Библиографическое описание:

Голокозова И. Р., Айдинова А. Т. Роль государства в поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 108-110.

Важным событием в экономике нашей страны стало вступление 22 августа 2012 года России во Всемирную торговую организацию. И особо актуальной темой в настоящее время является развитие сельского хозяйства в совершенно новых условиях. В данный момент все обеспокоены этим вопросом, так как множество экспертов и в том числе СМИ считают, что сельское хозяйство в условиях ВТО не способно полноценно функционировать. Они считают, что производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время неконкурентоспособно, причинами этого является:

  1. Слабая инфраструктура рынка сельского хозяйства (так как доля инфраструктурных издержек значительно превышает показатели в других странах).

  2. Устаревшее оборудование, технологии производства, которые применяются до сих пор в сельском хозяйстве, и приводит к высокой себестоимости и эрозии сельскохозяйственных угодий.

  3. Низкие цены на зерно внутри страны, и в следствии этого отечественные сельхозпроизводители не дополучают свою прибыль.

  4. Нехватке квалифицированных кадров и недостаточном образовании в вузах будущих специалистов (т. к. образовательные стандарты базируются на устаревших знаниях) [1].

Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалевсчитает, что вступление России в ВТО несет за собой ряд негативных последствий, в том числе и для свиноводства в особенности, т. к. пошлины на ввоз свинины значительно снизятся, и вследствие чего будет выгоднее покупать импортное мясо, чем выращивать свое. Также Ковалев отмечает, что необходимо применять различные меры по минимизации этих последствий развития свиноводства и в целом всего АПК [6].

Академик Фисинин В. И., президент Росптицесоюза, обеспокоен вступлением в ВТО, считая, что агропромышленный сектор не вполне готов к такому шагу. Однако Фисинин В. И. во вступлении в ВТО видит не только отрицательные моменты, но и положительные. По его мнению, повысится конкретность в отрасли и это заставит наших производителей обратить внимание на то, чему раньше придавалось небольшое значение: упаковка продукции, рекламная поддержка и, разумеется, качество [5].

По нашему мнению, вступление России в ВТО не является угрозой для АПК. Россия это огромная страна с большими природными запасами и человеческими ресурсами. Нашей стране давно необходимы зарубежные рынки, для сбыта нашей продукции и, увеличения конкурентоспособности и качества отечественного продовольствия. Безусловно, этот процесс в новых условиях будет болезненным, и нашей стране придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Нашему государству необходимо сделать все, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной, качественной, и завоевала новые рынки сбыта. Для этого необходимо ликвидировать технологическую отсталость во всех отраслях, обеспечить поддержку различными субсидиями наших аграриев, и особенно важно учитывать опыт других стран, чтобы не повторить ошибки.

На сегодняшний день главными проблемами, от которых страдает сельское хозяйство в рамках ВТО являются внутренние проблемы. В нашей стране отсутствуют гарантии прав частной собственности для фермеров, и получается, что фермеров могут притеснять кто угодно.

Многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции иностранных товаров и услуг, зачастую более дешевых и качественных. Западная еда станет постепенно вытеснять своим количеством и доступностью российскую продукцию, как это происходит в Украине. Это приведет к неконкурентоспособности отечественного продовольствия; нарушению потребительского баланса в пользу импортных продукции и снижение экспорта товаров отечественного производства.

Соглашения ВТО запрещают странам-участницам, предоставление правительственных субсидий, запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не применяются, или субсидий на импортозамещение. Особую роль играет субсидирование аграрного сектора, который и так находится не в лучшем виде [2].

Для того, чтобы аграрный комплекс развивался благоприятно и имел устойчивые позиции на мировом рынке, государству необходимо максимально использовать аграрный потенциал России и одновременно уметь сохранять ограниченные ресурсы страны и экономично эффективно обеспечивать доходность и конкурентоспособность сельхозпроизводителей прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей страны качественной продукцией, а также развивать экспорт [2].

Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий развития сельского хозяйства в рамках ВТО является совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития АПК, и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.

Меры поддержки делятся на два основных блока: первый заключает в себе внутреннюю поддержку, а второй сосредоточил экспортные субсидии. Главным аспектом внутренней поддержки в вопросах адаптации сельского хозяйства к новым условиям является восьмилетняя программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Целью этой программы является обеспечение продовольственной независимости Росси и повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках. Эта поддержка разделяется на три типа: «зеленую корзину», «голубую», «желтую» [7].

В «зеленой» корзине сосредоточены такие меры поддержки, которые не оказывают искажающеговоздействия на торговлю, и они могут применяться без всяких ограничений. К ним можно отнести: строительство инфраструктуры, компенсацию потерь от стихийных бедствий, подготовку кадров, развитие ветеринарии, научно-исследовательских разработки и т. д.

«Голубая» корзина необходима для ограничения выхода сельскохозяйственной продукции и связана с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению эти выплаты не должны подвергаться обязательному сокращению, если они основываются на фиксированных площадях и урожаях, а в животноводстве — если они осуществляются на фиксированном поголовье скота.

Мероприятия аграрной политики янтарной корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят: поддержку рыночных цен, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками, прямые платежи и субсидии т. п.

Обязательства по АМП предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках желтой корзины) до 2013г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 годы. В дальнейшем предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд долларов США [3].

Рассматривая вопрос экспортных субсидий необходимо отметить, что обязательства членства ВТО предполагают, что после присоединения к торговой организации Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству. Эти субсидии в России не использовались и использоваться не будут. А вот импортные квоты при ввозе говядины, свинины и мяса птицы будут применяться и дальше.

Немаловажным для государственной поддержки являются сохранение и привлечение новых трудовых ресурсов. Для этого государством предусмотрено строительство нового жилья (в том числе для молодых семей и специалистов) и объектов социально-инженерной инфраструктуры села [4].

Таким образом, государство не бросает наших сельхозпроизводителей на произвол судьбы, но формы поддержки могут меняться, и переходить на новый вид субсидий.

Вместе с членством в ВТО Россия получит возможность осуществлять поставки сельскохозяйственной продукции на рынки стран Всемирной торговой организации. Сегодня Россия является крупным экспортером зерна, мяса, птицы, и ряда других продуктов. В следовательно ВТО для сельхозпроизводителей — это возможность расширения рынков сбыта. Но не только торговля этими продуктами принесет нашей стране преимущество перед другими странами-экспортерами. Одни из потенциальных товаров является лечебные минеральные воды, так как такими огромными запасами мало кто обладает, и поэтому нашу воду будут с удовольствием приобретать во многих странах.

Но российский рынок также окажется более открытым для импорта, а конкуренция на нём ужесточится. В свою очередь это может привести к реальной проблеме. Особенно это затронет мелких производителей, например, фермеров, которым придётся искать различные варианты объединения для выхода на рынки сбыта. Для одних предприятий это будет серьезный вызов, для других — новые возможности.


Литература:

  1. Шутова О. А. Организационно-экономические аспекты управления эффективностью семеноводства озимой пшеницы // Международный сельскохозяйственный журнал. — № 4., 2006. С. 59–62.

  2. Шутова О. А. Теоретические основы воспроизводства трудовых ресурсов Современный менеджмент: проблемы и перспективы/ материалы VI Международной научно-практической конференции 29–30 марта 2011г.: Ч.2./.-СПб.: СПбГИЭУ, 2011.-370 с.

  3. Кужаева А. Т. Особенности риск-менеджмента в масложировом подкомплексе АПК (на материалах Ставропольского края): автореферат Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10 Ставрополь, 2005

  4. Салпагарова М. С., Кужаева А. Т. Оценка состояния и использования земельных ресурсов в системе природопользования региона: эколого-экономический аспект/ Монография. — Пятигорск: Изд-во ООО «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2007. — 182 С.

  5. Фисинин В. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России на период до 2025 года // АПК: экономика, управление. 2007. № 7.

  6. www.wto.ru Сайт «Россия и ВТО»

  7. www.mcx.ru Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle