Библиографическое описание:

Ибрахимов С. У. Социально-педагогическое значение «трехэтапных спортивных соревнований» // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 472-474.

В статье рассмотрены возможности трехэтапных спортивных соревнований в Республике Узбекистан, включающих в себя соревнования среди школьников («Умид ниҳоллари»), среди учащихся лицеев и колледжей («Баркамол авлод») и студентов высших учебных заведений («Универсиада»), способствующих формированию у учащейся молодежи здорового образа жизни и гармоничному развитию личности.


Главной задачей «Трехэтапных спортивных соревнований» является формирование здорового образа жизни у учащейся молодежи. Эти соревнования являются важным компонентом взаимосвязанной системы здорового образа жизни, которая объединяет четыре блока:

  1. Пропаганда укрепления здоровья учащейся молодежи с опорой на религиозное учение Зорарстризма, усвоение исламской культуры и наследия великих предков.

  2. Целенаправленное развитие двигательной культуры и двигательной активности учащихся.

  3. Реализация принципов правильного питания.

  4. Формирование у учащейся молодежи эмоционально – чувственной сферы, умений управлять собой.

Отрицательные эмоции разрушают психику и здоровье учащихся, позитивные же чувства защищают и укрепляют их физический потенциал, создают ресурс здоровья. Исламский образ жизни является примером и основой для узбекского общества,он дает возможность воспитывать у молодежи высокие духовно – нравственные качества личности, формировать устойчивое физическое здоровье. При таком образе жизни продлевается долголетие человека, он способен реализовать свою творческую энергию и получать удовлетворение от жизни. Духовная жизнь каждого молодого человека (или девушки) становится насыщенной, счастливой, обеспечивается здоровое мышление. Укрепление здоровья человека означает предупреждение от бесконечных болезней, преждевременной смерти, устранение препятствий к трудовой деятельности, реализации творческих способностей.

Чтобы внедрить в сознание учащихся необходимость ведения здорового образа жизни, нужно постоянно создавать условия в которых бы молодежь приобретала устойчивый интерес и определенный опыт здоровой жизни. В Республике Узбекистан с этой целью реализуется эффективная система физического воспитания: проводится подготовка грамотных спортивных менеджеров, развивается промышленное производство спортивного инвентаря и снаряжения, расширяется объем спортивных услуг. Ощущается особая необходимость в укреплении материально – технической базы спортивных сооружений. Кроме того, спортивные сооружения должны полностью отвечать санитарно – гигиеническим нормам.

Важное значение приобретает оптимизация физической нагрузки на учащуюся молодежь, развитие их интереса к физической культуре и спорту. Проблемы обновления форм, средств, приемов и методов, постоянного совершенствования физического воспитания ждут своего решения. Критерии оценки здоровья учащихся также должны постоянно обновляться, совершенствоваться и дополняться. Для обеспечения достижений учащейся молодежи в спорте требуется внедрение новых научных подходов, технологий повышения спортивного мастерства.

Трехэтапная система соревнований направлена на активизацию навыков здорового образа жизни молодежи и соответственно – повышение уровня их здоровья, расширение знаний в области физического воспитания, социализацию учащихся с помощью спорта. «Трехэтапные спортивные соревнования» являются важным фактором, оказывающим сильное влияние на утверждение общественного положения учащейся молодежи.

С этой целью необходимо широко пропагандировать сущность «трехэтапных спортивных соревнований» через средства массовой информации, педагогическую общественность, семью, сверстников.

Создание в Республике Узбекистан системы трехэтапных спортивных соревнований и регулярное их проведение способствует не только формированию устойчивых навыков здорового образа жизни, но и духовному, интеллектуальному, физическому развитию учащейся молодежи, трудовому воспитанию, обеспечению личной и национальной безопасности, экономическому развитию страны, укреплению международного авторитета нашего государства. В этой связи в республике разрабатываются социально – педагогические основы внедрения в узбекистанское общество сознания необходимости здорового образа жизни, воспитания молодежи в духе справедливости, правдивости, высокой морали. То есть государство заботится не только о физическом здоровье учащейся молодежи, но и их духовной и социальной устойчивости.

Известно, что личность формируется в образовательной и социальной среде. Человек получает образование, трудится, вступает в общение с окружающими. Достойный вклад в процесс всестороннего развития личности вносят физическое воспитание и спорт.

Что касается нравственной стороны занятий спортом, то физические упражнения, особенно спортивные соревнования, несут на себе большую физическую и духовную нагрузку. Быстро меняющиеся ситуации, противоборство с соперниками, результаты соревнований требуют от каждого участника команды собранности, быстроты реакции, подчинения своих интересов интересам коллектива, соблюдения определенных спортивных правил, уважительного отношения к соперникам (конкурентам) и ряда других качеств. Участник соревнований должен проявлять решительность, мужество, твердость характера, уверенность в своих силах, умение саморегуляции, дисциплинированность и т.д.

Занятия физической культурой и спортом содействуют также и умственному развитию личности, обогащают молодежь разносторонними знаниями. Кроме того учащиеся овладевают жизненным опытом и жизненно необходимыми навыками, особенно по части ухода за своим телом и соблюдения гигиенических требований. В результате занятий спортом развивается способность наблюдать, рассуждать, повышается умственная работоспособность, стабилизируется давление. Физические упражнения повышают настроение и оказывают положительное воздействие на другие виды деятельности.

Наблюдения показывают, что спортивные занятия улучшают работу органов чувств, что проявляется в остроте слуха, зрения, развитии памяти, быстроте реагирования, движениях.

Следует отметить полезность занятий спортом для подготовки учащихся к трудовой деятельности, так как в процессе занятий вырабатывается терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Эти качества всегда помогают человеку быстро интегрироваться возможности усвоения норм общественно – полезной деятельности.

При подготовке к спортивным занятиям и их проведении учителя и тренеры должны обратить особое внимание на правильное обращение учащихся со спортивным инвентарем. Это один из элементов воспитания у молодежи трудолюбия и бережного отношения к рабочим инструментам (в данном случае – спортивным снарядам). Для достижения высоких результатов в соревнованиях учащиеся должны преодолевать чувство усталости и мобилизовать свои ресурсы на многократное повторение определенных упражнений. Только такие упорные тренировки помогут достигнуть поставленной цели, постепенно овладеть необходимыми трудовыми и физическими умениями и навыками, преодолеть возникающие проблемы и трудности.

Спортивные занятия развивают у учащейся молодежи чувство прекрасного, гармоничного, а значит физическое воспитание тесно связано с эстетическим воспитанием. Этоединство проявляется в красоте движений, в освоении знаний о красоте и гармонии здорового человеческого тела, а такие виды спорта как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика и другие с полным правом можно называть искусством, тем более, что некоторые виды спорта сопровождаются музыкой. У учащихся они пробуждают богатые эстетические представления. Занятия же туризмом, альпинизмом, водным спортом помогают осознать красоту и величие природы, пробудить стремление сохранить её.

Значительная часть молодежи занимаются спортом не только для того, чтобы укрепить здоровье, завоевать авторитет, достичь высоких результатов, но и для того, чтобы получить эстетическое наслаждение, создать что-то красивое или просто почувствовать себя в движении. Физические упражнения выполняют двойную функцию: во-первых, это внешняя сторона-красота и гармония движений, во-вторых, это внутренняя гармония-приведение в систему нравственных качеств, действий, поведенческих норм.

Физическое воспитание и спорт для многих народов – это средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества. Благодаря спорту молодежь разных стран устанавливают дружеские связи с представителями разных национальностей. Участвуя в спортивных соревнованиях, проводимых в разных странах, спортсмены, посланцы разных народов знакомятся с культурой, образом жизни, историческими памятниками принимающей страны, вступают в дружеские контакты между собой. Совместное участие в спортивных соревнованиях сближает участников, помогает им понять друг друга. В процессе соревнований устанавливается по-настоящему дружеская атмосфера, проявляющаяся во взаимоподдержке, уважении к сопернику, причем не только между спортсменами, но и зрителями, болельщиками. При этом укрепляются и межнациональные отношения.

Международные встречи пробуждают чувство уважения к спортсменам разных стран, усиливаютинтерес к обычаям и традициям, своеобразному менталитету, устраняют недоверие друг к другу и тем самым расширяют возможности международного сотрудничества. К разряду таких соревнований можно отнести Олимпийские игры, международные шахматные турниры, мировые и азиатские чемпионаты по футболу, международные соревнования по узбекскому курашу, известные под названием «Национальная борьба».

Существующие в современном мире такие негативные явления, как табак курение, алкоголизм, наркомания одними постановлениями и указами устранить невозможно. Для этого необходимо, чтобы молодежь осознала пагубность вредных привычек и строила свою жизнь на духовно – нравственной основе. Не случайно поэтому, что в нашей стране с первых же дней обретения независимости осуществляются меры по ускоренному развитию детского и юношеского спорта: создаются спортивные базы, ведется подготовка высококвалифицированных кадров тренеров и наставников, поэтапно проводятся соревнования «Умид ниҳоллари» («Ростки надежды» - для школьников»), «Баркамолавлод» «Гармонично развитое поколение» (для учащихся лицеев и колледжей) и Универсиада (среди студентов высших учебных заведений). В своей речи на открытии музея «Олимпийских славы» Президент Республики заверил присутствующих: «Огонь Олимпийских игр обязательно загорится в Ташкенте. В прошлом осталось то время, когда узбекские спортсмены были только наблюдателями успехов своих соперников, теперь они прославляют нашу страну».

Развитие спорта в Узбекистане и решение проблем с ним связанных осуществляется в основном методами духовного воспитания: Важное значение в этом процессе занимает воспитание мужественной, целеустремленной молодежи в духе преданности национальным ценностям.


Литература:

  1. Каримов И.А. Олимпия шон-шуҳрати музейининг очилиш маросимидаги нутқи - 1996 йил 1 сентябрь

  2. Каримов И.А. Баркамол авлод орзуси (Тузувчилар: Ш.Қурбонов, Х.Саидов, Р.Ахлиддинов) Шарқ нашриёти – матбаа концерни бош таҳририяти. Т.: 1999. – 181 б.

  3. Ўзбекистон Республикасининг «Кадрлар тайёрлаш миллий дастури». Тошкент, 1997.

  4. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Ўқувчи ва талаба ёшларни спортга жалб қилишга қаратилган узлуксиз спорт мусобақалари тизимини ташкил этиш тўғрисида”ги 244-сонли қарори – Т: 2003 йил 3 июнь.// www.lex.uz

  5. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Оммавий спорт тарғиботини янада кучайтириш чора-тадбирлари тўғрисида”ги 484-сонли қарори - 2003 йил 4 ноябрь. // www.lex.uz

  6. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг “Ўқувчи ва талаба ёшларни спортга жалб қилишга қаратилган узлуксиз Республика спорт мусобақаларини ўтказиш тўғрисида”ги 181-сонли қарори - 2009 йил 29 июнь. // www.lex.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle