Библиографическое описание:

Синявина Ю. В. Особенности определения эффективности в бройлерном птицеводстве // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 274-277.

Стратегической задачей птицеводства на современном этапе является восстановление и интенсивное развитие отрасли для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. Важную роль в его реализации выполняет бройлерное птицеводство. Более 95% общего производства мяса птицы в Украине занимает мясо бройлеров. Высокая экономичность производства по сравнению с другими отраслями производства мяса обусловлена высокой продуктивностью бройлеров, меньшими удельными затратами кормов, энергии, живого труда доказывает целесообразность обеспечения приоритетного развития отрасли.

Возрождение и дальнейшее развитие бройлерного птицеводства коренным образом изменило структуру производства мяса в Украине по видам. Если в 1990 году мясо птицы составляло 16,3% от общего производства, а говядина и свинина 45,5% и 36,2% соответственно, то в 2011 году почти половина всего мяса, производимого во всех категориях хозяйств Украины – это мясо птицы (46,3%).

За последние пять лет, существенно увеличился объем экспорта мяса птицы из Украины и составил в 2011 году 49789 т, что почти в 10 раз больше показателя 2007 года (5048 т). Для Украины эта тенденция является положительным сдвигом для освоения мирового рынка и внедрения своей продукции даже в те страны, из которых недавно мясо птицы ввозилось в Украину (Россия, Беларусь). Также этот факт свидетельствует о том, что объемы производства мяса птицы обеспечивают не только внутренний рынок, но и образуют определенный сегмент на мировом рынке

Сегодня бройлерное птицеводство представляет собой комплексную интегрированную систему, включающую все технологические процессы по воспроизводству птицы до производства готовой продукции и ее реализации на основе внедрения передовых отечественных и зарубежных технологий и высокопродуктивных кроссов. Однако, наряду со стремительным развитием бройлерного птицеводства, проблему повышения эффективности функционирования птицеводческих предприятий в Украине, большинство из которых в 2011 г. выявлено убыточными, нельзя считать решенной.

Следует отметить, что большинство работ отечественных ученых посвящены проблемам повышения эффективности птицеводства яичного направления. Вопрос определения эффективности в мясном птицеводстве остаются мало изученными.

Анализируя все аспекты определения эффективности как категории. ее видовое многообразие мы попытались выявить особенности определения экономической эффективности производства продукции бройлерного птицеводства.

Прежде всего, важно уточнить, какие именно виды эффективности можно определить в птицеводстве. Помимо основных видов эффективности, которые присущи сельскохозяйственному производству, считаем необходимым ввести специфические для бройлерного птицеводства. Эффективность бройлерного птицеводства необходимо рассматривать на уровнях функционирования отрасли, деятельности предприятия, производства продукции птицеводства.

Эффективность функционирования отрасли бройлерного птицеводства характеризуется уровнем производства продукции птицеводства на душу населения, а также уровнем производительности труда в отрасли. Первый показатель характеризует способность отечественных сельхозпроизводителей обеспечить население страны качественной продукцией собственного производства. Второй показатель отражает уровень конкурентоспособности отрасли.

Эффективность деятельности птицеводческого предприятия характеризуется уровнем ресурсообеспеченности производства продукции. и зависит от уровня квалификации работников, менеджмента, организации инновационно-инвестиционных процессов, а также от уровня интенсивности производственного процесса. Эффективность деятельности птицеводческих предприятий обеспечивает его конкурентоспособность на рынке.

Эффективность производства продукции отражает уровень применяемых технологий при производстве продукции, пользующейся спросом, характеризуется уровнем ее качества, себестоимости, цены, рентабельности и других показателей.

Рост объемов производства, максимальное удовлетворение потребностей общества возможны лишь при проведении достаточно эффективных маркетинговых технологий. Птицеводческий маркетинг должен не только обеспечить оптимальное количество и качество продукции, но и ее ассортимент и доступность для населения. Исходя из этого следует выделить эффективность маркетинговой деятельности. Новейшие технологии дают возможность для расширения деятельности предприятий (переработка помета, производство биогаза, биологических добавок и т.д.), поэтому определять эффективность отдельных видов деятельности предприятий.

С целью определения направлений повышения экономической эффективности функционирования птицеводческих предприятий нами предложена система показателей оценки эффективности в различных сферах функционирования бройлерного птицеводства может быть методологической базой не только для рационального ведения производства и научно обоснованной оценки деятельности как структурных подразделений так и интегрированных объединений в целом.

В современных условиях экономическая эффективность птицеводства формируется под влиянием многих факторов, которые можно условно разделить на две группы: экономические и организационные.

К экономическим факторам отнесем, прежде всего, внешние факторы, их учитывают при составлении и реализации программы развития отрасли или инвестиционных проектов развития. Внешние факторы связаны с конъюнктурой мировых рынков на ресурсы и продовольствие, со спросом на мясо птицы, уровнем платежеспособности населения [1, с. 6].

Внутренние формируют ресурсоемкость, фондоемкость, материалоемкость, энергоемкость производства, кредитоспособность предприятия и государственная поддержка отрасли.

Организационные факторы целесообразно сформировать в группы: факторы организации технологических процессов, процессов производства и реализации, организации труда.

Факторы организации технологических процессов: селекционно-племенная работа и восстановление кроссов птицы; совершенствования кормовых рационов в сторону сбалансированности и насыщенности всеми необходимыми компонентами; применение прогрессивных технологий содержания и кормления птицы, установления ветеринарного и санитарного контроля.

Факторы организации производства и реализации: обеспеченность ресурсами и их рациональное использование; маркетинговая стратегия и средства продвижения продукции; производство качественной продукции для различных сегментов рынка; брендирование продукции по эффективным каналам сбыта.

Факторы организации труда: уровень квалификации работников; уровень оплаты труда; система материального и морального стимулирования; прогрессивные формы организации труда.

Учитывая тот факт, что производство мяса птицы сегодня происходит по бройлерной технологии, возникает необходимость изучения опыта и анализа тенденций мирового бройлерного птицеводства. Считаем, что анализ целесообразно проводить по следующим аспектам:

  1. племенная и селекционная работа с современными кроссами птицы,

  2. технология выращивания и содержания птицы,

  3. кормопроизводство и кормление;

  4. экономические аспекты функционирования бройлерных предприятий,

  5. экологические аспекты производства,

  6. переработка и реализация продукции бройлерного птицеводства [2].

Украина остается зависимой от зарубежных фирм по поставке племенного материала, технологий, ветпрепаратов, премиксов, оборудования по утилизации отходов и т.д. Все это существенно отражается на формировании себестоимости продукции.

Обеспечение высокоэффективного развития отрасли бройлерного птицеводства существенно зависит от стабильности зерновой отрасли. Роль государства должна быть сосредоточена на регулировании цен на зерно является основным компонентом в рационе кормления птицы.

Опыт передовых птицефабрик Украины показывает, что анализ вышеизложенных показателей эффективности и факторов ее повышения на современном этапе, позволяет повысить уровень рентабельности производства до 20% и выше, то есть до того уровня, когда птицефабрики смогут направлять собственные средства на реконструкцию и развитие производства.

В последние годы в Украине значительно изменилась структура предприятий по выращиванию и переработке мяса птицы: многие сельскохозяйственные птицефабрики включили в свой состав комбикормовые заводы, торговые предприятия; реализуются новые для отрасли формы в виде вертикально интегрированных объединений, охватывающих весь производственный цикл, появились структуры в виде холдингов, в состав которых включены предприятия, как технологически связанные, так и несвязанные непосредственно с производством мяса птицы.

Высокоразвитая вертикальная интеграция - это наиболее совершенная форма организации производства продукции птицеводства. Мировой опыт доказывает эффективность интеграции. Крупные корпорации сосредотачивают в своих руках всю технологическую цепочку - от производства зерна и племенных яиц до реализации готовой продукции. В основном они образуются на базе интеграции промышленного птицеводства с сельскохозяйственными предприятиями. В их состав входят птицефабрики яичного и мясного направления, собственный комбикормовый завод, сельскохозяйственные предприятия с необходимыми земельными ресурсами и сеть торговых точек. Также вертикально интегрированная компания, как правило, содержит инкубатор, фермы по выращиванию, убойные и перерабатывающие предприятия, цех утилизации отходов, систему маркетинга продукции. Свою эффективность доказала глубокая переработка и производство готовых к употреблению продуктов [3].

Основное преимущество такой структуры заключается в полной технологической независимости и самостоятельности. Также работа в единой производственной цепи позволяет усилить заинтересованность предприятий, входящих в состав объединения, в результатах, смягчить противоречия в ценообразовании на всех этапах - от поля до магазина, обеспечить устойчивую реализацию продукции.

Одним из ведущих птицеводческих холдингов в Украине является компания "Агромарс" В ее состав входит 15 производственных филиалов в разных регионах Украины: филиал "Гавриловский птицеводческий комплекс", Запорожский филиал, Одесский филиал, Броварской филиал, Бориспольский филиал, Днепропетровский филиал, Крымский филиал, Тернопольский филиал, Кагарлицкий филиал, филиал "Киевкомбикорм", филиал "Кагарлицкий елеватор", ТОВ "Агромарс Эксим", ТОВ "Курганский бройлер"с филиалами "Торговый дом" и "Голден кросс". Несмотря на расстояния, все предприятия функционируют как один механизм, дополняют друг друга, создавая полный цикл мясного производства: выращивание зерновых, производство комбикормов, выращивание родительского поголовья и племенного яйца, производство и переработка мяса. Компания постоянно находится в процессе модернизации и совершенствования производственных процессов, что позволяет увеличивать объемы продукции.

Несмотря на сложности управления многоуровневым производственным процессом, практика компании "Агромарс" показывает, что именно такая форма организации труда сегодня заслуживает наибольшего внимания.

По мере развития производства мяса птицы в Украине необходимо укрупнение компаний, в результате чего повысится их конкурентоспособность. В перспективе неизбежна дальнейшая активизация интеграционных процессов, обусловленная необходимостью привлечения сельскохозяйственными предприятиями крупных внешних инвестиций, без которых невозможно их дальнейшее устойчивое развитие. Сами по себе большинство птицефабрик – малопривлекательные объекты для инвестирования. В составе же агропромышленных объединений их инвестиционная привлекательность существенно возрастает.


Литература:

  1. Андрийчук В.Г. Эффективность деятельности аграрных предприятий: теория, методика, анализ: Монография. – К.: КНЭУ, 2005. – 292 с. С. 6.

  2. Мелещеня А.В., Современное состояние и перспективы развития мирового рынка мяса / А.В. Мелещеня, М.Л. Климова // Белорусское сельское хозяйство. – № 8 (88)-9(89). – Август, сентябрь, 2009.

  3. Пушкарь А.И., Жуков Ю.Е., Пилипенко А.А. Стратегические группы предприятий: концепция, методология, управление. Научное издание. – Харьков: изд-во “Кроссроуд”, 2006. – 440 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle