Библиографическое описание:

Суска А. А. Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 277-279.

Приводятся результаты анализа системы понятий и категорий конкуренции, определяется место и роль конкурентного потенциала в системе категорий конкуренции, раскрываются особенности конкурентного потенциала как объекта управления.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентный потенциал, конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентный статус, конкурентные преимущества, объект управления.


Определение проблемы. Конкуренция как явление рыночной экономики характеризуется целым рядом понятий и категорий, основными такими понятиями есть: конкурентоспособность, конкурентные позиции, конкурентный статус, конкурентные преимущества.

В тоже время большинство этих категорий определяют конкурентное состояния фирмы (предприятия) в данный момент времени. Реалии сегодняшнего дня показывают, что конкурентные преимущества фирмы должны обеспечить реализацию ее стратегических, долговременных планов.

Потенциальные конкурентные возможности фирмы формировать удерживать или развивать преимущественные конкурентные позиции в долговременной перспективе, во многих научных исследованиях определяют как конкурентный потенциал.

Учитывая то, что конкурентный потенциал является относительно новой экономической категорией конкуренции, теоретические положения относительно его значения и положения в системе категорий конкуренции еще не получили должного решения.

Анализ последних исследований и публикаций. Методы оценки внутренних возможностей предприятия, потенциала предприятия, что является важной составляющей конкурентного потенциала - существующие (нынешние) конкурентные преимущества (конкурентные позиции), обстоятельно изложены в известных исследованиях Р. Фахрутдинов [1, с. 218], А. Воронкова, И. Должанского, Т. Загорной, О. Удачных [2, с. 14; 3, с.112]. В работах Р. Фахрутдинова внутренние конкурентные преимущества предприятия делятся на шесть групп: структурные, ресурсные, технические, управленческие, рыночные, эффективность функционирования предприятия. І. Довжанський считает, что внутренние конкурентные преимущества формируются в результате деятельности предприятия и носителями таких преимуществ могут быть, в первую очередь, факторы производственной, финансовой и инновационной деятельности предприятия.

Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, именно в плане рыночных преимуществ (рыночного статуса) предприятия - второй составляющей конкурентного потенциала - получили своего развития в работах известных ученых А. Градова [4, с. 38], В. Єфремова [5, с. 156], Б. Карлофа [6, с. 56], А. Виханського [7, с. 81]. По мнению А.П. Градова необходимо разграничить понятия внутренних преимуществ (конкурентных позиций) и рыночных конкурентных преимуществ (конкурентного статуса), в первую очередь, по степени воздействия предприятия на те факторы, которые определяют конкурентные и рыночные преимущества предприятия. Если внутренние преимущества предприятия в производстве, финансах, ресурсах формируются за свободой и возможностями самого предприятия, то факторы, которые формируют рыночные преимущества находятся также под влиянием конкурентов, потребителей, поставщиков и т.д.

Методические основы разработки эффективных конкурентных стратегий, как третьей составляющей конкурентного потенциала приводятся в работах А.С. Виханського [7, с.81], С. Левицки, [8,с. 215] С. Клименко [9,с. 468], И Сиваченко [10, с. 113], О.Ульянченко [11, с. 164]. По мнению Виханського А.С. в условиях бурного развития внешней среды и рыночной ситуации победу в конкурентной борьбе может получить не обязательно фирма с большими объемами производства и прочными финансовыми позициями, а даже небольшая фирма, которая может более оперативно адаптироваться к изменениям внешней среды.

С. Левицки считает, что когда предприятие достигло намеченных конкурентных преимуществ, оно должно идти дальше и не останавливаться на достигнутом. В этом суть стратегических подходов к управлению. С. Клименко определяет конкурентные стратегии как совокупность стратегий направленных на адаптацию предприятия к изменениям в условиях конкуренции и укрепления его долгосрочной конкурентной позиции на рынке. Преимущества относительно выбора оптимальных конкурентных стратегий могут формироваться, в первую очередь, за счет компетенций управленческого аппарата и информационной базы предприятия.

Постановка задачи. В научной статье решается задача развития понятия конкурентного потенциала как стратегической категории конкуренции, обоснования его места в иерархии категорий конкуренции, определения особенностей конкурентного потенциала как объекта управления.

Изложение основного материала исследований. При современных стратегических подходах к управлению, когда каждое предприятие должно заботиться о выживании и развитии в долгосрочной перспективе, для определения и прогнозирования конкурентоспособности предприятия, необходимо использовать понятие конкурентного потенциала которое аккумулирует в себе не только нынешние внутренние и рыночные конкурентные преимущества, но и возможности эффективной реализации этих преимуществ в определенных условиях развития внешней среды..

То есть, возможность оперировать такой характеристикой конкурентного положения фирмы как конкурентный потенциал, а также диагностировать эту характеристику дает возможность предприятию прогнозировать степень достижения поставленных стратегических целей.

По мнению автора, в стратегическом смысле конкурентный потенциал - это имеющиеся конкурентные преимущества предприятия (внутренние преимущества - потенциал предприятия и внешние преимущества - преимущества относительно положения на рынке) над предприятиями данной сферы бизнеса и возможности использования и развития этих преимуществ в будущем для обеспечения устойчивой конкурентной позиции на рынке.

При таком подходе конкурентный потенциал предприятия следует понимать как совокупность предпосылок достижения конкурентных возможностей (фактические конкурентные преимущества) и предпосылок их сохранения и развития в долгосрочный период (конкурентные стратегии)

Конечно, конкурентный потенциал не может быть сформированным и, тем более, активно реализовываться без стратегических подходов к управлению им.

Как и управление какой либо сферой деятельности, управления конкурентным потенциалом должно начинаться с стратегического анализа конкурентной среды, определение или формирование конкурентных преимуществ и разработки стратегий активной реализации и развития этих преимуществ в будущем.

Конкурентный потенциал как объект управления - это та составляющая системы управления, на которую направлены управленческие действия.

Для социально - экономических систем, какой является предприятие, выделяют три основных вида объектов управления, а именно: [12, с.73.]:

  • производственные объекты управления - цех, предприятие, отрасль;

  • структурные объекты управления - различные виды хозяйственной деятельности: управление кадрами, управление сбытом, управление материально - техническим обеспечением, управление производством;

  • функциональные объекты управления - те объекты, на управление которым необходимо создание специального механизма влияния такого, который предусматривает взаимодействие различных, иногда и всех звеньев управления.

Конкурентный потенциал, при такой градации, относится к функциональным объектам управления, так как формирование и сохранение конкурентных преимуществ в будущем требует консолидации всех направлений деятельности предприятия. Учитывая то, что конкурентный потенциал многогранное понятие, которое проявляется через внутренние преимущества, преимущества в рыночном положении, преимущества в стратегиях развития, для определения конкурентного потенциала необходимо применять системный подход.

Основой конкурентного потенциала как системы является преимущества внутренней среды. В известных исследованиях к основным составляющим внутренней среды, которые формируют преимущественные конкурентные позиции относятся: производство, финансы, кадры, маркетинг, сбытовая деятельность и др. Эти составляющие присутствуют в конкурентном потенциале предприятия каждой отрасли хозяйствования, но специфика этой составляющей конкурентного потенциала предприятий различных отраслей заключается в том, что степень влияния каждого из факторов внутренней среды на совокупные внутренние возможности разная для предприятий различных отраслей хозяйства.

Многие исследователи склоняются к мысли, что центральное место в системе конкурентоспособности и конкурентного потенциала занимает маркетинг [13, с. 443]. Безусловно, современные инструменты маркетинга позволяют решить много проблем, связанных с конкурентоспособностью предприятия на конкретном рынке.

В то же время, для многих предприятий важным фактором, который определяет возможности предприятия в отношении конкурентного положения, есть ресурсы предприятия.

Поэтому при построении модели конкурентного потенциала предприятия как системы, автор предлагает следующие уровни важности факторов, которые определяют конкурентные позиции предприятия.

По степени важности - центральное место во внутренней структуре конкурентного потенциала как системы занимают ресурсы, на втором уровне находятся производство, финансы и кадры, третьи позиции занимают перспективные подсистемы маркетинга и инноваций.

Систему конкурентного потенциала предприятия, как целостную систему, не возможно представить без факторы внешней среды, особенно тех факторов с которыми предприятие непосредственно взаимодействует.

К основным факторам непосредственного окружения организации относят потребителей, конкурентов, поставщиков [7, с.81].

Безусловно, эти факторы, с точки зрения степени управленческого воздействия, не равнозначны с факторами внутренней среды предприятия, но управленческие действия в отношении их возможно проводить опосредованно через стратегии конкуренции, коммуникационную политику, благоприятный инвестиционный климат.

Принципиальной разницей между современным понятием конкурентоспособности предприятия, как существующих сравнительных преимуществ с другими предприятиями, и конкурентным потенциалом является и то, что эта экономическая категория связывает не только имеющиеся преимущества относительно функционирования предприятия, не только преимущества относительно влияния на потребителей и поставщиков (инвесторов), но и определяет возможные преимущества относительно перспектив развития, в первую очередь в плане выбора рациональных конкурентных стратегий.

При таком подходе в систему конкурентного потенциала как объекта управления необходимо включить подсистему конкурентных стратегий, на которые также распространяются управленческие действия субъекту управления конкурентным потенциалом.

То есть, конкурентный потенциал предприятия как система представляет собой совокупность объединенных в единое целое для решения задач создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и связанных между собой подсистему факторов внутренней среды, подсистему факторов внешней среды прямого воздействия, а также подсистему конкурентных стратегий.

Выводы. В системе понятий и категорий конкуренции важное место занимает конкурентный потенциал. Конкурентный потенциал предприятия представляет собой совокупность конкурентных возможностей, которые формируют факторы внутренней среды предприятия, предоставляют факторы внешней среды и генерируют компетенции предприятия в плане гибкого и адекватного конкурентного поведения при изменении внешней среды.

Конкурентный потенциал как объект управления представляет собой систему факторов внутренней среды, среды непосредственного окружения и макросреды, которые формируют, сохраняют или развивают конкурентные возможности предприятия, но имеют различную степень управленческого влияния со стороны субъекта управления.


Литература:

  1. Фахрутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фахрутдинов. – М.: ИНФРА – М., 2000. – 312 с.

  2. Воронкова А. Концепція управління конкурентоспроможним потенціалом підприємства/ А. Воронкова. - К.: Економіст – 2007 - № 8 – 14 – 17

  3. Должанський І.З., Урпавління потенціалом підприємства. Навчальний посібник./ І.З. Должанський, Т.О. Загорна, О.О. Удалих. – К.: Центр навчальної літератури, 2006 – 362 с.

  4. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы./ А. П. Градов - М.:: СПб Спец. Литература, 1995 – 415 с.

  5. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования/ В. С. Ефремов – М.: Финпресс, 1998 – 192 с.

  6. Карлоф Б. Деловая стратегия : Пер. с англ../ Б. Карлоф Науч. ред.. и авт.. послесл. В. А. Прянников – М.: Экономика, 2001 - 236 с.

  7. А. В. Виханский Стратегическое управление. М.: Гардарика - 1998 - с.160

  8. Левицки С. Как разработать стратегію: Практические рекомендацыи по созданию реально работающих стратегий / С. Левицки.; [пер. с англ..В. О. Шагояна]. Днепропетровск. :Баланс – Клуб, 2003. -328 с.

  9. Клименко С. М. Управління конкурентоспроможністю підприємства. / С. М. Клименко, О.С.Дуброва, Д.О.Бараб – К.:, КНЕУ, 2006. – 527 с.

  10. Сіваченко І. Ю. Управління міжнародною конкурентоспроможністю підприємств (організацій0: навч. Посібник./ І. Ю Сіваченко. – К,:ЦУЛ, 2003. – 186 с.

  11. Ульянченко О.В. Конкурентоспроможність сільськогосподарських підприємств та стратегічні аспекти її формування [моногр.] О. В. Ульянченко, Л. А, Євчук, І. В. Гуторова. – Х.:Віровець А. П.»Апостроф»,2011. – 340 с.

  12. Теория управления социалистическим производством// Под ред. О. В. Козловой. - 2 - е изд. доп. и перераб. - М.: Экономика, 1983. - 432 с.

  13. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 528 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle