Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 31.07.2023

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Чеботарева, Л. В. Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов / Л. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105139/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Ключевые слова: метод проектов, проект, образовательный проект, структура проекта.

Для рассмотрения психолого-педагогических основ обучения школьников посредством метода проектов обратимся к определению понятия «проект».

В толковом словаре С. И. Ожегова проект определяется, как «разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства, замысел, план» [3, с. 345]. То есть проект выступает в качестве прототипа, прообраза какого-либо объекта.

Метод проектов определяется Е. С. Полат следующим образом: «педагогическая технология, которая представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [5, с. 19].

Образовательный проект Ястребцев Е. Н. рассматривает как «совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата и имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности» [7, с. 35].

В педагогическом энциклопедическом словаре обучение посредством метода проектов трактуется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов» [1, с. 102].

Технология обучения посредством метода проектов основана на идеях прагматической педагогики. Автором метода проектов является Д. Дьюи [2]. Исследователь считал, что:

1) в ходе приспособления к окружающей среде человек изменяет ее на основе получаемого практического опыта;

2) сущность воспитания состоит в преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;

3) главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения прагматических интересов;

4) обучение должно осуществляться в процессе деятельности.

Идеи Д. Дьюи стали активно использовать во второй половине 19 в. в США. Это было альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществляло связь обучения с жизнью. В России идеи Д. Дьюи использовались в педагогической деятельности А. С. Макаренко и многих других педагогов. Однако в 20-е годы XX века метод проектов интенсивно использовался педагогами недостаточно компетентными в этой области, поэтому использование в обучении метода проектов было запрещено Постановлением ЦКВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 г. Возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. С точки зрения современной педагогики метод проектов обеспечивает:

1) активную позицию учащихся;

2) формирование познавательного интереса;

3) формирование общеучебных компетенций, связанных с практической деятельностью.

Требования к использованию проектов определяются спецификой конкретной отрасли научного знания. Основные требования к использованию метода проектов в обучении школьников сформулированы Н. Ф. Яковлевой [6]. Это:

1) «наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

2) значимость предполагаемых результатов проекта (теоретическая, познавательная, практическая);

3) самостоятельная деятельность участников проекта (может быть индивидуальной, парной, групповой);

4) наличие этапов проекта (на каждом этапе должны быть определенные результаты;

5) использование исследовательских методов» [6, с. 34].

Мы берем за рабочее определение, сделанное Н. Ф. Яковлевой, согласно которому «проект представляет собой ограниченную во времени деятельность, представленную рядом мероприятий, направленных на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающую получение планируемых результатов, достигаемых в ходе решения задач, связанных с целью, обеспечения необходимыми ресурсами, проведения мониторинга результатов и учета возможных рисков» [6, с. 45].

Структура образовательного проекта состоит из нескольких элементов. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура проекта

Элементы проекта

Характеристика

Тема проекта

Содержание, над которым работать

Актуальность проблемы

Значимость в данный момент

Объект исследования

То, в чем изучается предмет

Предмет исследования

То, что изучается в объекте

Цель проекта

Результат, который необходимо достичь

Задачи проекта

Этапы достижения цели

Гипотеза исследования

Предположение

Описание проекта

Ведущая идея проекта, её практическая реализация

Участники проекта

Кто будет реализовывать проект

Партнеры проекта

Кто будет помогать и поддерживать

Целевая группа

Кто будет пользоваться результатами проекта

Этапы и план реализации проекта

Распределение обязанностей между участниками и во времени

Ожидаемые результаты

Продукт проекта

Как представлено в таблице, деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение поставленной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе получения ее результатов.

Направлениями для классификации образовательных проектов могут являться цели и задачи, предметно — содержательная область, состав участников; продолжительность.

Вопросы этапов проектной деятельности раскрыты в работах Л. Н. Пелагейченко [4], Н. Ф. Яковлевой [6] и др.

По мнению Л. Н. Пелагейченко, при обучении посредством метода проектов целесообразно реализовывать следующие этапы:

1) планирование, выбор темы проекта, формулирование и исследование проблемы, проблемы, гипотезы, целей, задач и др.;

2) практическое выполнение проекта;

3) заключительный этап (оценка результатов проекта, защита проекта) [4].

Структура проекта зависит от его типа, представлений о проекте разработчиков, поэтому проекты и содержат разное количество этапов. Важнейшим фактором, определяющим особенности обучении посредством метода, является учебный предмет.

Таким образом, проектирование — процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Это обучает детей думать, творчески самостоятельно мыслить, развивать аналитические способности.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Академия. –2012.
  2. Дьюи Д. Педагогика Детства От ребенка — к миру, от мира — к ребенку. — М.: Карапуз, 2009.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Мир и Образование, 2011.
  4. Пелагейченко Л. Н. Метод проектов: классификация и структура школьных исследований [Электронный ресурс] http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_20_4_4937.pdf
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: ACADEMA, 2005.
  6. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. — М.: ФЛИНТА, 2014.
  7. Ястребцев Е. Н. Современные образовательные и информационные технологии. — М.: ВЛАДОС, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проект, образовательный проект, обучение посредством, структура проекта, значимая проблема, психолого-педагогическая основа обучения школьников, этап.


Похожие статьи

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, включающая в себя общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии...

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Во время учебного проекта я веду открытую координацию проекта, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности.

История развития проблемы проектного метода обучения...

‒ слабую разработанность методики проектной работы; ‒ гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения. В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Системно-деятельностный подход — это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной...

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности...

Новый педагогический подход к образовательной деятельности...

Можно привести примеры использования сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Рассмотрим пример проведения со студентами учебного проекта.

Развитие проектного метода в системе образования

В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из — за рубежа только в 80 — е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Похожие статьи

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, включающая в себя общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии...

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной...

Проектная деятельность как эффективная форма организации...

Во время учебного проекта я веду открытую координацию проекта, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности.

История развития проблемы проектного метода обучения...

‒ слабую разработанность методики проектной работы; ‒ гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения. В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Системно-деятельностный подход — это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной...

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности...

Новый педагогический подход к образовательной деятельности...

Можно привести примеры использования сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Рассмотрим пример проведения со студентами учебного проекта.

Развитие проектного метода в системе образования

В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из — за рубежа только в 80 — е годы, вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Задать вопрос