Библиографическое описание:

Голокозова И. Р., Айдинова А. Т. Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 108-110.

Важным событием в экономике нашей страны стало вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию. И особо актуальной темой в настоящее время является развитие сельского хозяйства в совершенно новых условиях. В данный момент все обеспокоены этим вопросом, так как множество экспертов и в том числе СМИ считают, что сельское хозяйство в условиях ВТО не способно полноценно функционировать. Они считают, что производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время неконкурентоспособно, причинами этого является:

  1. Слабая инфраструктура рынка сельского хозяйства (так как доля инфраструктурных издержек значительно превышает показатели в других странах).

  2. Устаревшее оборудование, технологии производства, которые применяются до сих пор в сельском хозяйстве, и приводит к высокой себестоимости и эрозии сельскохозяйственных угодий.

  3. Низкие цены на зерно внутри страны, и в следствии этого отечественные сельхозпроизводители не дополучают свою прибыль.

  4. Нехватке квалифицированных кадров и недостаточном образовании в вузах будущих специалистов (т. к. образовательные стандарты базируются на устаревших знаниях) [1].

Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалевсчитает, что вступление России в ВТО несет за собой ряд негативных последствий, в том числе и для свиноводства в особенности, т. к. пошлины на ввоз свинины значительно снизятся, и вследствие чего будет выгоднее покупать импортное мясо, чем выращивать свое. Также Ковалев отмечает, что необходимо применять различные меры по минимизации этих последствий развития свиноводства и в целом всего АПК [6].

Академик Фисинин В. И., президент Росптицесоюза, обеспокоен вступлением в ВТО, считая, что агропромышленный сектор не вполне готов к такому шагу. Однако Фисинин В. И. во вступлении в ВТО видит не только отрицательные моменты, но и положительные. По его мнению, повысится конкретность в отрасли и это заставит наших производителей обратить внимание на то, чему раньше придавалось небольшое значение: упаковка продукции, рекламная поддержка и, разумеется, качество [5].

По нашему мнению, вступление России в ВТО не является угрозой для АПК. Россия это огромная страна с большими природными запасами и человеческими ресурсами. Нашей стране давно необходимы зарубежные рынки, для сбыта нашей продукции и, увеличения конкурентоспособности и качества отечественного продовольствия. Безусловно, этот процесс в новых условиях будет болезненным, и нашей стране придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Нашему государству необходимо сделать все, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной, качественной, и завоевала новые рынки сбыта. Для этого необходимо ликвидировать технологическую отсталость во всех отраслях, обеспечить поддержку различными субсидиями наших аграриев, и особенно важно учитывать опыт других стран, чтобы не повторить ошибки.

На сегодняшний день главными проблемами, от которых страдает сельское хозяйство в рамках ВТО являются внутренние проблемы. В нашей стране отсутствуют гарантии прав частной собственности для фермеров, и получается, что фермеров могут притеснять кто угодно.

Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции иностранных товаров и услуг, зачастую более дешевых и качественных. Западная еда станет постепенно вытеснять своим количеством и доступностью российскую продукцию, как это происходит в Украине. Это приведет к неконкурентоспособности отечественного продовольствия; нарушению потребительского баланса в пользу импортных продукции и снижение экспорта товаров отечественного производства.

Соглашения ВТО запрещают странам-участницам, предоставление правительственных субсидий, запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не применяются, или субсидий на импортозамещение. Особую роль играет субсидирование аграрного сектора, который и так находится не в лучшем виде [2].

Для того, чтобы аграрный комплекс развивался благоприятно и имел устойчивые позиции на мировом рынке, государству необходимо максимально использовать аграрный потенциал России и одновременно уметь сохранять ограниченные ресурсы страны и экономично эффективно обеспечивать доходность и конкурентоспособность сельхозпроизводителей прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей страны качественной продукцией, а также развивать экспорт [2].

Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий развития сельского хозяйства в рамках ВТО является совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

Меры поддержки делятся на два основных блока: первый заключает в себе внутреннюю поддержку, а второй сосредоточил экспортные субсидии. Главным аспектом внутренней поддержки в вопросах адаптации сельского хозяйства к новым условиям является восьмилетняя программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Целью этой программы является обеспечение продовольственной независимости Росси и повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках. Эта поддержка разделяется на три типа: «зеленую корзину», «голубую», «желтую» [7].

В «зеленой» корзине сосредоточены такие меры поддержки, которые не оказывают искажающеговоздействия на торговлю, и они могут применяться без всяких ограничений. К ним можно отнести: строительство инфраструктуры, компенсацию потерь от стихийных бедствий, подготовку кадров, развитие ветеринарии, научно-исследовательских разработки и т. д.

«Голубая» корзина необходима для ограничения выхода сельскохозяйственной продукции и связана с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению эти выплаты не должны подвергаться обязательному сокращению, если они основываются на фиксированных площадях и урожаях, а в животноводстве — если они осуществляются на фиксированном поголовье скота.

Мероприятия аграрной политики янтарной корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят: поддержку рыночных цен, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками, прямые платежи и субсидии т. п.

Обязательства по АМП предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках желтой корзины) до 2013г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 годы. В дальнейшем предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд долларов США [3].

Рассматривая вопрос экспортных субсидий необходимо отметить, что обязательства членства ВТО предполагают, что после присоединения к торговой организации Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству. Эти субсидии в России не использовались и использоваться не будут. А вот импортные квоты при ввозе говядины, свинины и мяса птицы будут применяться и дальше.

Немаловажным для государственной поддержки являются сохранение и привлечение новых трудовых ресурсов. Для этого государством предусмотрено строительство нового жилья (в том числе для молодых семей и специалистов) и объектов социально-инженерной инфраструктуры села [4].

Таким образом, государство не бросает наших сельхозпроизводителей на произвол судьбы, но формы поддержки могут меняться, и переходить на новый вид субсидий.

Вместе с членством в ВТО Россия получит возможность осуществлять поставки сельскохозяйственной продукции на рынки стран Всемирной торговой организации. Сегодня Россия является крупным экспортером зерна, мяса, птицы, и ряда других продуктов. В следовательно ВТО для сельхозпроизводителей — это возможность расширения рынков сбыта. Но не только торговля этими продуктами принесет нашей стране преимущество перед другими странами-экспортерами. Одни из потенциальных товаров является лечебные минеральные воды, так как такими огромными запасами мало кто обладает, и поэтому нашу воду будут с удовольствием приобретать во многих странах.

Но российский рынок также окажется более открытым для импорта, а конкуренция на нём ужесточится. В свою очередь это может привести к реальной проблеме. Особенно это затронет мелких производителей, например, фермеров, которым придётся искать различные варианты объединения для выхода на рынки сбыта. Для одних предприятий это будет серьезный вызов, для других — новые возможности.


Литература:

  1. Шутова О. А. Организационно-экономические аспекты управления эффективностью семеноводства озимой пшеницы // Международный сельскохозяйственный журнал. — № 4., 2006. С. 59–62.

  2. Шутова О. А. Теоретические основы воспроизводства трудовых ресурсов Современный менеджмент: проблемы и перспективы/ материалы VI Международной научно-практической конференции 29–30 марта 2011г.: Ч.2./.-СПб.: СПбГИЭУ, 2011.-370 с.

  3. Кужаева А. Т. Особенности риск-менеджмента в масложировом подкомплексе АПК (на материалах Ставропольского края): автореферат Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 Ставрополь, 2005

  4. Салпагарова М. С., Кужаева А. Т. Оценка состояния и использования земельных ресурсов в системе природопользования региона: эколого-экономический аспект/ Монография. — Пятигорск: Изд-во ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2007. — 182 С.

  5. Фисинин В. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России на период до 2025 года // АПК: экономика, управление. 2007. № 7.

  6. www.wto.ru Сайт «Россия и ВТО»

  7. www.mcx.ru Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ

Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, сельскохозяйственной продукции, развития сельского хозяйства, рамках ВТО, внутренней поддержки, вступление России, ВТО Россия, экспортных субсидий, развитие сельского хозяйства, экспортные субсидии, отечественного продовольствия, поддержки развития АПК, поддержке сельского хозяйства, рынка сельского хозяйства, рынки сбыта, обеспечения АПК России, адаптации сельского хозяйства, Министерства сельского хозяйства, сельское хозяйство, масложировом подкомплексе АПК.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle