональным налогам, предоставления субсидий на возмещение затрат по оплате процентов по кредитам.

ОАО «Птицефабрика «Чамзинская» — одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Республики Мордовия, специализирующееся на производстве птицеводческой продукции. Одним из направлений внедрения бережливого производства, способствующего использованию резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции на ОАО «Птицефабрика «Чамзинская», является применение в производстве новейших технологий. Предприятие использует высокоэффективное современное голландское яйцесортировочное оборудование «Омния-125», установлены комплекты клеточного оборудования для промышленного поголовья птицы по 89 тыс. голов каждый и для молодняка птицы по 45 тыс. голов фирмы «Биг Дачмен», реконструирован и пущен в эксплуатацию современный молочный комплекс с установкой универсального доильного зала «MANUS» голландской фирмы. Комплекс рассчитан на 920 голов продуктивного дойного стада с беспривязным содержанием, здесь компьютеризированы многие процессы его обслуживания.

Один из крупнейших агрохолдингов Республики Мордовия ЗАО «Талина» начинает внедрение системы сберегающего земледелия (система no-Till — нулевая обработка почвы). Поскольку в структуре себестоимости растениеводческой продукции основная часть затрат имеет технологическое и техническое происхождение, совершенствование технологии, улучшение технических средств являются важнейшими факторами ее снижения. Совершенствование технологий возделывания культур в ЗАО «Талина» осуществляется в направлении уменьшения количества технологических операций и обрабатываемого слоя почвы. Поэтому широкое распространение получают нетрадиционные приемы, в том числе минимальной и нулевой обработки почвы с использованием машин нового поколения, обеспечивающих сокращение затрат энергоресурсов и труда. Осознание того, какие операции из составляющих технологического процесса обработки почвы обязательны, а что лишнее, отказ от ненужных элементов и упорядочение оставшихся мероприятий позволит предприятию снизить удельную металлоемкость в 5,7; удельный расход топлива в 1,9 и повысить производительность труда в 1,45.

Таким образом, система «кайзен» предполагает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня, для обеспечения прибыльности производства. Главное в системе «кайзен-костинг» — не поддержание производства в стабильном состоянии в соответствии со стандартами, а постоянное усовершенствование ключевых процессов так, чтобы издержки на них непрерывно снижались. При этом «кайзен-костинг» подразумевает совершенствование только за счет внутренних резервов, без привлечения внешних авансов или инвестиций [3].

Применение предприятиями АПК системы «кайзен-костинг» позволяет допускать незначительное (3–5 %) превышение дрифтинг-затрат (статьи расходов, влияющие на себестоимость изделия) при установлении целевых затрат. Целевые затраты в этом случае устанавливаются на уровне допустимых. Тем самым экономятся огромные средства на сокращении цикла разработки изделия и объемов проектных работ [2].

При снижении себестоимости выделяется кайдзен-задача. Кайдзен-задача — это сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью. Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайдзен-задачей представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-задачей


В развитии концепции «кайзен-костинг» сформировалась система целевой себестоимости («таргет-костинг») — как система управления, направленная на снижение затрат производимой продукции (работ, услуг), а также система контроля издержек и калькулирования себестоимости продукции с учетом фактического запроса потребителей и рыночной ситуации в целом в момент разработки и до начала выпуска продукции на рынок [1].

Родиной концепции «таргет-костинг» так же считают Японию, в ее основе заложены планирование и снижение затрат на производство продукции. Особенность системы «таргет-костинг», в отличие от традиционных способов ценообразования (Себестоимость + Прибыль = Цена), предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований как ожидаемая рыночная цена продукта или услуги. В основе методики системы лежит уравнение: Цена — Прибыль = Себестоимость [4].

Применение системы «таргет-костинг» может стать особенно актуальным в растениеводстве, в связи с осуществлением государством закупочных интервенций сельскохозяйственной продукции, например, зерна. Цель интервенций — стабилизировать цены на зерновом внутреннем рынке, тем самым поддержать отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. В целях проведения интервенций приказом Минсельхоза РФ устанавливается предельный уровень минимальных цен, при достижении которых проводятся государственные закупочные интервенции в отношении зерна. При использовании системы «таргет-костинг» данные цены могут послужить в качестве ожидаемой рыночной цены на соответствующий вид сельскохозяйственной продукции.

Основными принципами системы «таргет-костинг» являются:

  • первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

  • калькуляция целевых затрат для продукции, а также ее составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

  • учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции и использование концепции жизненного цикла продукта [3].

Для каждой отрасли процессу управления по целевой себестоимости присущи свои особенности. Так, для сельского хозяйства процесс управления по целевой себестоимости представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг) в сельскохозяйственных организациях


Как показывает рисунок 2, движение к целевой себестоимости является двусторонним. С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия или услуги на предприятии АПК невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив. С другой — приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие управленческого таланта у менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров — специалистов по управленческому учету. Все эти люди связаны одной целью — ликвидировать разницу между сметной и целевой себестоимостью [3].

Вычисление величины целевого сокращения затрат на предприятиях АПК осуществляется в четыре этапа:

  1. определение возможной цены реализации за единицу (элемент) рассматриваемой продукции или услуги;

  2. определение целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);

  3. сравнение целевой и сметной себестоимости продукции для установления величины необходимого (целевого) сокращения затрат;

  4. перепроектирование продукта и внесение улучшений в производственный процесс для достижения целевого сокращения затрат [2].

Можно заметить, что «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» решают задачу снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами: «таргет-костинг» — на стадии планирования и разработки; а «кайзен-костинг» — на стадии производства [4].

Предпроизводственная оптимизация затрат показывает следующие преимущества системы «таргет-костинг»: итеративный подход к разработке нового продукта через поэтапное осмысление нюансов целевой себестоимости ограждает менеджеров от искушения применять более дорогостоящую технологию и заставляет осуществлять перепроектирование сельскохозяйственной продукции.

Внедрение систем учета затрат «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» создаст благоприятные условия для дальнейшего совершенствования процесса управления затратами на предприятиях сельского хозяйства, в том числе затратами на качество. Это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.


Литература:

  1. Исхаков А. Т. Практическое применение системы целевой себестоимости («таргет-костинг») и «кайзен-костинг» в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]/ А. Т. Исхаков// Электронная версия журнала «Вестник КГФЭИ» Казань. — 2009. — № 1(14).-Режим доступа: http:\\vestnik.ksfei.ru

  2. Катков Ю. Н. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК [электронный ресурс]/ Ю. Н. Катков, С. В. Никитина // Консультант: [сайт информ.- правовой компании]. — // «Бухучет в сельском хозяйстве». — 2011. — № 8. — Режим доступа: http://financier.consultant.ru/pbi/list/2011/1007.html

  3. Пузыня Т. А. Таргет-костинг и кайзен-костинг — инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета [Электронный ресурс]/ Т. А. Пузыня // Современные научные исследования и инновации. — Июль, 2012. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15988

  4. Шалаева Л. В. Современные системы управления затратами как важнейший инструментарий стратегического управленческого учета [электронный ресурс] / Л. В. Шалаева // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. — «Международный бухгалтерский учет». — 2012.- N 21.- Режим доступа: http://www.garant.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle