Библиографическое описание:

Эннс Е. А. Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 447-449.

Большинство отечественных психологов (И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция [3].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [5]. Ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции "профессионального Я" [3].

Целенаправленное формирование профессионального самосознания студентов в процессе обучения в вузе предполагает подбор методических приемов и технологий, направленных на решение следующих задач:

  • формирование у студентов системы представлений относительно психологического, социального и педагогического содержания профессиональной деятельности;

    • моделирование ситуации, в которой возможна актуализация осознания и переживания особенностей освоения профессиональной деятельности;

  • формирование умений и навыков, необходимых для планирования и успешной реализации профессиональной карьеры;

  • осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности, целостное видение себя в контексте будущей профессиональной деятельности;

  • формирование положительного отношения к учебно-профессиональной деятельности и ориентации на профессиональный рост[1].

Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента. Движущей силой развития профессионального самосознания является интериоризированное и актуализированное личностью противоречие между достигнутыми и желаемыми «Я-образами». Данное противоречие в позитивном варианте развития профессионала начинает преодолеваться через механизмы самоанализа, обратной связи и рефлексии с помощью самооценки личности. Целью психологического сопровождения студентов является формирование и развитие «Я-образов» специалиста: знание и отношение к себе в системах личностного развития, взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия и профессиональной деятельности.

Новые чувства и мотивы личности, возникающие в процессе сопровождения профессионального развития специалиста, «приводят к интериоризации данной роли с ее когнитивными, эмоциональными и конативными компонентами, и человек вскоре начинает видеть себя и относиться к себе как к носителю данных характеристик» [6, с.287].

Одним из наиболее эффективных методов используемых в процессе психологического сопровождения профессионального развития, по мнению И.В. Вачкова является метод социально-психологического тренинга, который позволяет развивать все подструктуры профессионального самосознания – когнитивную (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективную (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческую (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) [2].

Тренинг выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, обеспечивая ревизию и коррекцию Я-концепции, самопрезентации в связи с переходом на творческий уровень выполнения учебной дея­тельности, сменой социальной позиции, расши­рением социально-профессионального поля, воз­никновением новых доминант ценностей. Тренинговая группа выступает как естественная и специальная социальная среда, в которой инди­видуальные и групповые изменения отражают процесс адаптации личности. Тренинг, направ­ленный на развитие профессионального самосознания студента, объе­диняет элементы тренинга социальной компе­тентности А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой (2006), технологии коррекции стратегий преодо­ления профессионально обусловленных кризисов Э.Э. Сыманюка (2003), тренинга развития навы­ков совладания со сложными ситуациями E. Либина (1998), тренинга рефлексии Э.Ф. Зеера, О.Н. Шахматовой (1999), технологии группового тренинга И.В. Вачкова (1999), релаксационного проблемно-центрированного тренинга, тренинг самореализа­ции личности, когнитивный тренинг (мыслетренинг), методики развития компетентности в об­щении С.В. Петрушина.

И.В. Вачков выделяет в тренинговой программе направленной на развитие профессионального самосознания три взаимосвязанных тематических блока.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы.

Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания делового взаимодействия и общения с коллегами на работе, с администрацией, с деловыми партнерами. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т. п.) [2].

Анализ исследований, посвященных изучению профессионального самосознания, позволяет говорить о нем как о процессе, в результате которого складывается целостный образ себя как профессионала, включающий комплекс представлений о себе как о профессионале, систему отношений и установок к себе как к профессионалу, и зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно и дисгармонично. В практических исследованиях выдвигается утверждение, что профессионал, обладающий высоким уровнем самосознания, характеризуется уверенностью в себе, удовлетворенностью профессией, стремлением к самореализации, эффективностью работы [4]. Поэтому профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию, формированию.


Литература:

  1. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография.- М.: Издательство АВС, 2009.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Издательство»Ось-89», 2005.

  3. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: 1996.

  5. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  6. Сластенин В.А. Сластёнин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.

Основные термины: профессионального самосознания, профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, развития профессионального самосознания, профессионального самосознания студентов, развитие профессионального самосознания, профессионального развития, сопровождения профессионального развития, формирование профессионального самосознания, содержание профессионального самосознания, структуры профессионального самосознания, профессионального самосознания студента, будущей профессиональной деятельности, подструктуры профессионального самосознания, изучению профессионального самосознания, метод развития профессионального, структурных компонентов самосознания, профессионального развития студента, профессионального развития специалиста, силой развития профессионального

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle