Библиографическое описание:

Эннс Е. А. Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 447-449.

Большинство отечественных психологов (И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция [3].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [5]. Ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции "профессионального Я" [3].

Целенаправленное формирование профессионального самосознания студентов в процессе обучения в вузе предполагает подбор методических приемов и технологий, направленных на решение следующих задач:

  • формирование у студентов системы представлений относительно психологического, социального и педагогического содержания профессиональной деятельности;

    • моделирование ситуации, в которой возможна актуализация осознания и переживания особенностей освоения профессиональной деятельности;

  • формирование умений и навыков, необходимых для планирования и успешной реализации профессиональной карьеры;

  • осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности, целостное видение себя в контексте будущей профессиональной деятельности;

  • формирование положительного отношения к учебно-профессиональной деятельности и ориентации на профессиональный рост[1].

Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента. Движущей силой развития профессионального самосознания является интериоризированное и актуализированное личностью противоречие между достигнутыми и желаемыми «Я-образами». Данное противоречие в позитивном варианте развития профессионала начинает преодолеваться через механизмы самоанализа, обратной связи и рефлексии с помощью самооценки личности. Целью психологического сопровождения студентов является формирование и развитие «Я-образов» специалиста: знание и отношение к себе в системах личностного развития, взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия и профессиональной деятельности.

Новые чувства и мотивы личности, возникающие в процессе сопровождения профессионального развития специалиста, «приводят к интериоризации данной роли с ее когнитивными, эмоциональными и конативными компонентами, и человек вскоре начинает видеть себя и относиться к себе как к носителю данных характеристик» [6, с.287].

Одним из наиболее эффективных методов используемых в процессе психологического сопровождения профессионального развития, по мнению И.В. Вачкова является метод социально-психологического тренинга, который позволяет развивать все подструктуры профессионального самосознания – когнитивную (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективную (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческую (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) [2].

Тренинг выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, обеспечивая ревизию и коррекцию Я-концепции, самопрезентации в связи с переходом на творческий уровень выполнения учебной дея­тельности, сменой социальной позиции, расши­рением социально-профессионального поля, воз­никновением новых доминант ценностей. Тренинговая группа выступает как естественная и специальная социальная среда, в которой инди­видуальные и групповые изменения отражают процесс адаптации личности. Тренинг, направ­ленный на развитие профессионального самосознания студента, объе­диняет элементы тренинга социальной компе­тентности А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой (2006), технологии коррекции стратегий преодо­ления профессионально обусловленных кризисов Э.Э. Сыманюка (2003), тренинга развития навы­ков совладания со сложными ситуациями E. Либина (1998), тренинга рефлексии Э.Ф. Зеера, О.Н. Шахматовой (1999), технологии группового тренинга И.В. Вачкова (1999), релаксационного проблемно-центрированного тренинга, тренинг самореализа­ции личности, когнитивный тренинг (мыслетренинг), методики развития компетентности в об­щении С.В. Петрушина.

И.В. Вачков выделяет в тренинговой программе направленной на развитие профессионального самосознания три взаимосвязанных тематических блока.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы.

Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания делового взаимодействия и общения с коллегами на работе, с администрацией, с деловыми партнерами. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т. п.) [2].

Анализ исследований, посвященных изучению профессионального самосознания, позволяет говорить о нем как о процессе, в результате которого складывается целостный образ себя как профессионала, включающий комплекс представлений о себе как о профессионале, систему отношений и установок к себе как к профессионалу, и зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно и дисгармонично. В практических исследованиях выдвигается утверждение, что профессионал, обладающий высоким уровнем самосознания, характеризуется уверенностью в себе, удовлетворенностью профессией, стремлением к самореализации, эффективностью работы [4]. Поэтому профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию, формированию.


Литература:

  1. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография.- М.: Издательство АВС, 2009.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Издательство»Ось-89», 2005.

  3. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: 1996.

  5. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  6. Сластенин В.А. Сластёнин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle