Библиографическое описание:

Вахрушева Е. В., Крапивина К. Н. Изменения в системе национального Российского образования // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 326-328.


В современных условиях образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости, поэтому приказом Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования [1].

Как любая структура, Болонская система имеет как плюсы, так и минусы. К несомненным достоинствам бакалавриата относится мобильность студентов, т. е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники — бакалавры смогут свободней претендовать и на работу за границей. Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре.

Советская система образования значительно устарела. Необходимы инновации для того, чтобы Россия встала на один уровень с более развитыми странами, для этого потребуется немалое количество времени. Также представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20–25 % от общего числа закончивших первую ступень образования.

В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В ходе обсуждения вопроса изменения системы образования, в России Министерством образования Российской Федерации было принято решение о введении Болонского процесса в России. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран [1].

Бакалавр (от лат. baccalarius — «молодой человек», в свою очередь от лат. bacca lariu — плод лавра) — академическая степень или квалификация, присваиваемая студентам после освоения базовой программы обучения. Впервые появилась в средневековых университетах Западной Европы. Студент получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. По окончании выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр».

Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) — 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы, на заседании Государственной аттестационной комиссии даёт право на поступление в магистратуру. Диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями, также дает право далее обучаться в магистратуре [2].

Магистр (от лат. Magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре срок обучения — 2 года. Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской и педагогической деятельности по выбранному направлению. Диплом степени «магистр» как и диплом «бакалавра» признаётся во всех странах мира без подтверждения, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также признаётся зарубежными работодателями [4].

Для того чтобы поступить в магистратуру, необходимо сдать экзамены по профильным предметам, предусмотренных вузом, при этом количество бюджетных мест в магистратуре примерно в два раза меньше числа мест в бакалавриате. Но это не значит, что во всех вузах количество магистерских мест остается одинаковым. Все зависит от качества подготовки в ВУЗе, кадровых и материальных возможностей.

Традиционная пятилетняя форма обучения сохраняется в медицинских вузах и в некоторых технических, где не достаточно четырех летней учебы. Специалитет это традиционная форма российского высшего образования, которая составляет 5 лет. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления. Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Работодатели больше доверяют привычному диплому специалиста. Так что они будут иметь преимущества в России при приеме на работу, в первое время окончания ВУЗа, по сравнению с бакалаврами [3].

Специалисты также могут продолжить свое обучение в магистратуре. Что будет приравниваться второму высшему образованию.

Необходимость реформирования системы Российского образования связана с тем, что выпускникам сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не входит в перечень ступеней образования, принятых в европейской системе образования.

В России присоединение к болонской системе вызвало много критики. Обсуждение положительных и отрицательных моментов Болонской конвенции идет давно — уже с 2003 года. Сторонники двухступенчатой системы аргументировали свою позицию гибкостью и мобильностью, тем, что российский студент сможет комбинировать и расширить свои возможности при получении образования. Например, получив диплом бакалавра экономики, пойти в магистратуру по юридической специальности. А также легко поехать учиться в магистратуру за рубеж. Тем самым, быть более подготовленным к меняющимся запросам современного рынка труда. Будучи Министром образования и науки Андрей Фурсенко заявлял, что: «То, что сейчас мы реформируем советскую систему образования, — это миф, и от него пора отказаться. Этой системы, к сожалению, в значительной степени давно нет. Мы сейчас хотим, напротив, поднять уровень нашего высшего образования, сделать его конкурентоспособным. Переходить на такую систему надо очень быстро. Россию почти похоронили, считали, что мы еще лет пятьдесят будем возвращаться на свое место в мире. Но с точки зрения истории прошла секунда, и мы опять всерьез появились на геополитической арене. Изменения придется провести за несколько лет, чтобы дать шанс ребятам, которые сейчас учатся или скоро придут в вузы, оказаться по уровню знаний вровень со своими сверстниками за рубежом» [5].

В 2011 году система бакалавриата и магистратуры была введена на кафедре «Реклама и связи с общественностью» (РиСО) Казанского (Приволжского) Федерального Университета в городе Набережные Челны. Чтобы узнать отношение к двухступенчатой системе образования преподавателей, и студентов этой кафедры было проведен опрос «Отношение к изменению системы образования в России с ведением Болонской процесса».

Было опрошено 100 первокурсников, поступивших в этом году по программе бакалавриата. На вопрос «Довольны ли Вы системой подготовки в российских ВУЗах?» 68 (68 %) респондентов ответило положительно, то есть большинство опрошенных. При этом, на вопрос «Будут ли улучшения в образовании с внедрением системы бакалавриата/магистратуры?», большинство ответило против: 62 (62 %) респондента «нет» и 48 (48 %) «да».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нынешние первокурсники, которые учатся на бакалавров не против Болонской системы, но не ожидают значительных улучшений качества образования.

Для более ясной картины, были также опрошены студенты 2–4 курсов, для того, чтобы узнать их отношение к данной системе образования. Всего в опросе приняло участие также 100 студентов. Данные представлены в диаграммах ниже.


Рис. 1. «Довольны ли вы системой подготовки в российских вузах?»


Рис. 2. «Хотели бы вы продолжить дополнительное обучение в магистратуре?»

Как выяснилось, большинство студентов старших курсов считают, что положение образования не измениться с введением Болонской системы. 61 % опрошенных устраивает нынешний уровень образования в ВУЗе.

По результатам опроса стало ясно, что студенты не ожидают значительных изменений и улучшений качества образования с внедрением Болонской системы. Первокурсники Казанского (Приволжского) Федерального Университета в городе Набережные Челны, в отличие от преподавателей, довольны нынешней системой образования в российских ВУЗах. Все это дает нам понять, что потребуется время для того, чтобы у студентов могло сложиться иное мнение о данной системе, когда уже они сами непосредственно будут свидетелями результатов Болонской системы.


Литература:

  1. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index.htm

  2. «Московский Государственный Университет Технологий и Управления им.К. Г. Разумовского» филиал в г.Можайске. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.mgutum.ru/bakalavr.html

  1. ГлавСправ. [Электронный ресурс]. Статья «Бакалавриат vs Специалитет». Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/journal/157/

  2. Тульский институт экономики и информатики. Статья «Двухровневая система подготовки специалистов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abitur.tiei.ru/magistratura

  3. Студенческая солидарность. Статья «Госдума узаконила бакалавров и магистров. Разбираемся, что теперь изменится в вузах». А. Рябцев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://student.revkom.com/lenta07/soc/07101501zakon.htm


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle