Библиографическое описание:

Мукабенова А. В. Роль Фонда обязательного медицинского страхования в достижении социальной безопасности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 253-255.

На основании Федерального закона №122, начиная с 2005 года по 2007 год включительно, Фонд осуществлял финансирование расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной помощи по обеспечению лекарственными средствами на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 г. №769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг».

А с 2006 года участвует в реализации национального проекта в сфере здравоохранения. В связи с этим объем поступления доходов в бюджет Фонда значительно возрос. Доходы Фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год составят 125,5 млрд. руб., а расходы ФОМС – 119,4 млрд. руб. (табл. 5). Выделяются дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в сумме 3,6 млрд. руб. Субсидии на обязательное медицинское страхование детей составят 3,2 млрд. руб. [6]

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 г. №234-ФЗ «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2007 год» бюджет ФФОМС на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 157,8 млрд. рублей, по расходам в сумме 158,2 млрд. рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 359 725,6 тыс. руб. (табл. 5). Из средств субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, предусмотренных бюджетом ФФОМС на 2007 год в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей, было направлено на финансирование этих программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 41 098 356,4 тыс. рублей и на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами (согласно заявкам субъектов Российской Федерации) – 724 943,6 тыс. рублей.

Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования составляет в сумме 123,2 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 45,7 млрд. рублей. Общий объем расходов бюджета ФОМС составляет в сумме 123,2 млрд. руб. (табл. 5.), в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 16,6 млрд. рублей. Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований составляет в размере 22,8 млрд. руб. [7]


Таблица 1

Динамика доходов и расходов Фонда обязательного медицинского страхования
(млн. руб.)


2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

Доходы

125524

157817

123241

119987

104481

157923

Расходы

119407

158176

123241

120787

105481

157923

в % к предыдущему году







Доходы


125,7

78,1

97,4

87,1

151,1

Расходы

-

132,5

77,9

98,0

87,3

149,7

в % к 2006 базисному году







Доходы

-

25,79

-1,8

-4,4

-16,8

25,8

Расходы

-

32,5

3,2

1,2

-11,7

32,3


Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2009 г. составил в сумме 119,9 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 31,4 млрд. руб. Общий объем расходов ФОМС в 2009 г. составил в сумме 127,8 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 млрд. рублей [8].

Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в 2010 г. составляет в размере 104,5 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4,4 млрд. руб., и в 2011 год в сумме 157,9 млрд. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 9,2 млрд. руб.

Общий объем расходов бюджета ФОМС в 2010 г. составил в сумме 105,5 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 млрд. руб., и в 2011 году в сумме 157,9 млрд. руб., в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19,2 млрд. руб.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд.рублей (на 555,7 млрд.рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд.рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд.рублей.

Существенное увеличение объема бюджета Фонда по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сравнению с 2011 годом обусловлено направлением с 2012 года в бюджет Фонда страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые ранее направлялись в бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов [9]. Перспективы развития Фонда обязательного медицинского страхования в РФ

Сейчас в Правительстве Российской Федерации перед внесением в Государственную Думу рассматривается проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Он предусматривает четкое разграничение платного и бесплатного медицинского обслуживания.

Хотелось бы сразу оговорить, что Конституция Российской Федерации гарантирует возможность получения бесплатной медицинской помощи по всему спектру медицинских услуг, которые требуется оказать в состоянии угрозы жизни и здоровью человеку. Поэтому, естественно, говорить о том, что какой-то вид заболеваний можно отнести к лечению только в системе ДМС и исключить его из сферы ОМС, было бы неправильно, так как Конституция однозначно гарантирует всем гражданам Российской Федерации бесплатную медицинскую помощь. И только сам человек может и должен делать выбор, пользоваться ли ему ДМС и в каком медучреждении получать по нему медицинские услуги.

Здесь следует сделать некоторые уточнения. Есть мнение, что новый закон по ОМС, который сейчас вступил в силу, не предусматривает возможности для одной и той же страховой организации работать и в ОМС, и в ДМС. На самом деле в законе этой позиции нет. Закон предусматривает для страховых медицинских организаций возможность работать и по обязательному, и по добровольному медицинскому страхованию. Это сделано осознанно, в отличие от прежней редакции законопроекта, так как в этом случае страховая компания в большей мере соответствует своему предназначению. Она в большей степени будет понимать, как надо правильно использовать средства, будет лучше владеть финансовыми механизмами. В конечном итоге, это пойдет и на пользу тем процессам, которые происходят в ОМС. Однако все, что предоставляется в качестве платных услуг в медицинском учреждении, ни в коем случае не должно идти в ущерб предоставлению бесплатных услуг.

Вместе с тем мы понимаем, что ОМС в какой-то части достаточно тесно переплетается с ДМС. Нередко наблюдается картина, которая представляется нам достаточно странной - когда за счет государственных инвестиций приобретено дорогостоящее диагностическое оборудование, а потом на этом оборудовании оказываются платные медицинские услуги, причем еще и в первоочередном порядке, в обход очереди. Понятно, что это прямое ущемление прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Поэтому в проекте закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть отдельная статья о платных услугах и предусматривается разграничение платных и бесплатных услуг таким образом, чтобы платные услуги не предоставлялись в ущерб бесплатным. Мы считаем, что это не нормально, когда в медучреждении, работающем на оборудовании, приобретенном за государственные деньги, отодвигается очередь больных, лечащихся бесплатно, и без очереди пропускаются лица, которые заплатили за получение платной медицинской услуги либо прикреплены по полису ДМС к этому медучреждению. С такими фактами грубого нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи мы боремся.

Главной задачей медицинского страхования в будущем - разумное сочетание двух условий. Безусловно, первое – это реализация прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в силу тех государственных гарантий, которые предоставляются по закону. Второе, в плюс к этому - создание возможностей для того, чтобы рынок ДМС развивался.

Развитие рынка ДМС – это более грамотное и правильное решение, чем просто разовые платные медицинские услуги, которые предоставляются конкретным медицинским учреждением.


Литература:

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». – Ст. 17.

  2. Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

  3. Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

  4. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. − 328 с.

  5. http://www.rosmedstrah.ru – Официальный сайт медицинского страхования.

  6. http://www.krasncom.ru.

  7. Понизов В.О работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в мае 2007 г. // Человек и труд: ежемес. науч.-практ. журн. − 2007. – №8. – С. 50-53.

  8. Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

  9. Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle