Библиографическое описание:

Дмитриева М. А. Оказание комплексной помощи детям-инвалидам // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 305-306.

Семья с ребенком инвалидом — это семья с особым психологическим статусом, особенности который определяются не только спецификой всех членов семьи, но самое главное закрытостью семьи для внешнего мира, особенно это видно дефицитом общения, поэтому главное это специфическое положение в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Психологическая помощь детям-инвалидам позволяет им оптимально организовывать межличностные отношения внутри семьи, как между членами семьи, так и отдельно, между другими окружающими. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации особого ребенка.

Психологического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка инвалида. Большую оказывают социальные центры развития помощь ведется в воспитании ребенка со стороны специалистами. Семья играет огромную роль в воспитании детей. Поэтому центрах развития работая с специалистами разного профиля и с родителями и детьми сложились отношения довольно тесно, поэтому родители знают, что происходит с их ребенком. В этом помогает им психологические центры. [3,124]

  • Большая часть детей удовлетворена отношениями с матерью, так как больше времени проводит с ней.

  • Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества.

  • Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми-инвалидами авторитета родителей.

Большая часть родителей, как правило, занимаются гиперопекой детей инвалидов. Проведение исследования по изучению проблем семьи с ребенком инвалидов дало новое направление в работе специалистов психологов, социальных работников, воспитателей и медицинского персонала. Наши дети в определенном возрасте умеют обходиться без сопровождения взрослых, но это очень редко. Их эмоциональная нестабильность и психическое здоровье дает детям необходимость в посторонней помощи. Но разрабатываются разные методики и программы в помощь детям с интеллектуальной недостаточностью, которые в дальнейшем им помогают в их проблеме.

Проведение радикальных экономических реформ в современной России потребовало реализации адекватной социальной политики, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр услуг экономического, медицинского, психолого-педагогического, правового, бытового и иного характера. Сегодня создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям инвалидам.

Служба социальной защиты населения со времени своего образования начала принимать комплексный характер. (Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа, призванных оказывать социальную помощь семье и детям — инвалидам.

Люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, нуждаются в особой заботе общества. В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т. п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Организация комплексной психосоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями прежде всего зависит в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации. [2, 14]

Поскольку во многих случаях начала инвалидности заложены в детстве, каждый ребенок с отклонениями в здоровье и развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. В специальных в учреждениях. Взаимосвязь осуществляемых параллельно лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в обще оздоровительных мероприятиях. В развитии обычно связаны с низкой работоспособностью центральной нервной системы. Большую роль играет в таких центрах коррекционная работа со всеми специалистами. [3, 58] Которые в своей работе помогают детям с отклонениями в здоровье и развитии большую пользу приносят специальные занятия по развитию движений, эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. Для того чтобы помочь инвалиду, используются все методы социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики коррекционной работы социальной работы с инвалидом и его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи. Педогоги центра помогают инвалиду формировать навыки самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах. [1, 24]

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают множество трудностей различного характера, связанных с принятием сложившейся ситуации, лечением, развитием, обучением и социализацией ребенка, получением профессии и трудоустройством (ребенка и своим собственным), налаживанием внутрисемейных отношений и др. Нерешенные вопросы часто порождают подлинные житейские проблемы, в свою очередь, обусловливающие различные психогенные, нервно-психические расстройства, которые выражаются в чувстве вины перед ребенком. [4, 25] Вины на другое лицо, гиперопеке или завышенных требованиях к ребенку, игнорировании интересов здоровых членов семьи, отрицании диагноза или пренебрежении врачебными рекомендациями.

Значительная роль в социально-психологической реабилитации семей с детьми-инвалидами отводится сохранению и расширению их социальных контактов, особенно оказывающих психотерапевтическое воздействие. Так, благотворным является общение с семьями, имеющими сходные проблемы. Благодаря общим интересам, возможности обмена опытом, оказываемой психологической поддержка. В центрах развития педагоги помогают детям проводят коррекционно-развивающие занятия, построенные с учетом их индивидуальных особенностей этих детей. [5, 125]

Естественно, что многие родители, воспитывающие ребенка-инвалида, подвержены стрессу. Наиболее распространенными реакциями психики человека на экстремальные обстоятельства являются неспособность сосредоточиться, затруднения в принятии простых решений, отсутствие уверенности в себе, раздражительность, частые вспышки гнева, беспокойство, смятение, беспричинный страх или полная паника, получение результатов, противоположных ожидаемым, несбыточность или ненасытность желаний.

Положение усугубляется отсутствием опыта самозащиты. В стрессовом состоянии возможны частые перепады настроения, человек может впадать в ярость или ему вдруг становится страшно. Как правило, справиться с переживаниями и выйти из стрессового состояния помогает непосредственное выражение своих эмоций. Таким образом данная статья имеет цель выяснения основных психологических причин у детей с нарушением интеллекта.


Литература:

  1. Каралева Г. Н. «Социальное обслуживание семьи и детей в России». «Технология социальной реабилитации инвалидов» Метод.рекомендации.-М.,2000.

  2. Авторский коллектив: В. Ю. Меновщиков, Г. А. Агрест, А. К. Зобачева. «Комплексные методики активизации социальной работы».

  3. Лиханов А. М. Дети без родителей./ А. М. Лиханов.-Москва. 1987г.

  4. Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. / Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Синапс. 1993. № 4. С. 354

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle