Библиографическое описание:

Планкин К. А., Ченобытов В. Обучающие возможности кейс-метода в профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 354-355.

One of the most important thing in professional education is a practice. The students need it to get the first experience of executing their professional functions. We offer to use a case study to prepare the students for real situations, they can meet in future.


В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и вооружает студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.

Метод анализа ситуаций, предлагаемый нами для использования при подготовке студентов к профессиональной деятельности, учит студентов быстрее ориентироваться в возникающих типичных ситуациях, расширяет видение проблем, развивает способности к принятию решений, формирует и расширяет круг компетентностей будущего профессионала.

Для того, чтобы определить обучающие возможности кейс-метода, необходимо выявить его отличия от других методов обучения.

Рассматривая сущность кейс-метода, В. Я. Платов [3] выделяет следующие его признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:

  1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени.

  2. Коллективная выработка решений.

  3. Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных вариантов.

  4. Единая цель при выработке решений.

  5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Таким образом, кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению. В. Я. Платов утверждает, что игра представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики [3]. Что касается соотношений кейс-метода и проблемного обучения, то здесь Ю. П. Сурмин [1] выделяет несколько аспектов их взаимодействия:

  • кейс-метод предполагает наличие проблемы, которая оказывается скрытой описанием ситуации, и нередко сам кейс-метод сводится к формулировке и всестороннему анализу проблемы;

  • проблема в кейс-методе является более конкретной по сравнению с проблемным методом обучения.

Понятие «анализ ситуации» составляет суть деятельности студентов при решении кейса. Поэтому обучающий потенциал кейс-метода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности как таковой, а также действий и методов работы, необходимых студентам для нахождения оптимального решения учебной проблемы (поиск информации, дискуссия, самооценка и оценка других студентов).

Существует очень много видов анализа, но все они делятся на два основных типа: одни носят инструментальный характер, другие тяготеют к объекту исследования. Примером первого вида является причинный анализ, предполагающий выявление причин в изучаемом объекте. Примером второй разновидности является анализ документов, предметом которого выступает сам документ.

Кейс-метод представляет собой вторую разновидность анализа, которая формирует свое особенное содержание аналитической деятельности [1]. Этот метод включает многие виды аналитической деятельности, приложимые к осмыслению ситуации. Его обучающие возможности прямо пропорционально зависят от количества используемых в нем аналитических методов, что в свою очередь зависит от уровня методологической культуры преподавателя.

Содержание аналитической деятельности в кейс-методе состоит из четырех основных видов анализа: проблемного, системного, праксеологического и прогностического. Но каждый изучаемый учебный курс имеет свои разновидности анализа, поэтому нельзя сказать, что кейс-метод в содержательном плане ограничивается сформулированными задачами. В зависимости от конкретной разновидности ситуации и учебного курса, в котором используется кейс-метод, выделяют такие разновидности анализа, как экономический, управленческий, психологический, педагогический и так далее.

Задачи, решаемые в процессе анализа ситуации, можно объединить в следующий список:

  1. Осуществление проблемного структурирования, которое предполагает выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

  2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

  3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).

  4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

  5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

  6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).

  7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

  8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ) [1].

В процессе решения кейса формируются и развиваются универсальные компетенции студентов. О. Г. Смолянинова [2] выделяет следующие качества, формированию которых способствует решение кейсов:

  • аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);

  • практические навыки (использование академической теории, методов, принципов на практике);

  • творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить, очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);

  • коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);

  • социальные навыки (в ходе обсуждения кейс вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т. д.);

  • самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного; возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).

Таким образом, мы сформулировали обучающие возможности кейс-метода. Его нелегко встроить в учебный процесс. Здесь необходимы значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения. Это огромная работа в аудитории и за ее пределами, со студентами и без них. Но она может обеспечить значительное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.


Литература:

  1. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с. ISBN 966–7345–43–2.

  2. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов. Гуманитарный вестник. — Красноярск, 2000.

  3. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. — М.: Профиздат, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle