Библиографическое описание:

Бисов А. А., Уваров П. В. Анализ расположения торгово-развлекательных центров города Красноярска на примере ТРЦ «Июнь» // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 87-90.

В настоящее время в развевающемся городе Красноярске невозможно представить свою жизнь без торгово-развлекательных центров. Ранее аналогами таких центров являлись ТЦ «Красноярье», ЦУМ. Но при выборе расположения данных объектов не было необходимости учитывать подъездные пути и развязки, парковочные площади и плотность движения вокруг. Была совсем другая дорожная ситуация, не было предположения, что через пару десятков лет на тысячу жителей города будет двести пятьдесят два автомобиля. Сегодня существует необходимость оптимизации расположения торгово-развлекательных центров с учетом прогноза транспортной проблемы в городе.

В ходе исследований были собраны статистические данные, подтверждающие большое скопление автомобилей, образованное в районе ТРЦ «Июнь». На основе этих данных была построена имитационная модель в программе GPSSWorld. В программе GPSSWorld был реализован метод Монте-Карло, который заключается в том, что в модель (туда, где проявляет себя неопределённость) вводят датчики случайных чисел. В результате с их помощью в нескольких местах модели производится розыгрыш случайной величины или случайного события, в зависимости от которых меняется ход или параметры исследуемого случайного процесса. В этом случае можно провести последовательно серию испытаний при различных ситуациях и затем попробовать выявить закономерности процесса. Это может оказаться существенно проще, чем аналитически аппроксимировать составляющие исследуемого процесса, так как часто такая аппроксимация требует специальных исследований и не всегда возможна. Выбор данного метода связан с тем, что нет необходимости вручную специально просчитывать все возможные варианты — эту работу выполняет сама программа.

В данном случае случайным событием является движение транспортных средств по улице Партизана Железняка. Выявляется пропускная способность данного участка, закономерность появления заторов, прорабатываются все возможные варианты, включая движение автомобилей, нарушающих ПДД (движение прямо в полосе, предназначенной только для поворота налево, поворот направо со второй полосы, столкновения автомобилей). Вследствие данного анализа выявляется основная причина образования затора в районе ТРЦ «Июнь» — светофор, расположенный на выезде с территории ТРЦ. С одной стороны — светофор помогает беспроблемно проехать на территорию ТРЦ «Июнь» со стороны проспекта Металлургов, поэтому исчезает необходимость разворота в районе остановки «Зенит», что увеличивает удобство подъезда к ТРЦ «Июнь». С другой стороны — светофор уменьшает пропускную способность дороги с интенсивным движением. Так же установка светофора провоцирует автомобилистов на нарушение ПДД: выезд с ТРЦ сопровождается знаком «Поворот только направо» (т. е. на ул. Партизана Железняка), далее в следующий после поворота разрыв можно разворачиваться, но многие автомобилисты, стоя в долгой очереди на выезд не выдерживают и вместо строгого поворота направо, едут прямо, создавая тем самым аварийную ситуация, а в некоторых случаях и ДТП, что ещё больше ухудшает дорожную ситуацию.

В новом светофоре, предназначенном для «удобства проезда клиентов» есть дополнительная секция, которая помогает человеку, который едет в крайнем левом ряду, проехать налево, или же развернуться, пока весь основной ряд стоит на красный сигнал светофора, без создания помех для движения других автомобилей. При образовании затора на дороге, крайний левый ряд является более пустым, так как, по сути, мало кому надо ехать только налево, либо разворачиваться, опять же «вечно спешащие автомобилисты» встраиваются в этот ряд, и при приближении к светофору, либо перестраиваются в средний ряд, который и так стоит больше всех, либо перегораживают проезд тем, кто едет по правилам, тем самым блокируя движения транспортных средств. Ранее этот разворот располагался на светофоре, расположенном через 300 метров.

Нужно принять к сведению, что дорога от ТРЦ июнь к данному светофору была сделана в две полосы, одну для выезда и одну для въезда. В выходные дни и в вечернее время суток, данный участок дороги не справляется с потоком выезжающих машин, в очереди на выезд, бывает, стоит и по тридцать, и по сорок машин, при этом опять же существуют нарушители, которые едут вторым рядом по встречной полосе, тем самым затрудняя проезд встречному потоку машин. Этих нарушителей можно понять, в наше время все больше человек становятся нетерпимыми, и не готовы ждать по двадцать или тридцать минут, ради выезда из торгового центра.

Рис. 1. Схема движения возле ТРЦ «Июнь» с новым светофором


Раньше этого выезда к светофору не было, появился он относительно недавно, но вполне можно было сразу сделать его на четыре полосы, или хотя бы три. Ведь руководство ТРЦ июнь заявило, что прилегающая территория содержит 1500 парковочных мест. Поэтому при работе светофора создается затор как со стороны ул. Партизана Железняка, так и со стороны торгово-развлекательного центра «Июнь», при этом въезд на территорию «Июня» со стороны проспекта Металлургов тоже затруднено, не правильной работой дополнительной секции, т. е. машины, которые стоят в ожидании зеленого цвета стрелки, занимают одну из трех полос одной из главных дорожных «артерий» города.

Путем решения этой проблемы может быть оптимизация времени работы светофора, для этого опять же необходимо составлять имитационные модели движения на данном перекрестке. Увеличивать пропускную способность главной дороги, и уменьшать время работы дополнительной секции. В дополнении к новому светофору ТРЦ «Июнь», на протяжении 500 метров от него стоит ещё два светофора. При этом все три светофора не настроены на «зеленую волну», и проезжая успешно первый светофор, через 300 метров велика вероятность новой остановки на следующий светофор, или же если получится проехать на два светофора сразу, встанешь на третьем. Третий,соединяющий проспект Металлургов, улицу Партизана Железняка и улицу Краснодарскую работает следующим образом: из трех полос движения, крайняя левая предназначена для поворота на двух полосную улицу Краснодарскую, средняя предназначена для поворота налево и проезда прямо, и крайняя правая для тех, кто едет прямо, выезжает в трехполосный проспект Металлургов. Чаще всего, две полосы из трех стоят на поворот на улицу Краснодарскую, тем самым, пропуская один ряд далее. Таким образом, автомобили, движущиеся с улицы Партизана Железняка, встают в светофор на июне на 30 секунд, далее, проезжая 300 метров встают на другой светофор на 30, после этого должны встроиться из трех рядов в один, для проезда на проспект Металлургов. В часы пик время обретают дополнительную стоимость. Необходима оптимизация сразу трех светофоров, подключение к «зеленой волне», изменение дорожных знаков на перекрестке с улицей Краснодарской, чтобы поворачивать на улицу краснодарскую можно было только с крайней левой полосы. Эти меры упростят ситуацию с дорожными заторами в городе, но не решат её полностью.

По состоянию Красноярска на 17.12.2012, администрацией города было принято решение о строительстве надземного пешеходного перехода на улице Партизана Железняка в районе остановки «Авиагородок», где находится «второй» светофор. Таким образом, один из трех светофоров перестанет приостанавливать движение транспорта, что улучшит пропускную способность и повысит безопасность пешеходов. Все комплексы мер по улучшению дорожной ситуации вокруг ТРЦ «Июнь» являются малоэффективными со стороны, времени, затрат и итогового результата.

Рисунок 2. Расположение ТРЦ «Июнь»


После постройки ТРЦ, была проложена двух полосная дорога-выезд, поставлен новый светофор. Также было принято решение строить новый надземный пешеходный переход и как следствие, ликвидация и снятие с эксплуатации старого светофора. Миновать все эти последствия можно было путем правильного расположения ТРЦ «Июнь», к примеру, расположить его на 450–500 метров западнее (в сторону проспекта Металлургов), тем самым выезд/въезд к торгово-развлекательному центру соединить с перекрестком улиц Краснодарская, Партизана Железняка и проспектом Металлургов. Правильно оптимизировать работу светофора на данном сложном пересечении дорог, с использованием статистических данных, разделить поток машин, движущихся по улице Партизана Железняка на поток клиентов ТРЦ «Июнь» и обычный поток машин, путем выделения дополнительной дороги. Таким образом, на одной из главных дорог города было возможно минимизировать появление заторов. Но этого сделать сейчас невозможно.

Рисунок 3. Оптимальное расположение ТРЦ «Июнь»


Главной задачей для города Красноярска является правильная оптимизация расположения зданий и сооружений. Нельзя допустить появление новых торговых центров на Предмостной площади, вместо пустующих площадей «Планеты Красноярск», на подъезде к октябрьскому мосту, со стороны правого берега, на Театре оперы и балета, вместо «долгостроя», и прочих мест, которые находятся на главных улицах с постоянными заторами. Для этого необходимо разработать ряд требований, которые необходимо соблюдать при постройке ТРЦ.

Комплекс требований при строительстве ТРЦ:

  1. Наличие минимум двух многополосных дорог в непосредственной близости от торгового центра.

  2. Выбор расположения ТРЦ на основе анализа скорости появления заторов в часы пик.

  3. Выезды с территории ТЦ не должны препятствовать движению основного потока машин.

  4. Согласование появления новых светофоров, которые будут делать удобным проезд к ТРЦ. Оценка их режима работы на пропускную способность главных дорог.

  5. Публичные слушания перед постройкой, опрос граждан про необходимость ТРЦ в данном месте, и влияние на дорожные ситуации.

Если данные требования не будут удовлетворены, разрешение на строительство будущего торгово-развлекательного центра не будет выдано.

На примере города Красноярска был проведен анализ расположения конкретного ТРЦ, выявлены недостатки и составлен перечень требований к будущему строительству, аналогичную методологию можно применять к другим городам.


Литература:

  1. Строительный портал Красноярска и Сибири [Электронный ресурс] // Строительство торгового комплекса «Июнь»: сайт – URL: http://www.sibdom.ru/article.php?id=715/html

  2. Схема движения будет изменена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ngs24.ru/news/172585/view/html (дата обращения 12.12.2012)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle