Библиографическое описание:

Танага В. А. Динамика функции внешнего дыхания и психологического статуса у детей больных бронхиальной астмой на этапе длительного санаторно-курортного лечения // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 405-410.

Как показало исследование у детей с бронхиальной астмой в периоде ремиссии, при включении в комплекс реабилитационных мероприятий дыхательного тренажера «PARI PEP 2», отмечалось достоверное увеличение ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1, ПОС, МОС 25–75, по сравнению с детьми, которые получали стандартный курс санаторного лечения. А также улучшились показатели качества жизни детей с БА, уменьшился уровень школьной тревожности. Что говорит о целесообразности включения тренажера «PARI PEP 2» в комплекс реабилитации у детей с астмой.

Ключевые слова: дети, бронхиальная астма, дыхательный тренажер «PARI PEP 2», спирограмма, уровень школьной тревожности, качество жизни.


Children with asthma in remission had a significant increase in VC, FVC, FEV1, PEF, FEF 25–75 in case of inclusion in the complex of rehabilitation respiration training «PARI PEP 2». Children who received the standard course of spa treatment don't have same results. In children with asthma, decreased levels of school anxiety and improve quality of life. The simulator «PARI PEP 2" should be included in complex rehabilitation of children with asthma.

Keywords: children, asthma, breathing simulator «PARI PEP 2", spirogram, school anxiety, quality of life.


Дети с бронхиальной астмой (БА) нуждаются в длительной реабилитации [1]. Одним из методов реабилитации детей с БА является дыхательная гимнастика с использованием дыхательных тренажеров, которые могут с успехом применять на этапе санаторного лечения. Дыхательная гимнастика способствует увеличению вентиляции, улучшает дренажную функцию, нормализуют показатели гемодинамики, снижает спазм гладкой мускулатуры, повышает качество жизни больного. В связи с чем, актуальным является использование дыхательного тренажера «PARI PEP 2» у детей больных БА. Однако в литературе имеются данные о применении дыхательного тренажера «PARI PEP 2» только у взрослых с БА [2], и детей больных муковисцедозом [3]. В связи, с чем актуальным является изучение влияния «PARI PEP 2» на функцию внешнего дыхания, состояние психологического статуса и качество жизни у детей с БА.

Целью нашего исследования явилась оценка динамики функции внешнего дыхания и состояния психологического статуса, а так же качества жизни у детей с бронхиальной астмой на этапе длительного санаторно-курортного лечения при использовании дыхательного тренажера «PARI PEP 2».

Материалы и методы. Было обследовано 104 ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (средний возраст 13,5±0,3) с 1–3 ступенью бронхиальной астмы в периоде клинико-лабораторной ремиссии (ОФВ1 более 80 %). Из них мальчиков было 75 (72,1 %), девочек — 29 (27,9 %). Длительность основного заболевания от 1 года до 13 лет. Обследование проводилось на базе Ливадийской школы-интерната санаторного типа, пульмонологического профиля. В 1-ю группу вошли 53 ребенка с БА, которые получали базисную терапию: щадяще-тренирующий режим, гипоаллергенную диету, сезонную климатотерапию, утреннюю гигиеническую гимнастику, лечебную физкультуру и курсами массаж, мембраностабилизаторы, витамины, синглетно-кислородную терапию и дополнительно, дыхательную гимнастику с тренажером «PARI PEP 2». Дыхательная гимнастика проводилась 1 раз в день в течение 4–5 минут, величина сечения элементов сопротивления 5 мм, а давление на выдохе не менее 10–20 мбар. Курс лечения составил 10 процедур. Во 2-ю группу вошли 51 ребенок с БА, которые получали базисную терапию. Всем детям проводилось: клинико-лабораторное обследование. Исследование функции внешнего дыхания (ФВД) проводилось на аппарате «Спироком-ХАИ» (Украина) с определением основных показателей: ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1, ПОС, МОС 25–75, а состояние психологического статуса оценивалось с помощью теста ЛОБИ, Филлипса. Оценку качества жизни проводили с использованием стандартизированного опросника «CAQ» French D. J., Christie M. J., в адаптированной версии Волгоградской медицинской академии. Обследование проводилось при поступлении, после курса терапии и через 6 месяцев (в конце учебного года). Статистическую обработку проводили при помощи программного продукта STATISTICA for WINDOWS, 2008, критерий достоверности по Стьюденту при значении достоверности различий Р<0,05.

Результаты и обсуждения: Как показало исследование, длительное санаторно-курортное лечение положительно влияет на состояние функции внешнего дыхания (см. Рис.1).


Рис.1. Динамика показателей функции внешнего дыхания у детей с бронхиальной астмой на разных видах терапии (М±m).

Как видно из рис.1, сразу после проведенной 10 дневной терапии в обеих группах отмечалась положительная динамика. Причем в 1-й группе отмечалось достоверное улучшение как объемных ЖЕЛ (p<0,01), ФЖЕЛ (p<0,001), так и скоростных показателей ФВД ОФВ1 (p<0,01), а во 2-й группе только ОФВ1 (p<0,05). Через 6 месяцев достоверно увеличились ФЖЕЛ (p<0,01), ПОС (p<0,05), МОС 75 (p<0,05), однако ОФВ1 снизился в обеих группах, что говорит о нивелировании эффекта санаторного лечения, так и дыхательной гимнастики с помощью тренажера «PARI PEP2» и необходимости проведения повторного курса.

Далее нами была изучена динамика психологического состояния (тест ЛОБИ). Результаты проведенного исследования отражены на рис. 2.

Рис.2 Динамика психологических особенностей внутренней картины болезни у детей с бронхиальной астмой.


Рассматривая рисунок 2, мы видим, у детей с БА в обеих группах преобладают дезадаптивные типы с интерпсихичеческой направленностью (39,6 % и 39,2 %) и дезадаптивные разнонаправленные типы (34,0 % и 25,5 %). Кроме того отмечается преобладание диффузных типов реагирования (с тремя и более пиками) -41,5 % и 47,0 %. После проведенного курса дыхательной гимнастики психологическое состояние детей основной группы изменилось в положительную сторону. Отмечается достоверное (р<0,01) увеличение адаптивных типов реагирования до 32 %, а также увеличение числа чистых адаптивных типов реагирования до 28,4 % (р<0,05). Так же снизилось количество детей с дезадаптивным интрапсихическим типом реагирования с 15 % до 5,6 %. Увеличение чистых адаптивных типов произошло за счет снижения количества детей с диффузными типами реагирования с 41,5 % до 18,9 % (р<0,01). В то же время в группе сравнения хоть и наметилась положительная динамика в психологическом статусе пациентов, однако достоверных изменений отмечено не было. В основной группе к концу года наметилась еще более выраженная динамика улучшения показателей типа реагирования. В группе детей получавших стандартный комплекс санаторно-курортного лечения достоверное улучшение психологического статуса наблюдалось только к концу учебного года. Кроме того, отмечаются достоверные различия в группах в конце учебного года: в первой группе преобладали дети с чистыми типами реагирования, а во второй группе — дети со смешанным типом реагирования. Это показывает более выраженный эффект от терапии в группе, где использовали дополнительно курс дыхательной гимнастики с тренажером «PARI PEP 2».

На рис.3 отражена динамика показателей уровня школьной тревожности и качества жизни детей с бронхиальной астмой (в баллах).

Рис.3 Отдаленные результаты уровня тревожности и качества жизни детей с бронхиальной астмой после проведенного курса лечения


Как видно из рис.3, в начале исследования достоверных различий в группах сравнения выявлено не было. После курса дыхательной гимнастики в основной группе была зарегистрирована достоверно большая динамика положительных изменений, чем в группе сравнения. Так средний уровень школьной тревожности снизился в основной группе на 10,9 % (р<0,001), а в группе сравнения на 3,6 %. Однако количество детей с повышенной тревожностью и высокой тревожностью одинаково снизились до 2 % в обеих группах.

Изучая качество жизни пациентов с БА нужно отметить высокий уровень дистресса в обеих группах. Под влиянием терапии в обеих группах произошло достоверное снижение данного показателя, однако в основной группе снижение дистресса было значительнее и составило 7,6 % (р<0,01), тогда как, в группе сравнения 4,5 %. Кроме того, положительное влияние на дыхательную систему тренажера «PARI PEP2» привело к снижению тяжести астмы (р<0,01) и увеличению качества активной жизни детей с БА. Достоверных различий между группами к концу учебного года выявлено не было. В первой группе детей мы видим достоверное значительное улучшение показателей уровня тревожности и качества жизни как сразу после проведенного лечения, так и в конце учебного года. В группе детей получавших стандартный санаторно-курортный комплекс положительная динамика отмечается к концу учебного года: достоверно снизились показатели уровня тревожности (р<0,001), дисстресса (р<0,01) и тяжести астмы (р<0,01). Однако улучшение таких показателей как, качество активной жизни и качество подростковой жизни изменились не так значительно.

Выводы: Таким образом, длительное санаторно-курортное лечение оказывает благоприятное воздействие на психологический статус и качество жизни детей с БА, а включение дыхательной гимнастики в комплекс реабилитационных мероприятий помогает в более короткое время улучшить функцию внешнего дыхания, самочувствие и качество жизни пациентов с БА. Однако данные курсы необходимо повторять 2–3 раза в год.


Литература:

  1. Кобец Т. В., Танага В. А., Лысакова И. В. Критерии оценки социальной адаптации детей с бронхиальной астмой // Актуальные вопросы педиатрии: матер. науч.-практ.конф.// Вестник физиотерапии и курортологи.-2010.-№ 6.-С. 189

  2. Солдатченко С. С., Донич С. Г. Новые подходы к лечению обострения бронхиальной астмы// Одеський медичний журнал № 5,-2007.-с.30–35.

  3. Физиотерапия при кистозном фиброзе (муковисцедозе). Пособие для пациентов, родителей, физиотерапевтов и врачей. / Перевод с английского языка Горшков М. Д. — 2005.- 79с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle