Библиографическое описание:

Алексеева Е. Н. Студийное движение в Крыму в 1920-1940 гг. // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 570-572.

Статья посвящена студийному движению в Крыму, как одному из важных факторов, повлиявшему на развитие профессионального образования и активизацию художественной жизни полуострова в 1920-1940 гг.

Ключевые слова: художественная студия, мастерская, образование, живопись, рисунок, пейзаж, художественная жизнь.


После установления советской власти, в Крыму, как и во всей стране, начинаются серьезные преобразования. Особое значение в новом историческом контексте приобретает студийное движение. Его деятельными участниками нередко становятся опытные художники, получившие образование в ведущих художественных школах России и Европы.

При Феодосийской картинной галерее в июне 1921 года были организованы художественно–творческие мастерские. В январе 1922 года начала работать художественная народная студия, мастерские – рисунка и живописи, пейзажной живописи и печатно-графическая с классами общего рисования, живописи, перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Мастерскими и студией руководили художники К.Ф. Богаевский, М.А. Шаронов, Г.А. Магула, Е.Н. Святский, Н.И. Пискарёв и Н.И. Хрусталь. Лекции по искусству читал М. Волошин [1,С.211]. В студии обучались красноармейцы, дети рабочих и подмастерья плакатных мастерских, всего 17 человек. По словам Н.Барсамова, феодосийские мастерские со временем предполагалось реорганизовать в Крымский художественный техникум. После подготовки в студии многие ученики успешно выдерживали испытания в художественные училища и вузы. Таким образом, феодосийская картинная галерея в 20-е годы являлась весомым культурным и образовательным центром.

Важную роль в продолжение традиций художественного образования в Феодосии сыграл Николай Степанович Барсамов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, художник, искусствовед. Ученик К. Коровина и С. Малютина, Барсамов переезжает в Феодосию и в 1923 году. назначается директором картинной галереи им. И.К. Айвазовского [2]. Наряду с искусствоведческой и творческой деятельностью Барсамов руководит созданной им студией, число учащихся которой доходит до 40 человек. Получив в ней азы художественного образования, многие выпускники поступали в художественные вузы и училища. П.К. Столяренко, С.Г. Мамчич, В.А. Соколов – талантливые представители феодосийской школы живописи, ученики Барсамова; В.А. Соколов брал уроки и у К.Ф. Богаевского. Этих художников объединяла личная дружба. С.Г. Мамчич и В.А. Соколов закончили Крымское художественное училище им Н.С. Самокиша и в своем творчестве, являясь последователями К.Ф. Богаевского, развивают традиции крымского романтического пейзажа.

Основными произведениями В.А. Соколова становятся синтезированные пейзажные композиции, в которых находит отклик древняя история Крыма. Мотивы современного города он раскрывает в дымке ушедших веков. Работы В.А. Соколова, такие как «Бахчисарай», «Утро» (обе – 1970 года) отличает сложность построения, композиционная уравновешенность, которая достигается тонкими цветовыми сочетаниями и акцентами.

С.Г. Мамчич с годами тоже приходит к обобщенным образам, сложной композиции. Пейзажи художника отличает усиленная контрастность колорита и декоративность. Ярким примером стиля уже сложившегося мастера является работа «Рыбачья гавань» (1964). Условность цветового решения придает полотну особую выразительную декоративность, которая, в свою очередь сообщает сюжетной линии пейзажа историческую глубину, уводит зрителя от прямых параллелей с современностью. Графическая выразительность в передаче ландшафта Восточного Крыма достигается художником путем применения высокой точки зрения на изображаемый мотив, резкостью тональных контрастов, что позволяет ему создать вневременной образ пейзажа. В работах С.Г. Мамчича прослеживается особое внимание к мотиву крымской земли, образу тверди как философской категории, что позволяет говорить об идейной связи его работ с наследием К.Ф. Богаевского [3].

После окончания гражданской войны с 1921 года происходит оживление культурной жизни Севастополя. При доме Флота была организована художественная студия для моряков красного флота и рабочих. Занятия проводил известный в городе живописец Юрий Иполитович Шпажинский, закончивший Академию художеств в 1903 году, участник выставок в Санкт-Петербургской Академии художеств, ТПХВ, САХ. Шпажинский - член и основатель Севастопольской ассоциации художников в 1923 году, ее председатель с 1924 года. Под его руководством были организованы первые выставки работ учеников студии.

Важную роль в формировании художественного образования в Севастополе сыграл Э.А. Штейнберг, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он обучался у выдающихся русских живописцев В.А. Серова и К.А. Коровина [4]. Как отмечает Т.В. Рыжова, московское училище позволило Штейнбергу раскрыть свой творческий потенциал, приобщая к поискам нового пластического языка. Атмосфера учебного заведения была пропитана продолжением творческих исканий, начатых импрессионистами и постимпрессионистами. В творчестве художника нашли свое выражение модерн и другие современные течения Франции, Германии и других европейских стран.

По мнению Т.В. Рыжовой, «занятия у таких замечательных педагогов, как В.А.Серов К.А. Коровин, очень много дали молодому живописцу, способствовали не только приобретению профессиональных знаний, но и вырабатывали нравственную стойкость, чистоту, широту взглядов» [4, С.5 ]. В 1905 году Штейнберг, исключенный из Училища за активное участие в студенческих волнениях, вместе с В.А. Фаворским, К.Н. Истоминым, Г.С. Верейским и другими уезжает в Мюнхен, где поступает в знаменитую частную академию профессора Шимона Холлоши. Вернувшись из Германии, Штейнберг в 1909 году завершает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1909г. Штейнберг переезжает в Харьков и организовывает художественную студию, совместно с А. Гротом. Преподавателей и учеников тянуло к новой, как тогда говорили, “декадентской” живописи. Помимо педагогической деятельности, Штейнберг проявляет себя как интересный театральный художник, режиссер постановщик.

По состоянию здоровья Штейнберг был вынужден покинуть Харьков. В 1919 году художник переезжает в Ялту, художественная жизнь которой в 1917-20 гг. достигла своего апогея. Дирекцией народных училищ Таврической губернии Э.А. Штейнберг назначается преподавателем графических искусств в Ялтинское училище им. Н.В. Гоголя, а позднее, в 1920 году, одновременно становится заведующим Школой живописи и графики, организованной Художественным обществом Южного берега Крыма, где работает с художниками В. Суреньянцем, А. Орловым, В. Пятницким, В. Яновским.

Самые лучшие и плодотворные годы жизни и творчества Э.А. Штейнберга связаны с Севастополем: педагогическая работа, театр, путешествия по Крыму и большое количество картин, этюдов, рисунков. Здесь он преподавал изобразительное искусство в клубе Артиллерийской школы, в Школе морской авиации, Клубе им. П.П. Шмидта (Дом Красной Армии и Флота). Вел уроки в трудовых школах, в профессионально-технической школе. Особенно способных, талантливых учеников он отбирал в свою «Студию живописи и рисования» при Севастопольском отделе народного образования.

Как вспоминают современники, в среде воспитанников, Эдуард Антонович пользовался большим авторитетом. Как и Н.С. Самокиш, Эдуард Антонович советовал смотреть своим воспитанникам на окружающий мир, глазами художника, черпая вдохновение в многоцветии крымских базаров, в прекрасных заливах Чёрного моря, в величественной красоте крымских гор, в сутолоке южного порта, в неповторимом ритме парусников и рыбачьих лодок у причала.

Как отмечает Т.В. Рыжова, «атмосфера студии художника была пропитана свободным творчеством, не терпящим условных рамок и ограничений» [4, С.6 ]. Помимо учеников, студию посещали его коллеги (Ю. Шпажинский, Н. С. Самокиш, М. Крошечкин-Крошицкий). Они обменивались мнением, критиковали, спорили о вновь созданных работах. Помимо педагогической деятельности, Эдуард Антонович много писал. Выезжая на этюды в различные уголки Крыма, он старался запечатлеть средневековые татарские улочки, пещерные города, довоенный Севастополь. В 20-х годах входил в Ассоциацию революционного искусства Украины, (АРМУ) являлся членом художественного общества им. К. Костанди. Его картины появлялись на выставках в Харькове, Симферополе, Севастополе рядом с работами К. Богаевского и Ю. Шпажинского, Н. Самокиша, Н. Барсамова, М. Крошицкого, А. Гауша, В. Фаворского, М. Волошина. Таким образом, приехав в Крым сформировавшимся художником и педагогом, Э.А. Штейнберг в значительной степени способствовал формированию художественного образования в Ялте и Севастополе.

Выдающуюся роль в художественной жизни Крыма сыграл художник, непревзойденный мастер акварельной живописи В.К. Яновский (1876 - 1966). Он проявил себя не только как художник, но и как талантливый педагог, деятельность которого способствовала становлению художественного образования в Ялте и Бахчисарае. Выпускник Петербургской Академии художеств, в начале XX века он жил и работал в г. Ялте, а с 1924 года по приглашению известного деятеля крымско-татарской культуры и искусства, художника, директора Бахчисарайского дворца-музея Усеина Боданинского был приглашен на работу в кустарно-промышленный техникум, который открылся в г. Бахчисарае. Яновский в тот период был одним из лучших художников-акварелистов. Как отмечала Э.Я. Черкезова, «он в совершенстве владел языком крымских татар, понимал и любил их культуру и искусство» [43, с. ].

Период с 1923 по 1928 год в искусстве крымских татар получил название «татарский ренессанс». Это явление в целом обогатило культуру Крыма. В частности, был основан Педагогический институт «Исмаил-бей Гаспринский», художественная школа (впоследствии техникум Huner ve Sanayi mektebi). Их открытие произошло одновременно с началом работы национального музея в Бахчисарае. В изобразительном искусстве крымских татар начинается возрождение традиционных видов декоративно-прикладного искусства и формирование профессиональной живописи и графики [7].

Э.Я. Черкезова указывала на особую значимость деятельности В.К. Яновского для развития культуры полуострова: «он внес свой определённый вклад в возрождение крымско-татарской культуры и искусства, занимаясь преподавательской деятельностью в кустарно-промышленном техникуме, где учил студентов основам изобразительного искусства, в частности акварели и живописи» [5, С.69 ]. В.К. Яновский также преподавал в общеобразовательных школах Бахчисарая, изостудиях и других учебных заведениях. Его современники оставили воспоминания о нем в письмах и публикациях, которые представляют большую ценность. Воспоминания учеников о В.К. Яновском, дают основания полагать, что, будучи прекрасным акварелистом, он состоялся и как настоящий педагог. Сохранившиеся воспоминания освещают период с 1920 по 1930-е годы.

Лучшим учеником В.К. Яновского считается крымско-татарский художник Амет Устаев (1909 - 1990). Его акварели, «Архитектурный пейзаж» (1940), «Горная речка» (1940) и некоторые другие, чудом сохранившиеся после войны, в настоящее время находятся в Симферопольском художественном музее, в Республиканском крымско-татарском музее искусств, а также в частных коллекциях.

В 1923 году одним из крупных центров художественной жизни Крыма становится Севастополь. По инициативе Я. Бирзгала образуется севастопольская ассоциация художников, в которую вошли Ю. Шпажинский, Н. Самокиш, М. Крошечкин-Крошицкий. Ассоциация в течение ряда лет устраивала лекции, диспуты по вопросам искусства, ежегодные выставки [7].

Таким образом, расширение студийного движения в Украине в начале ХХ века сыграло весьма полезную роль и позже, в частности в Крыму, что показывает деятельность студий в 1920-1930-е годы. Их деятельность оказывала содействие повышению общего культурного уровня населения, раскрывала возможность получения начального художественного образования, консолидировала художественные силы региона, в определенной степени оказывала содействие формированию художественных коллекций. В студиях применялась более прогрессивная методика преподавания, с использованием опыта западноевропейских художественных школ, искусства модерна и импрессионизма. Так как многие преподаватели обладали широким кругозором и получили не только классическое образование в Академиях художеств, но и посещали частные студии и Академии в Париже, Мюнхене и др. В результате обучения в студиях, многие ученики испытывали влияние импрессионизма и других современных течений.

Студийная работа, проводившаяся в 20-е годы, известными художниками – педагогами Н.Самокишем, Медведовским, Шрейдером, Э.Штенбергом и другими – в дальнейшем способствовала организации профессиональных учебных заведений.


Литература:

  1. Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского / Н. С. Барсамов.– Симферополь: Крым, 1971.– 256 с.: 17 л. ил.

  2. Барсамов Н. С. Выставка картин Н. С. Барсамова приуроченная к 35- летию творческой, музейной и художественной деятельности в Крыму / Н. С. Барсамов. – Феодосия, 1958.– 10 с.:25 л. ил.

  3. Мамчич С. Г. Степан Гаврилович Мамчич 1924-1974: каталог выставки / С. Г. Мамчич.– Симферополь, 1976.– 39с.: ил.

  4. Штейнберг Эдуард Антонович. Каталог выставки /Автор и сост. Т.В. Рыжова. – Севастополь: изд-во «Флаг Родины», 1992. – 20 с.: ил.

  5. Черкезова Э. Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) / Э. Я. Черкезова // Шестые крымские искусствоведческие чтения: респ. науч.-практ. конф.: материалы.– Симферополь, 2001.– С. 67-72.

  6. Полканов А.И. Художественная жизнь Севастополя в годы 1920 – 1941 // Архив А.И. Полканова. – Р – 3814, оп. 1, дело 82, л.7.

  7. Полканов А. Очерки художественной жизни Крыма / А. И. Полканов // Литература и искусство Крыма.– 1936.– №2.– С. 144-149.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle