Библиографическое описание:

Агеева Т. Ю., Айдинова А. Т. Вопросы управления устойчивым развитием аграрного предприятия // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 67-69.


Управление предприятием невозможно без осуществления планов заранее разработанной стратегии. Согласно экономическому словарю, стратегия — это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты. Каждое предприятие должно разрабатывать свою стратегию, с целью обеспечения наибольшей конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики.

В современной практике управления фирмами наметилась тенденция к смене приоритетов в выборе критерия развития: многие предприятия переходят с пути получения максимальной прибыли на получение стабильной прибыли. В связи с этим, очевиден тот факт, что стратегия устойчивости предприятия становится приоритетным направлением деятельности руководителей, нацеленная на адаптацию к быстроменяющимся условиям рынка. Вследствие этого, объективно встает вопрос управления устойчивостью предприятия. Управление устойчивостью — это совокупность методов и средств, сочетающих в себе стратегию развития, планирование, оперативное управление, антикризисный менеджмент, реструктуризационные мероприятия. Управление стратегией устойчивости предприятия предполагает взаимосвязь всех уровней, подсистем, каждая из которых координирует свою работу самостоятельно. Также, возможно выполнение нескольких стратегий одновременно.

К расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности продукции, инновационному и рациональному хозяйствованию, а следовательно к последовательному улучшению качества жизни населения ведет устойчивое развитие сельскохозяйственной организации, как основного звена сельского хозяйства. Этот процесс обеспечен наращиванием ресурсного потенциала организации за счет мотивации федеральной, региональной и муниципальной властью экономических агентов. Изучив отдельные аспекты экономической устойчивости становится понятным то, что устойчивое экономическое развитие страны и ее регионов достижимо только при экономической устойчивости их структурных элементов. Экономическая устойчивость каждого отдельного предприятия позволяет всей хозяйственной системе страны не только сохранить ее потенциал, но и обеспечить ее качественный подъем и выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными товарами.

Изучение экономической устойчивости невозможно без анализа развития экономических систем. В результате нами было выявлено, что адаптацию различных теорий развития экономических систем к российским условиям аграрной сферы экономики, а также обеспечить комплексный подход при моделировании механизма по управлению экономической устойчивостью сельскохозяйственных организаций позволяет интеграционная (системная) концепция, которая включает в себя основные положения всех теорий [1].

Таким образом, разработка и управление стратегией устойчивости является необходимым фактором достижения успеха предприятия. В целом, экономическое состояние предприятия может варьироваться от крайне неустойчивого, при котором оно находится на грани банкротства, до относительно устойчивого.

Выделяют следующие виды экономической устойчивости: организационная, производственная и финансовая, в каждом из которых определены типы. Каждая организация сама принимает решения по выбору типов экономической устойчивости: абсолютной устойчивости, которая позволяет применять высокие и интенсивные технологии и реализовать в зависимости от природно-климатических условий 65–85 % своего биопотенциала или нормальной, позволяющей применять нормальные технологии и реализовать свыше 50 % биопотенциала. В том случае, когда тип не определен или нарушаются пропорции между факторами производства, предприятие автоматически обретает тип неустойчивого ли кризисного. Абсолютно устойчивыми в России являются не более 10 % сельскохозяйственных организаций, с нормальной устойчивостью — всего 10–15 % [2].

Экономическая устойчивость в сельском хозяйстве неразрывна с социальной и экологической устойчивостью. Экология здесь имеет особую ценность, так как земля для аграрного сектора экономики основное средство производства. Однако, решить экологические проблемы невозможно без создания социальных условий, рационального хозяйствования и достаточного финансирования. Поэтому проблема устойчивого развития остается в целом больше социальной и экономической.

Управление экономической устойчивостью организаций предполагает выбор наиболее приемлемой для каждого предприятия стратегии развития в зависимости от показателей срочности. Одни предприятия выбирают стратегию ускоренного развития, другие — умеренного роста. Как правило, переход от стратегии стабильного развития к стратегии сокращения осуществляется самопроизвольно. Этого никто не планирует. Смена курса происходит в тех организациях, где ослаблен контроль реализации намеченных стратегических планов или их вовсе нет, где отсутствует система противодействия изменяющимся условиям рыночной среды. Чтобы избежать смену курса стратегии был внедрен механизм противодействия стихийному изменению направленности развития организации, который одновременно, является механизмом по управлению ее экономической устойчивости. Основой этого эффективного механизма является план стратегического развития организации, о котором мы говорили выше. Разработка плана стратегического развития систематизирует деятельность аграрного предприятия, способствует достижению оптимального уровня рентабельности производства и вложенного капитала.

Различают два вида систем управления экономической устойчивостью организации: самостабилизирующаяся и адаптивная. Производственная система динамична, с ее развитием появляются новые свойства, которые со временем трансформируются в функции. Организованность и устойчивость системы тем выше, чем выше приспособляемость ее функций к изменчивости среды, их направленность на сохранение системы как целого. Следовательно, наряду с самосохранением организации (сохранение плодородия почвы, севооборотов, технологий, своевременного проведения всех агротехнических мероприятий), необходимо обеспечивать ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды в связи с переходом к рыночным условиям, к инновационной модели хозяйствования (внедрение прогрессивных технологий, создание служб: маркетинга, НИОКР, юридической, финансовой, безопасности и других).

Нужно отметить, что в современных экономических условиях управление устойчивым развитием аграрного предприятия — это актуальная проблема, требующая качественных путей решения. На современном этапе саморегулирование производственных систем должно обязательно сочетается с государственным регулированием. Так, например, предпринятые попытки увеличения господдержки в рамках национального проекта «Развитие АПК» в 2006–2007 годах активизировали инвестиционную активность сельхозпроизводителей, рост деловой активности представителей многоукладной сельской экономики, помогли преодолеть моральный упадок на селе. В ходе реализации нацпроекта особое внимание уделялось малым формам хозяйствования, которые производят около 60 % объема всей сельхозпродукции. Личным подсобным и фермерским хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам было выдано 445 тыс. кредитов. В ходе реализации проекта шло активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов (создано 3 тысячи 700 кооператива). В результате вырос годовой прирост объема реализации продукции. Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы [3].

Институты государственного регулирования составляют единое целое с процессами рыночной саморегуляции. В Российской Федерации около 30 % специализированных сельскохозяйственных предприятий и 70 % занимаются обслуживанием этой отрасли. Для достижения эффективного функционирования кооперативов, которые, как отмечалось, являются одним из приоритетных направлений Государственной программы, необходимо оптимизировать производственный процесс и социальную структуру кооператива с учетом специализации, концентрации и эффективности производства, наличия инфраструктуры. Объективно возникает необходимость разработки программы сотрудничества государства и кооперативов. Основным направлением деятельности государственных органов власти в сфере кооперации должно стать:

  • создание условий для развития всех видов кооперации и функционирования кооперативного сектора экономики, его поддержки и защиты;

  • активизация деятельности кооперативов в решении экономических проблем и реализации социальной политики государства в рамках совместных с государством программ сотрудничества;

  • использование кооперативных ценностей для укрепления основ демократии государства;

  • расширение сотрудничества кооперативов России с международным кооперативным движением.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что экономическая устойчивость, стабильность, конкурентоспособность любого аграрного предприятия невозможна без осуществления качественной и своевременной стратегии управления предприятием на всех уровнях и структурных подразделениях, предусматривающей действенные методы реализации экономической устойчивости.


Литература:

  1. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975.

  2. Оксанич Н. И. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций (монография). — М.: Восход-А, 2007.

  3. http://www.mcx.ru/news/news/show/2657.182.htm -Официальный интернет-портал «МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ».

  4. Айдинова А. Т. Экономическая эффективность аграрного предпринимательства: Коллективная монография / под общей ред. к.э.н., доцента Белкиной Е. Н. и к. э.н. Айдиновой А. Т. — Ставрополь, ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2011.- 392 с. (50 лет экономическому факультету СтГАУ).

  5. Бараненко, С. П. Стратегическая устойчивость предприятия / С. П. Бараненко, В. В. Шереметов. — М., 2004.

  6. Бодров О. Г., Мальгин В. А., Тимирясов В. Т. Экономическая свобода и устойчивость предприятия. — Казань: Изд-во «Таглимат», 2000.

  7. Боробова С. А. Пути оздоровления сельского хозяйства. // Российское предпринимательство. — 2009.

  8. Волкова, Н. А. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий / Н. А. Волкова, О. А. Столярова, Е. М. Костерин; под ред. Н. А. Волковой. — М.: КолосС, 2005.

  9. Корчагина Е. В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002.

  10. Кужаева А. Т. Особенности риск — менеджмента в масложировом подкомплексе АПК (На материалах Ставропольского края): Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 Ставрополь, 2005 220 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle