Библиографическое описание:

Сикорская О. Г. Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г. // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 293-296.

Почти во всех государствах существуют обособленные сообщества, называемые меньшинствами. Критерии, с помощью которых производят их дифференциацию, различны: конфессия, этническая принадлежность, самоопределение и пр. В ходе исторического процесса лица, принадлежащие к меньшинствам, зачастую дискриминировались по этническому, религиозному или языковому признаку и поэтому не полностью обладали правами человека и основными свободами. В XX в. лидерами ряда крупнейших государств было подписано несколько нормативно-правовых актов, гарантировавших меньшинствам возможность сохранения и развития самобытности, родного языка и традиций.

Проводимая на территории Российской Федерации национальная политика имеет свое законодательное обеспечение. Все нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, можно разделить на четыре категории: международные, которые Россия ратифицировала; законы, принятые государственными органами России; региональные и муниципальные законодательные акты.

Кратко рассмотрим сперва международные правовые акты, к которым Российская Федерация присоединилась после 1991 г.

Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным меньшинствам [1] (получившую название «Декларация ООН о меньшинствах») была принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г. и была ратифицирована в России в 1994 г. Декларация ООН «послужила отправной точкой для разработки законодательных актов по защите прав национальных меньшинств в Европе» [2].

По данному соглашению страны-подписанты были обязаны либо привести национальное законодательство в соответствие с положениями декларации, либо принять отдельные законодательные акты о защите прав национальных меньшинств. «Декларация ООН о меньшинствах» стала своего рода уточнением к Уставу ООН и Всеобщей декларации прав человека.

К международным правовым актам относится также «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» [3] Совета Европы, подписанная 1 февраля 1995 г. В Конвенции подробно перечисляются условия, позволяющие национальным меньшинствам выражать, сохранять и развивать свою самобытность: свобода религии, выражения, использования языка меньшинства и пр. Также изложены общие цели и принципы, касающиеся межгосударственных контактов, образования полного равенства религий, языков, средств массовой информации. Таким образом, Конвенция дополняет существующие права человека и фундаментальные свободы.

Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, была подписана в Москве 21 октября 1994 г. Конвенция подтверждает положения международных актов в сфере защиты прав меньшинств, так же подтверждая право индивидуально или совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность. Действие конвенции СНГ не распространяется на граждан одного государства СНГ, если они проживают в других государствах, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения.

Данный перечень является далеко не полным списком международных нормативно-правовых актов, защищающих права лиц, принадлежащих к национальным, этническим или иным меньшинствам1. Кратко резюмируя, можно отметить, что во всех описанных выше документах провозглашаются одинаковые права и свободы национальных меньшинств, однако, ни в одном из текстов нет ясного соглашения о характерных признаках групп, которых можно причислить к данной категории.

Российские законы и законодательные акты, основываясь на международных, уточняют и дополняют их в контексте российской действительности.

Основы национальной политики в России заложены в Конституции, где говорится о многонациональном народе Российской Федерации [4].

В июне 1996 г. Президентом Российской Федерации была утверждена «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909), которая стала программным нормативным актом, определяющим все направление национальной политики в государстве. В то же время концепция носит не обязательный, а исключительно рекомендательный характер.

Как это указано в самом тексте концепции, она «…призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений» [5]. Как и международные акты, концепция так же гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, конфессиональной принадлежности, включенности в различные социальные сообщества и группы. Каждый гражданин имеет право на добровольное национальное самоопределение и оказание содействия развитию своей национальной культуре и языка.

С момента подписания концепции прошло 16 лет, за этот период накопился ряд пунктов, которые требуют уточнений. Так, требуется пересмотреть формулировки некоторых понятий, таких как «национальная политика» и «родной язык», необходимы уточнения всего понятийного аппарата документа. В разделе о сохранении культурного своеобразия народов России необходимо указать предполагаемые пути интеграции национальных культур в единое пространство общероссийской культуры. От экспертов также звучат рекомендации расширить такие направления национальной политики как противодействие экстремизму на национальной почве и поддержка соотечественников за рубежом и т. д. [6]

На сегодняшний день в России принят ряд законов, которые регулируют сферу национальных отношений, часть которых кратко рассмотрена ниже.

Это Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [7], Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [9], Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [10], Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [11]. Помимо этих, в нормативной базе российского законодательства существуют нормативно-правовые акты, в той или иной мере имеющие отношение к межнациональным отношениям.

В частности, к ним относятся: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» — наиболее часто упоминаемый в работах исследователей, посвященных межнациональным отношениям в России. Данный закон регулирует культурную сферу, затрагивает вопросы языка и сохранения самобытности этносов, впервые определены правовые основы создания и функционирования национально-культурных автономий на территории России.

В законе подробно указаны функции НКА, преимущественно относящиеся к общественной и культурной сферам: создание образовательных программ на национальном языке, «курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности», проведение «различных массовых мероприятий в области национальной культуры» [12]. Подобная направленность дает повод критикам называть закон чересчур ограниченным по сфере своего действия, не охватывающим всю полноту жизни этносов, а также недостаточно проработанным в отношении взаимодействия НКА и государственных органов [13].

Также в законе указано на характерную особенность НКА — объединения являются исключительно экстерриториальными общественными формированиями: «право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение» [14].

Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию. В качестве государственного языка называется русский язык при возможности использования двух государственных языков на территориях республик. Также закон допускает использование родного языка в местах компактного проживания народов без образования территориальных объединений. Основным принципом является равноправие языков: государство способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, недопустимыми называются ограничения и привилегии в использовании языков.

Законодательное обеспечение жизнедеятельности коренных народов ставит своей целью создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в рамках международных обязательств. В то же время специфические проблемы северных территорий в очень малой степени учитываются в правовой базе Российской Федерации [15]. Разработка новых законопроектов, вносящих те или иные изменения в существующую нормативно-правовую базу, ведется и в наши дни.

В 2012 г. Советом при Президенте по межнациональным отношениям был разработан проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». Необходимость разработки подобного документа была вызвана потребностью в пересмотре и корректировке концепции государственной национальной политики, многие положения которой давно нуждались в уточнении и дополнении. В проекте стратегии были сформулированы цель и задачи государственной национальной политики: содействие формированию общероссийской гражданской нации, поддержка этнокультурного разнообразия, укрепление межнационального мира и согласия, а также интеграция и адаптация мигрантов в российское общество [16].

На практике, из всех мер наиболее широкое распространение получили те, которые в первую очередь направлены на создание культурных объединений, возрождение, распространение и презентацию национальной культуры, введение образовательных программ, посвященных национальным языку и истории. Также именно данные инициативы получают поддержку федеральных и региональных органов власти, и это, в свою очередь, приводит к тому, что «в обыденном сознании этнокультурная политика ассоциируется с поддержкой традиционной народной культуры, однако это лишь одно из направлений» [17, с. 44–56].

В российских нормативных документах, регулирующих сферу межнациональных отношений, зачастую нигде не зафиксировано, за счет каких средств должно проводиться финансирование мероприятий этнокультурного развития народов России, а также кто из представителей региональных органов власти должен обеспечивать это финансирование [18].

Еще один немаловажный аспект, касающийся законодательного обеспечения, — отсутствие критериев, по которым происходит определение национальной или этнической принадлежности человека, является она результатом исключительно самоопределения или должна складываться из определенных параметров. Терминологический аппарат также лишен ясности в части применения определений характеризуемой категории лиц. В российских законодательных актах нашло применение понятие народы России (Российской Федерации), в отдельных случаях, когда имеются в виду группы, проживающие на территории Сибири и Дальнего Востока, добавляется характеристика «коренные малочисленные», основным признаком которых принято считать традиционный уклад жизни без создания государственно-национальных или национально-территориальных образований. Исключение составляет закон «О национально-культурной автономии», где основное понятие — этнические общности. Неясным остается, совпадает ли смысловое значение определений «народы России» и «этнические общности» или они охватывают различные категории населения. Добавив к списку дефиницию «многонациональный народ» из Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что единая общность всего населения государства — народ — складывается из совокупности отдельных наций, которые, тем не менее, в отдельных законах называются народами. Усугубляет ситуацию терминологическая неопределенность во втором по значимости, после Конституции, документе — Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. В международных нормативно-правовых актах относительно этого наблюдается единогласие: во всех документах лица, объединенные по этническому признаку, называются национальными меньшинствами.

Терминологической вариативности сферы межнациональных отношений в России посвящены многочисленные исследования, которые до сих пор не исчерпали тему и дискуссия о выборе понятий продолжается и в наши дни.


Литература:

  1. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. — Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/GuideMinoritiesru.pdf

  2. Проблема правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации / Дубровин, Ю.Д. // В мире права. — 2000. — № 2. — Режим доступа: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1146484

  3. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств. — Режим доступа: http://base.garant.ru/2540487

  4. Конституция Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000–3.htm

  5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. — Режим доступа: www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051

  6. Тишков В. Как обновить концепцию национальной политики? — Режим доступа: http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/kak_obnovi.html

  7. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/135765

  8. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/10148970

  9. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/180406

  10. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/182356

  11. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/12122856

  12. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями). — Режим просмотра: http://base.garant.ru/135765

  13. Нам И. Реализация Закона РФ «О национально-культурной автономии» // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. — № 16. — 1998. — Режим доступа: http://old.iea.ras.ru/topic/law/publ/nam1998.html

  14. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями). — Режим доступа: http://base.garant.ru/135765

  15. Доклад «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера». — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2004/04/28/97302.shtml

  16. Зорин В. Стратегия государственной национальной политики РФ — это документ общественного согласия. — Режим доступа: http://www.bashinform.ru/news/513551

  17. Мусин Д. А., Василенко Ю. В. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений // Ars administrandi. — № 1. — 2010. — С. 44–56.

  18. Вятчанин Н. Термин «этнос» не заменит «нацию» // Парламентская газета. — 28.11.2007. — Режим доступа: http://www.pressmon.com/cgi-bin/press_view.cgi?id=2082411

1 Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Основные термины: Российской Федерации, Российской Федерации», Федеральный закон, народов Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», Режим доступа, национальной политики, государственной национальной политики, коренных малочисленных народов, Президента Российской Федерации, малочисленных народов Севера, Востока Российской Федерации», Дальнего Востока Российской, национальной политики Российской, политики Российской Федерации, языках народов Российской, 74-ФЗ «О национально-культурной, малочисленных народов Российской, «О языках народов, Федеральный закон «О

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle