Библиографическое описание:

Кучерявенко И. А. Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 415-416.

Востребованность профессии «психолог» в современной социокультурной ситуации России является ответом на социальный заказ, связанный с развитием и максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. Множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины и социальной сферы сегодня невозможно решить без участия специалистов-психологов, обладающих глубокой теоретической подготовкой и свободно владеющих практическими умениями и навыками.

Но в настоящее время сложились некоторые противоречия в подготовке специалистов - психологов. Часто основное внимание высших учебных заведений направлено на реализацию теоретической части обучения, умение реализовывать знания на практике, но о личностной подготовке (компетентности, развитии) будущего профессионала психолога речи не идет (только косвенно, через преподаваемую дисциплину, что, вероятно, не является достаточным). Вместе с тем подготовка человека к такой деятельности предполагает развитие профессионально значимых показателей личностной компетентности, в частности овладение эмпатией.

Неслучайно в профессиональных психологических кругах эмпатию часто называют «основным инструментом работы психолога». Успешная деятельность специалиста-психолога не возможна при отсутствии или снижении у него уровня эмпатии. В данном случае, важно умение психолога приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием, что невозможно без достаточно выраженных эмпатических способностей.

Эмпатические проявления можно считать основными в процессе установления доверительного контакта с другим человеком, а тем более, для проведения психологических консультаций, прихотерапевтических и психокоррекционных работ.

Существующие исследования эмпатии таких авторов, как А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Н.А. Щербакова и других, показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому.

Особенно на этапе студенчества межличностные отношения становятся в центр внимания, определяя во многом становление личности и ее социальные установки, определяя отношение с обществом, наряду с личностным и профессиональным самоопределением. Для юношей важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным по различным личностным параметрам в группе. Здесь трудности связаны, прежде всего, с формированием стиля межличностных отношений, с поиском устойчивого набора социальных ролей, а также умением эмпатически воспринимать и адекватно отражать их. Из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий, нежелания понимать другого человека, низкого уровня способности сочувствовать, сопереживать другим людям возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях.

Поэтому изучение эмпатии как базисной межличностной способности постигать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, быть готовым к помощи является на сегодняшний момент особо актуальной.

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего психолога. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому [1]. С этим связана актуальность данной работы, в основе которой лежит изучение эмпатии у студентов - психологов с разными стилями межличностных отношений.

Анализ психологической литературы позволил раскрыть понятие эмпатии в психологии с точки зрения разных подходов: аффективного, аффективно-когнитивного, когнитивного и интегративного. Ведущим подходом к пониманию психологи­ческой природы эмпатии выступает интегративный подход, отра­жающий многогранность данного феномена и подчеркивающий наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [2]. Как психологическое явление, в своей работе мы определяем эмпатию как способность или свойство личности. В связи с этим в нашем исследовании эмпатия понимается как социально-психологическое свойство, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;2) способности распознавать эмоциональные состояния друго­го и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности выбирать адекватный эмпатический ответ (вер­бального и невербального типа) на переживания другого, ис­пользовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого.

Также нами были рассмотрены подходы к пониманию соотношения эмпатии и межличностных отношений. В данной работе мы придерживаемся подхода, где система отношений выступает как предпосылка развития и про­явления эмпатии. Отно­шения, исключающие агрессию и содержащие любовь, доверие, уважение к другому, выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии. На этом и основывается наша гипотеза.

Нами были изучены стратегии поведения и основные характеристики эмпатии у студентов–психологов 1-5 курсов и выявлены различия в особенностях эмпатии у студентов с разными стратегиями поведения.

Констатируя полученные результаты, отмечаем, что такая стратегия поведения как дружелюбие оказалась свойственна 42 студентам (32%), доминирование – 31 студенту (25%), подчинение – 30 студентам (25%) и агрессивность – 23 студентам (18%).

Выявлено, что большинство студентов–психологов имеют заниженный уровень эмпатии – 47%, 37% составляют студенты со средним уровнем эмпатии и 16% - студенты с очень низким уровнем эмпатии. Наиболее высокие результаты наблюдаются у студентов 5 курса. Это может быть обусловлено профессиональным и личностным ростом в период обучения на факультете психологии. Наиболее низкие результаты у студентов 3 курса. Это может объяснятся тем, что именно на данном этапе обучения большинство студентов переживают кризис профессионального становления.

Рассматривая выраженность каналов, передающих эмпатическую информацию, отмечаем, что у 57% отсутствует один, наиболее отчетливо выраженный эмпатический канал, у 16% является доминирующим эмоциональный канал, также у 16% - интуитивный и у 11% рациональный. Следует отметить, что у студентов младших курсов больше выражен интуитивный канал, а у студентов старших курсов – эмоциональный и когнитивный. Это говорит о том, что в процессе обучения на факультете психологии происходит качественное изменение в способах получения эмпатической информации.

Рассматривая особенности коммуникативной установки, нами было выявлено 28 студентов (14%) с позитивными коммуникативными установками и 73 студента (58%) с негативными коммуникативными установками. Выявлено, что позитивная коммуникативная установка преобладает у студентов со средним уровнем эмпатии, а у большинства студентов с заниженным уровнем эмпатии и практически у всех студентов с очень низким уровнем эмпатии преобладает негативная установка в общении.

Далее в своем исследовании мы выявили особенности эмпатии у студентов с разными доминирующими стратегиями поведения и получили следующие результаты.

У группы людей с доминирующей стратегией к дружелюбному поведению преобладает средний уровень эмпатии. Достаточно хорошо развиты все эмпатические каналы. Наблюдается высокий уровень позитивной установки в общении, при низком уровне негативной коммуникативной установки. Это значит, что для представителей данной группы действительно характерна выраженная готовность помогать окружающим.

Для студентов с преобладающим стремлением к доминированию наиболее свойственен заниженный уровень эмпатии, менее средний уровень эмпатии и очень низкий уровень эмпатии. Наиболее развитым является эмоциональный канал эмпатии, чуть менее – рациональный, средняя развитость интуитивного канала. Негативные установки в общении чуть больше преобладают над позитивными коммуникативными установками.

Для студентов с преобладающей стратегией к подчинению характерна выраженность среднего и заниженного уровня эмпатии. Все каналы получения эмпатической информации развиты на среднем уровне. В равной степени свойственно наличие как позитивных, так и негативных установок в общении.

Для студентов с агрессивной направленностью является характерным очень низкий и заниженный уровень эмпатии, слабая развитость всех эмпатических каналов, преобладание негативных установок в общении, при низком уровне позитивных. Негативно окрашенные отношения в адрес других обуславливают низкое развитие эмпатии.

Проведенное нами исследование позволило выявить что позитивная коммуникативная установка преобладает у студентов со средним уровнем эмпатии, а у большинства студентов с заниженным уровнем эмпатии и практически у всех студентов с очень низким уровнем эмпатии преобладает негативная установка в общении. Следовательно, при высоком уровне негативной коммуникативной установки затрудняется эмпатический процесс, а высокий уровень позитивной коммуникативной установки способствует процессу эмпатии.


Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975, № 2. С. 147 – 158.

  2. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномен эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993. № 4. - С. 68-75.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle