Библиографическое описание:

Добрикова Т. С., Ковалева А. М. Роль рекламы в современном обществе // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 201-203.

Реклама является не бесплатным, единонаправленным и неличным обращением, которое осуществляется с помощью средств массовой информации и других видов связи, призывается в силу какого-либо товара, марки, фирмы (дела, кандидата, правительства и т.д.). [1]

Основные свойства рекламы, как одной из главных составляющих маркетинговых коммуникаций, это:

  • Неличный характер обращения.

  • Единостороннее направление рекламного обращения - от продавца к покупателю.

  • Неконкретность с точки зрения измерения эффекта рекламы, т.е. противоположная связь в коммуникации носит двусмысленность характера.

  • Общественный характер. В этом случае имеется в виду, что товар или услуга, подлежащие рекламе будут считаться законоустановлеными и общепринятыми.

  • В объявлении о рекламе не редко определен спонсор.

  • Не претендует на беспристрастность и т.д.

Развитие экономики России требует от предпринимателей активной борьбы за рынки сбыта (удержание рыночной ниши, продвижение услуг предприятия, привлечение новых клиентов, повышения конкурентоспособности). Добиться необходимых результатов в бизнесе возможно только при умелом использовании маркетинговых коммуникаций, и в особенности рекламы.

По этой причине каждое современное предприятие пытается найти способы продуктивного использования средств рекламы. Организации осознают потребность в рекламировании своих товаров и услуг, но не всегда имеют достаточно средств на эти цели.

Стоит заметить, что только некоторые организации владеют способностью эффективно пользоваться рекламой в своей маркетинговой деятельности. Большая часть рекламных кампаний проводятся хаотично, без детального плана, что снижает их эффективность.

Современная реклама является неотделимой составной маркетинга предприятия: рекламные мероприятия создаются для решения маркетинговых задач и строятся исходя из основных маркетинговых ориентаций фирмы.

Представители разных наук в последнее время уделяют большое внимание исследованию рекламы и это не случайно. Ведь этот вид деятельности не строится исключительно на коммерческих интересах и использовании СМИ. Реклама имеет социально-психологических оттенок и в связи с этим появляется необходимость расширить толкование рекламы. [2]

Американская маркетинговая ассоциация (АМА) полагает, что это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора. Реклама уже достаточно длительное время означает не только слово в сфере торговых отношений. В настоящее время, ко всему прочему, это слово еще и слово в политической деятельности, общественных отношениях и морали, охватывающее довольно большой круг рекламодателей, и к тому же реклама теперь предназначена для воплощения различный целей и идей. На сегодняшний день она расширила свои потенциальные возможности путем продвижения товаров и услуг, а так же созданием имиджа, брендинга и др. По этой причине количество потенциальных рекламодателей в значительной степени возросло. Сейчас в рекламе помимо информации о рекламируемом предмете часто присутствуют данные о заказчике рекламы, по которым можно достаточно быстро найти рекламодателя. [3]

Первостепенной целью рекламы для современного предприятия является вовлечение как можно большего числа покупателей приобрести какой-либо товар, что позволяет сделать вывод о стремлении рекламы к осуществлению коммерческой цели. [4]

Для публикации рекламы сегодня существуют различные способы. В наше время она сама становится продукцией или же товаром, который покупает рекламодатель. Современная реклама весьма разнообразна, тем не менее, можно выделить основные ее виды:

  • Наружная реклама – включает все виды рекламы на улице.

  • Реклама на транспорте - становится все более популярной в связи с тем, что происходит рост количества самого транспорта. Продуктивность от размещения рекламы на транспортных средствах довольно таки огромна, так как еѐ могут видеть как пассажиры находящиеся внутри салона, так и прохожие, которые находятся вблизи данного транспортного средства.

  • Печатная реклама - это рекламные материалы, размещѐнные в печатных изданиях, которые постепенно теряют свою актуальность с появлением новых видов рекламы.

  • Реклама на радио – это некая звуковая реклама, ничуть не уступающая яркостью и насыщенностью видео роликам. Хотя сам товар слушателю не предоставляется возможным видеть, однако, этот факт компенсируется достаточно подробным его описанием, а иногда и качественным звуковым оформлением, которое очень приятно слушателю. [5]

  • Реклама на телевидении – это одна из наиболее затратных разновидностей рекламы, занимающая лидирующее место на рынке рекламных технологий по масштабам вовлечения потенциальных потребителей. Реклама на телевидении включает в себя:

  • - прямую рекламу, когда необходимый товар или услугу доносят до зрителя с применением специального рекламного блока;

  • - спонсорство, т.е. такой вид рекламного действия, который подразумевает под собой вовлечение своей рекламы в телевизионную программу или ток-шоу (способ рекламы в данном случае может быть различным: начиная от разного рода подарков победившим и, заканчивая расположение логотипа конкретной продукции в углу экрана);

  • - «product placement» – суть данного вида рекламы состоит в изображении нужного товара, в кинофильмах. Примером может служить какой-то фильм, в котором у героя автомобиль определѐнной марки, телефон, одежда и т.п. Так же, при данном виде рекламы, изображение самой продукции показывают крупным планом и иные виды телевизионной рекламы.

  • Прямая почтовая реклама - заключается в отправке возможным будущим клиентам листовок с рекламой, проспектами и иной рекламной информацией.

  • Интернет-реклама является одним из молодых и перспективных методов рекламы на сегодняшний день. Каждый год растет количество пользователей интернет-технологиями, а, соответственно и поток потенциальных клиентов. Вот почему большинство рекламных компаний во всем мире обратили свое внимание на этот вид рекламы. Масштабность аудитории, ежедневно посещающей итернет-ресурсы достаточно велика. К наиболее распространенным видам интернет-рекламы относятся такие, как продвижение сайта в поисковых системах (SEO), вирусный маркетинг, контекстная реклама, медийная реклама (баннерная) и прочее. В интернете выделяются следующие разновидности рекламы: текстовая, графическая, звуковая, видео-реклама и т.д.[6]

Наиболее эффективным способом достижения наилучшего результата служит метод комплексного продвижения, который включает в себя рекламу на всех информационных источниках.[7]

Подводя итог, хочется отметить, что все функции рекламы не сводятся к достижению основных целей системы маркетинговых коммуникаций: формированию спроса и стимулированию сбыта. Реклама, являющаяся всегдашним спутником человека и ежедневно оказывающая влияние на него, играет существенную роль в жизни общества. Данная роль не может ограничиваться рамками системы маркетинговых коммуникаций и рыночной деятельностью. В современном мире реклама играет образовательную и эстетическую роли.

В этой связи можно вспомнить следующий пример из практики: в небольшом населенном пункте работал маленький мебельный магазин, рядом с которым началось строительство мебельного торгового комплекса. Конкуренция с торговым комплексом, являвшимся одним из магазинов мебельной сети, была на первый взгляд невозможна: торговый комплекс превосходил по ассортименту, доступности цен и рекламному бюджету. Оставалось только закрывать магазин. В условиях жесткой конкуренции, предприниматель пошел на крайние меры, действовал неэтично, скажем, «на грани фоло». Изучив досконально товары-конкуренты, он:

  1. оставил ряд «негативных» отзывов о товарах конкурентов на популярных форумах;

  2. разместил на сайтах и страницах социальных сетей, советы «как правильно выбирать мебель», включив в перечень советов профессионального плотника ряд негативных замечаний о качественных особенностях товаров-конкурентов, не называя при этом торговой марки, что создавало впечатление независимого мнения. В конечном итоге его усилия дали результат: торговый комплекс не закрылся, но не закрылся и маленький мебельный магазин, что несомненно, стало для него большой победой.

Таким образом, реклама способна устанавливать некие стереотипы, оказывающие влияние на мышление и поведение людей, а значит должна строиться с учетом социальной ответственности перед обществом.


Литература:

  1. Асеева, Е.Н., Асеев П.В. Организация рекламной кампании. - М, 2008. – 267 с.

  2. Кононенко, Н.В. Как оценить эффективность рекламы?// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – М., 2008. – 102 с.

  3. Котлер, Ф.К. Основы маркетинга. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2009 – 356 с.

  4. Песоцкий Е.А. «Реклама» учебно-методическое пособие, Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

  5. Рогожин М.Ю. «Теория и практика рекламной деятельности», Москва: Альфа-Пресс, 2010.

  6. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. – М.:ЗАО “Бизнес-школа” “Интел-Синтез”, 2010. – 352 с.

  7. Реклама и PR в малом и среднем бизнесе. Эффективная реклама: экономические и маркетинговые показатели// [Электронный ресурс]. URL: http://www.adbusiness.ru/content/document_r_C0937067-BDE0-4557-A43A-3793F0CB23E0.html (дата обращения 26.11.12).


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle