Компетенции и компетентностный подход в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 10785 раз

Библиографическое описание:

Окуловский, О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении / О. И. Окуловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 499-500. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5841/ (дата обращения: 19.04.2024).

Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков», недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) компетенция зафиксирована как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а результаты обучения – как «усвоенные знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». При таких формулировках, которые в принципе являются ключом к пониманию сущности компетенции и результатов обучения, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данным определениям от выпускника-специалиста требуется для успешной деятельности быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств и не более того.

В этой связи предлагается видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе реализации усвоенных знаний, умений и сформированных личностных качеств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого подхода к обучению в высшем учебном заведении.

Исходя из этого, понятие «компетенции», а также «компетентности» могут быть сформулированы следующим образом:

  • компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;

  • компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.

Развивая последнее понятие, в более широком смысле можно сказать, что компетентным будет тот специалист, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и, при этом, реализуются соответствующие способности. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно действовать в различных ситуациях, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.

В данном определении основной акцент делается на формирование в ходе обучения способности к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию, а не на овладение суммой определенных знаний и умений. В этих понятиях в явном виде присутствует функционально-деятельностный подход в образовании, являющийся важнейшим принципом обучения.

В ФГОС ВПО-3 приводится определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с предлагаемым подходом к определению «компетенции» и «компетентности», результаты обучения должны рассматриваться как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».

Возвращаясь к понятиям «компетенция» и «компетентность», необходимо отметить, что компетенции являются результатом прямого и косвенного воздействия на обучающегося множества факторов учебного и воспитательного характера. В [1] отмечается, что:

«…за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание образовательной программы. Компетенции – это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д.»;

«…компетентность личности одновременно и потенциальна и относительна. Ибо о реальном уровне ее сформированности можно будет судить только тогда, когда выпускник непосредственно приступит к самостоятельной профессиональной деятельности. В процессе же обучения в вузе можно оценивать лишь компетенции».

В педагогической науке уже устоялось восприятие компетенций как базовых компонентов потенциальной компетентности, которую сможет продемонстрировать выпускник вуза в будущем [1, 2, 3, 4]. В дополнение к этому отмечается, что компетентностная модель выпускника не является моделью специалиста, так как компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, которого в ходе обучения в вузе в должном объеме приобрети невозможно.

Суммируя изложенное, предлагается следующее определение компетентностного подхода в обучении.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека на ее основе адекватно действовать в различных ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности).

Компетентностный подход предполагает наличие в вузе системы формирования профессиональной компетентности выпускников как специалистов.

Для решения профессиональных задач специалист должен обладать соответствующими конкретным профессиональным задачам компетенциями, основными компонентами которых являются знания, умения, навыки и личностные качества специалиста. Совокупность же профессиональных компетенций, позволяющая выполнять весь перечень профессиональных задач в конкретной области, составляет компетентность специалиста в этой области.

Таким образом, общим результатом обучения в вузе является сформированная компетентность специалиста в определенной области, которая проявляется путем реализации соответствующих компетенций при решении профессиональных задач. Следовательно, при компетентностном подходе основное внимание в учебном процессе должно уделяться формированию у обучающихся профессиональных компетенций по всему спектру профессиональных задач, выполняемых специалистом в его профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. №3. – С. 20-26.

  2. Лернер И. Я. Формирование и развитие профессионалов в условиях современного образовательного пространства / И. Я. Лернер. – М.: Издательство университета Дружбы народов, 2006.

  3. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. / Т. Е. Исаева // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55–60.

  4. Софьина В. Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве/ В. Н. Софьина // Монография. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, результат обучения, успешная деятельность, знание, подход, профессиональная деятельность, умение, компетентность специалиста, основа реализации, предлагаемый подход.


Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Компетентностный подход как условие формирования...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

знание, умение, профессиональная деятельность, компетенция, опыт деятельности, профессиональная компетентность, высшая школа, владение умениями, формирование компетенций...

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

Понятия компетенция и компетентность значительно шире, чем понятия знаний, умений, навыков, так как включают в себя ещё и направленность личности (способность

1. Знания, умения и навыки — это классические компоненты оценивания результатов обучения.

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

результат обучения, профессиональная компетенция, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, технический профиль, успешная деятельность, основа реализации...

Компетентностный подход в образовании | Статья в сборнике...

подход, профессиональная деятельность, образовательный процесс, профессиональная компетентность студентов, профессиональная компетентность, социальный опыт, рынок труда, модель формирования...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Так, А.В. Хуторской разводит понятия компетенция и компетентность. Компетенция, по мнению ученого, подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности)...

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Компетентностный подход как условие формирования...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

знание, умение, профессиональная деятельность, компетенция, опыт деятельности, профессиональная компетентность, высшая школа, владение умениями, формирование компетенций...

К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их...

Понятия компетенция и компетентность значительно шире, чем понятия знаний, умений, навыков, так как включают в себя ещё и направленность личности (способность

1. Знания, умения и навыки — это классические компоненты оценивания результатов обучения.

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

результат обучения, профессиональная компетенция, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, технический профиль, успешная деятельность, основа реализации...

Компетентностный подход в образовании | Статья в сборнике...

подход, профессиональная деятельность, образовательный процесс, профессиональная компетентность студентов, профессиональная компетентность, социальный опыт, рынок труда, модель формирования...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Так, А.В. Хуторской разводит понятия компетенция и компетентность. Компетенция, по мнению ученого, подразумевает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности)...

Задать вопрос