Библиографическое описание:

Урусова А. М. Развитие познавательного интереса учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 517-525.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только
силой принуждения, убивает в ученике охоту
к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский


В современном мире с его сверхвысокими темпами роста и развития информационных технологий не составляет особого труда найти информацию на ту или иную тему. Так же много возможностей для наглядного представления и передачи информации. Но насколько легко найти информацию, настолько же быстро она забывается, оставаясь в памяти не учеников, а электронных носителей. Учащиеся запоминают не содержание темы, а пути ее поиска в различных сетях. Как бы совершенна ни была техника, самым универсальным средством хранения и обработки информации является мозг человеческий. Наша задача как педагогов дать прочные и глубокие знания, научить мыслить. Для этого необходимо уделять особое внимание привлечению интереса учащихся к изучаемым наукам, особенно к таким, как считают некоторые «сухим», математическим урокам. Отечественный педагог М. В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению. Наряду с современными методами преподавания - компьютерными тестами, интерактивными досками, дистанционными формами обучения - не теряют своего значения старые добрые доска и мел, живое общение учителя и ученика. Установлено : 50% учащихся усваивают преподносимый им материал за счет мощи и выразительности голоса педагога, более 30% - за счет развернутого содержания темы занятий. Необходимо стараться концентрировать внимание детей, делая акцент на главные моменты.

К примеру, привлекает больше внимания и легче запоминается текст, изложенный в стихотворной форме, внесение в изучение темы игровых моментов. Для сравнения приведем правила при изучении темы «Обыкновенные дроби» (учебник для 5 класса под редакцией Виленкина Н.Я.).

«Записи вида 5/8 называют обыкновенными дробями. В дроби 5/8 5 называют числителем дроби, а число 8 - знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель - сколько таких долей взято. Числитель дроби пишут над чертой, а знаменатель - под чертой.»

Можно предложить ребятам ролевую игру, героями которой являются дроби. Ученица с табличкой, изображающей обыкновенную дробь a/b, говорит:

Я дробь обыкновенная.

Вот дробная черта,

Числитель, знаменатель

Есть у меня всегда.

Под чертою знаменатель

Скажет сколько всего долей,

А числитель над чертою

Скажет сколько из них взяли.

Далее можно предложить аналогичные правила для сравнения дробей, правильных и неправильных дробей, действий над дробями и т.д.

При изучении геометрии нужно научить детей видеть красоту фигур. Ведь не зря говорил А.С.Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Можно устроить конкурс красоты, участниками которого являются геометрические фигуры — пирамида, призма, конус, цилиндр, шар. Дети готовят модели геометрических тел. Представляют участников конкурса.

- Пирамида-что за диво,

Посмотрите, как красива,

Устойчива, практична,

Вполне экономична.

Основание у нее одно

С боковыми гранями соединено

Основание – многоугольник,

Боковые грани треугольны.

Вершины все с одной соединив,

Боковые ребра получи.

Перпендикуляр из вершины к основанию

Высотою пирамиды называют.

Если основание будет правильным,

Пирамиду правильной зови,

Высоту на грани проведи

И словом апофема назови.

Вершину с основанием соединяя,

Саму пирамиду и получаем.

Бывает пирамида треугольной,

Четырех-, пяти-, n-угольной.


- Призма — что же за фигура,

Как ее нам получить,

Что и с чем соединить?

Две равные фигуры мы возьмем,

Отрезки между ними проведем,

Основания параллельны и равны,

Многоугольники они.

Вершины оснований соединяя,

Боковые ребра мы получаем.

Параллелограммы — грани боковые,

Призмы — это фигуры простые.

Треугольные, четырех-, пятиугольные,

Шести-, семи-, ну в общем, n-угольные.

Наша призма может быть наклонной,

Но прямая право все же красивей.

Если сторон у основания четыре,

Получаем параллелепипед,

Без него никак не обойтись:

В нем живем и учимся мы в нем,

В него пакуем все и вещи в нем храним.

И вправду, сей предмет незаменим.


-Треугольник вокруг катета вращая,

Мы фигуру конус получаем.

Основанием будет у нас круг,

Образующие расположены вокруг.

Перпендикулярно от вершины к основанию

Конуса высоту располагаем.

Если плоскость через ось мы проведем,

Треугольное сечение получим мы на нем,

А в сечениях, параллельных основанию,

Мы круги все время получаем.

Конус — вот прекрасная фигура,

Венчающая зданий купола.


- Если взять полукруг,

Вокруг диаметра повернуть,

Шар получится у нас.

Фигура эта радует глаз.

Оболочка шара сферой называется,

Точки все внутри нее располагаются,

Дальше радиуса ни одна не убежит -

К центру шара их всех тяготит.

Плоскостью шар рассекая,

Мы сегмент получаем.

Один радиус вокруг другого вращая,

Сектор шаровой получаем.

Шар везде и всюду мы встречаем:

В форме шаров игрушки новогодние,

Радуют нас шары — пузыри мыльные,

Мяч, который мальчики гоняют,

Тоже форму сферы представляет.

Живем мы на планете в форме шара.

Живем, живем на нем -

Шаре огромном земном,

Вращается он и ночью и днем.


-Что за фигура — цилиндр,

Как ее получить?

Прямоугольник нужно взять

И вокруг стороны вращать.

Будут вокруг образующие,

Два равных круга — основания,

Расстояние между ними — высота,

Посмотрите, какая красота!

Цилиндр! Красивей фигуры нет!

С этим не поспорил бы и сам Архимед!

Смотрим налево, смотрим направо,

Назад и вперед,

Видим повсюду цилиндра приход.

Входим на кухню, где уют царит и покой,

Смотрим на полку: ой-ой-ой.

Что видим мы?

Цилиндра нашествие.

Порошок, гель, освежитель -

Лишь напоминание о фигуре простой,

Но немаловажной для вас со мной.

Входим мы в ванную — трубы стоят,

Что напоминают они нам опять?

Конечно же цилиндр прямой круговой.

Захожу в магазин, гляжу на витрины:

Чего только нет: и кофе и консервы,

Тушенка, персиль, печенье лимонное,

Свечи, рулоны бумаги и прочее, прочее.

Все это опять же опять,

Цилиндр будет напоминать.


Особое место в конкурсе занимают благодаря своему совершенству правильные многогранники. Мир наш исполнен симметрии. С древнейших времен с ней связаны наши представления о красоте. Наверное, этим объясняется непреходящий интерес человека к многогранникам - удивительным символам симметрии, привлекавшим внимание можества выдающихся мыслителей, от Платона и Евклида до Эйлера и Коши. Их формы широко используются в декоративном искусстве. Создание оригинальных по своей форме многогранников чрезвычайно занимательно самим процессом формообразования. Вызывают интерес модели таких фигур и примеры их практического применения.

По завершении основных разделов даются контрольные вопросы. Ответы на них можно оформить как решение кроссвордов, сканвордов. Эта работа носит на первый взгляд развлекательный характер, но на самом деле их отгадывание требует знаний по всем основным разделам, поэтому преобладает познавательный характер. Также большую пользу на мой взгляд приносит и работа по составлению таких сканвордов, что требует не только знаний, но еще и фантазии. Приведем некоторые примеры таких работ.


Литература:

  1. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников/ М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М: Просвещение, 1977.

  2. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков/ Д.И. Водзинский. – М: Учпедгиз, 1963.

  3. .Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся/ Н.Ф. Талызина. – М: Знания, 1983.

  4. Учитесь мыслить нестандартно: Книга для учащихся /Б.М. Абдрашитов, Т.М. Абдрашитов, В.Н. Шлихунов. – М., Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

  5. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике/ М.Ю. Шуба. – М: Просвещение, 1995.

  6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности/ Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979.

  7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся/ Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle