Библиографическое описание:

Кучерявенко И. А. Изучение эмпатии у студентов-психологов с разными стратегиями поведения в межличностных отношениях // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 415-416.

Востребованность профессии «психолог» в современной социокультурной ситуации России является ответом на социальный заказ, связанный с развитием и максимальным использованием ресурсов человека в различных видах социальной практики. Множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины и социальной сферы сегодня невозможно решить без участия специалистов-психологов, обладающих глубокой теоретической подготовкой и свободно владеющих практическими умениями и навыками.

Но в настоящее время сложились некоторые противоречия в подготовке специалистов - психологов. Часто основное внимание высших учебных заведений направлено на реализацию теоретической части обучения, умение реализовывать знания на практике, но о личностной подготовке (компетентности, развитии) будущего профессионала психолога речи не идет (только косвенно, через преподаваемую дисциплину, что, вероятно, не является достаточным). Вместе с тем подготовка человека к такой деятельности предполагает развитие профессионально значимых показателей личностной компетентности, в частности овладение эмпатией.

Неслучайно в профессиональных психологических кругах эмпатию часто называют «основным инструментом работы психолога». Успешная деятельность специалиста-психолога не возможна при отсутствии или снижении у него уровня эмпатии. В данном случае, важно умение психолога приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием, что невозможно без достаточно выраженных эмпатических способностей.

Эмпатические проявления можно считать основными в процессе установления доверительного контакта с другим человеком, а тем более, для проведения психологических консультаций, прихотерапевтических и психокоррекционных работ.

Существующие исследования эмпатии таких авторов, как А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджерицкая, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Н.А. Щербакова и других, показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому.

Особенно на этапе студенчества межличностные отношения становятся в центр внимания, определяя во многом становление личности и ее социальные установки, определяя отношение с обществом, наряду с личностным и профессиональным самоопределением. Для юношей важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным по различным личностным параметрам в группе. Здесь трудности связаны, прежде всего, с формированием стиля межличностных отношений, с поиском устойчивого набора социальных ролей, а также умением эмпатически воспринимать и адекватно отражать их. Из-за несовпадения восприятия и оценок различных событий, нежелания понимать другого человека, низкого уровня способности сочувствовать, сопереживать другим людям возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях.

Поэтому изучение эмпатии как базисной межличностной способности постигать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, быть готовым к помощи является на сегодняшний момент особо актуальной.

Эмпатия как личностная особенность является профессионально необходимым качеством будущего психолога. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому [1]. С этим связана актуальность данной работы, в основе которой лежит изучение эмпатии у студентов - психологов с разными стилями межличностных отношений.

Анализ психологической литературы позволил раскрыть понятие эмпатии в психологии с точки зрения разных подходов: аффективного, аффективно-когнитивного, когнитивного и интегративного. Ведущим подходом к пониманию психологи­ческой природы эмпатии выступает интегративный подход, отра­жающий многогранность данного феномена и подчеркивающий наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [2]. Как психологическое явление, в своей работе мы определяем эмпатию как способность или свойство личности. В связи с этим в нашем исследовании эмпатия понимается как социально-психологическое свойство, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;2) способности распознавать эмоциональные состояния друго­го и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности выбирать адекватный эмпатический ответ (вер­бального и невербального типа) на переживания другого, ис­пользовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого.

Также нами были рассмотрены подходы к пониманию соотношения эмпатии и межличностных отношений. В данной работе мы придерживаемся подхода, где система отношений выступает как предпосылка развития и про­явления эмпатии. Отно­шения, исключающие агрессию и содержащие любовь, доверие, уважение к другому, выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии. На этом и основывается наша гипотеза.

Нами были изучены стратегии поведения и основные характеристики эмпатии у студентов–психологов 1-5 курсов и выявлены различия в особенностях эмпатии у студентов с разными стратегиями поведения.

Констатируя полученные результаты, отмечаем, что такая стратегия поведения как дружелюбие оказалась свойственна 42 студентам (32%), доминирование – 31 студенту (25%), подчинение – 30 студентам (25%) и агрессивность – 23 студентам (18%).

Выявлено, что большинство студентов–психологов имеют заниженный уровень эмпатии – 47%, 37% составляют студенты со средним уровнем эмпатии и 16% - студенты с очень низким уровнем эмпатии. Наиболее высокие результаты наблюдаются у студентов 5 курса. Это может быть обусловлено профессиональным и личностным ростом в период обучения на факультете психологии. Наиболее низкие результаты у студентов 3 курса. Это может объяснятся тем, что именно на данном этапе обучения большинство студентов переживают кризис профессионального становления.

Рассматривая выраженность каналов, передающих эмпатическую информацию, отмечаем, что у 57% отсутствует один, наиболее отчетливо выраженный эмпатический канал, у 16% является доминирующим эмоциональный канал, также у 16% - интуитивный и у 11% рациональный. Следует отметить, что у студентов младших курсов больше выражен интуитивный канал, а у студентов старших курсов – эмоциональный и когнитивный. Это говорит о том, что в процессе обучения на факультете психологии происходит качественное изменение в способах получения эмпатической информации.

Рассматривая особенности коммуникативной установки, нами было выявлено 28 студентов (14%) с позитивными коммуникативными установками и 73 студента (58%) с негативными коммуникативными установками. Выявлено, что позитивная коммуникативная установка преобладает у студентов со средним уровнем эмпатии, а у большинства студентов с заниженным уровнем эмпатии и практически у всех студентов с очень низким уровнем эмпатии преобладает негативная установка в общении.

Далее в своем исследовании мы выявили особенности эмпатии у студентов с разными доминирующими стратегиями поведения и получили следующие результаты.

У группы людей с доминирующей стратегией к дружелюбному поведению преобладает средний уровень эмпатии. Достаточно хорошо развиты все эмпатические каналы. Наблюдается высокий уровень позитивной установки в общении, при низком уровне негативной коммуникативной установки. Это значит, что для представителей данной группы действительно характерна выраженная готовность помогать окружающим.

Для студентов с преобладающим стремлением к доминированию наиболее свойственен заниженный уровень эмпатии, менее средний уровень эмпатии и очень низкий уровень эмпатии. Наиболее развитым является эмоциональный канал эмпатии, чуть менее – рациональный, средняя развитость интуитивного канала. Негативные установки в общении чуть больше преобладают над позитивными коммуникативными установками.

Для студентов с преобладающей стратегией к подчинению характерна выраженность среднего и заниженного уровня эмпатии. Все каналы получения эмпатической информации развиты на среднем уровне. В равной степени свойственно наличие как позитивных, так и негативных установок в общении.

Для студентов с агрессивной направленностью является характерным очень низкий и заниженный уровень эмпатии, слабая развитость всех эмпатических каналов, преобладание негативных установок в общении, при низком уровне позитивных. Негативно окрашенные отношения в адрес других обуславливают низкое развитие эмпатии.

Проведенное нами исследование позволило выявить что позитивная коммуникативная установка преобладает у студентов со средним уровнем эмпатии, а у большинства студентов с заниженным уровнем эмпатии и практически у всех студентов с очень низким уровнем эмпатии преобладает негативная установка в общении. Следовательно, при высоком уровне негативной коммуникативной установки затрудняется эмпатический процесс, а высокий уровень позитивной коммуникативной установки способствует процессу эмпатии.


Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975, № 2. С. 147 – 158.

  2. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномен эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993. № 4. - С. 68-75.

Основные термины: уровнем эмпатии, уровень эмпатии, средним уровнем эмпатии, низким уровнем эмпатии, изменения характеристик эмпатии, заниженным уровнем эмпатии, изучение эмпатии, уровня эмпатии, развития эмпатии, средний уровень эмпатии, Изучение эмпатии, исследования эмпатии, проявлению эмпатии, уровне развития эмпатии, про­явления эмпатии, понятие эмпатии, соотношения эмпатии, природы эмпатии, низкий уровень эмпатии, особенностях эмпатии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle