Библиографическое описание:

Янченко И. В. Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 383-385.

Развитие современного общества ставит во главу угла проблемы конкурентоспособности и обеспечения успешности личности в различных сферах. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность, рост профессиональной компетентности сотрудников стал отличительным признаком инновационного типа управления персоналом и связывается с повышением производительности труда и конкурентоспособностью предприятия на рынке. Негативное восприятие обществом «карьеристов», «карьеризма» ушло в прошлое. Современная карьера осмысливается как показатель развития человека в социуме, связывается с обретением профессиональной самоидентичности, профессиональной мобильностью, принятием принятия профессиональной культуры, ценностных ориентаций профессиональной деятельности, социальной ответственности, непрерывного самообразования, саморазвития и самоактуализации. Одновременно с позитивным отношением общества к карьерным устремлениям личности, наблюдаются и негативные тенденции, среди которых выделим скептическое отношение к студентам-выпускникам, предпочтение специалистов с опытом работы, неадекватные карьерные амбиции выпускников сразу претендующих на руководящие позиции и большое вознаграждение.

Для повышения конкурентоспособности, преодоления негативных явлений, связанных с адаптацией и успешным развитием карьеры выпускников вуза актуальной становится педагогическая задача формирования карьерной компетентности студентов вуза в процессе получения высшего профессионального образования. Осознание и отношение к образовательной деятельности, не только как процессу формирования профессиональной компетентности, но и как к начальному этапу построения карьеры обеспечивает базу, на которой выпускник вуза принимает решения о возможных сферах профессиональной деятельности и развития карьеры. Анализ понятий «карьера», «компетентность» привел нас к пониманию карьерной компетентности как интегративного качества личности, характеризующегося стремлением, готовностью и способностью реализовать свой потенциал в возможных путях социально-трудовой деятельности и осознанию необходимости начать ее формирование в вузе [4, 7]. Для этого необходимо специально организовать, педагогическую деятельность, вовлекающую студентов в процесс «приобретения» ими выраженных качеств личности, обуславливающих развитие актуальных для карьерного роста и успеха в жизни в целом образовательных потребностей. Поскольку успех в профессиональной деятельности и карьерном росте в современном обществе связывается с качествами личности, стремящейся к акме, можно заключить, что формирование карьерной компетентности студента в образовательном процессе вуза, должно быть построено на методологии личностно-ориентированного подхода к развитию личности, ее субъектной позиции в совместной деятельности всех участников этого процесса. Развивающими потенциал личности и имеющими направленность на надпредметную поисковую образовательную деятельность, являются процессуальные технологии, которые могут быть реализованы в следующих формах:

  • исследовательская (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.), проектная деятельность;

  • коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);

  • игровая, моделирующая в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане [2].

Деловые игры получили широкое распространение на тренингах личностного роста, организуемых компаниями для своих сотрудников как активное средство пробы сил, приобретения опыта, адаптации к профессиональной среде и развития, как модель различных ситуаций в конкретной профессиональной среде проигрывание которых способствует приобретению навыков поведения в различных ситуациях.

Педагогическая ценность игровых технологий относящихся к процессуальным педагогическим технологиям обусловлена сущностью понятия «игра», под которой понимается:

  • один из видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г. К. Селевко);

  • деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения [5];

  • форма моделирования в образовательном процессе предметного и социального содержания осваиваемой студентами профессиональной деятельности; одна из базовых форм организации учебной деятельности студентов в контекстном обучении — квазипрофессиональной [1].

Для деловых игр характерно наличие действующих лиц: участников и ведущих; наглядность последствий принимаемых решений; определенные правила и регламентация игры; жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры; регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; конфликтность и скрытые резервы, что предполагает постановку проблемы и наличие резервов позволяющих решить ситуацию; отсутствие полной информации, т. е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия; влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты [6].

В педагогической практике применяются различные основания для классификации игровых технологий. Например, В. А. Горский и Л. Н. Ходунова за основу классификации игровых технологий взяли вид деловых игр. Сущность педагогической деятельности в различных видах игр:

  • в имитационных — имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, его подразделения, общественного объединения, событие, конкретная деятельность людей, обстановка и условия их деятельности;

  • в операционных — моделируется какой-то рабочий (педагогический) процесс, имитируются реальные условия (методика разработки авторской программы, решение педагогической, технической и т. п. задачи, ведение предвыборной компании и др.);

  • в ролевых — отрабатывается тактика поведения, содержание и последовательность действий, выполнение функциональных обязанностей конкретного специалиста, руководителя и т. п.;

  • в играх «Деловой театр» — разыгрывание какой-либо ситуации и поведения человека в этой обстановке, мобилизация опыта, знаний, умений и навыков обучающихся в освоении конкретного социального опыта, опыта действий в предлагаемых ситуациях, в оценке обстановки, в нахождении правильной (оптимальной) линии поведения;

  • в играх «Психодрама и социодрама» — разыгрывание какой-либо ситуации, имеющей социально-психологический аспект, где отрабатывается умение чувствовать и понимать ситуацию в группе, объединении, коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в контакт и продуктивное сотрудничество [3].

  • Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение. В деловой игре выделяют три основных этапа: подготовки, проведения, анализа, обобщения. Деятельность участников:

  • на этапе подготовки разрабатывается сценарий авторами-разработчиками игры, включающая план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовку материального обеспечения и ввод участников в игру руководителем с помощью «разогревающих» игровых эпизодов (постановка проблемы, целей, условий, инструктаж: регламент, правила планируемый результат, распределение ролей формирование групп, консультации);

  • на этапе проведения тренеры (координаторы) организуют мозговой штурм и активизируют в группах разыгрывание ролей, межгрупповую дискуссию, выступления групп, защиту результатов;

  • на этапе анализа и обобщения работа организаторов заключается в выводе из игры с анализом, рефлексией — оценкой и самооценкой работы, выводами и обобщениями, подведением итогов игры, рекомендациями [5].

Анализ сущности педагогических действий и деятельности участников в различных видах деловых игр, позволяет сделать вывод о большой педагогической ценности применения игровых технологий в обучении, обусловленную тем, что в процессе игры:

  • создается творческая обстановка, сопровождающаяся положительными эмоциями благоприятная для приобретения ценного опыта межличностного и коллективного взаимодействия,

  • происходит знакомство с разнообразными видами профессиональной деятельности, имеется возможность «примерить» на себя роль в деловой игре, как модель профессионального поведения.

Педагогическая ценность деловой игры обусловлена и обязательным применением в ее процессе рефлексивных технологий, нацеленных на адекватную оценку основных компонентов осуществленной деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты), а так же определение и корректировка новых целей и дальнейшей деятельности. Рефлексия выступает не столько как итог, но как начальный этап для планирования новой деятельности, постановки новых целей на основе адекватной самооценки и оценки возможностей, предоставляемых социумом.

Таким образом, игровая деятельность, как проверка потенциала, накопления опыта, адаптации к окружающей среде и развития, моделирующая различные общественные феномены, является прототипом будущей профессиональной деятельности и при определенном содержании вовлекает студентов в процесс прогнозирования будущей карьеры, планирования и выстраивания ее как процесса формирования деятельностной компоненты карьерной компетентности в структуре профессиональной.


Литература:

  1. Вандышев М. Н., Петрова Л. Е. Работодатели: ожидания от выпускников вузов // Качество подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием: социологический мониторинг: Коллективная монография. Под ред. Б. М. Игошева, Л. Я. Рубиной и др. Урал.госпедун-т. Екатеринбург, 2006.

  2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М. В. Кларин. — Рига.: Эксперимент, 1995. — 176 с.

  3. Лях В. И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01/В. И. Лях; Гос. унив. цветных металлов и золота — Красноярск, 2005. — 216 с.

  4. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования [Текст] / С. И. Осипова, И. В. Янченко //Вестник КемГУ — 2012. № 3 (51). — С. 135–141.

  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  6. Технология формирования социальных навыков/ Под общ. ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого 2-е изд., испр. и доп. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005–224 с.

  7. Янченко И. В. Карьерные возможности цифрового поколения [Текст] / И. В. Янченко // Молодой ученый. — 2012. — № 11.

Основные термины: карьерной компетентности, профессиональной деятельности, формировании карьерной компетентности, карьерной компетентности будущих, Педагогическая ценность, компетентности будущих выпускников, будущих выпускников вуза, деловой игры, Педагогическая ценность деловой, профессиональной компетентности, игровых технологий, ценность проектной деятельности, ценность деловой игры, Педагогическая ценность проектной, компетентности студента, карьерной компетентности студентов, карьерной компетентности студента, профессиональной компетентности сотрудников, формирования профессиональной компетентности, пониманию карьерной компетентности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle