Библиографическое описание:

Джиемуратова Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 464-466.

В статье освещена проблема педагогической поддержки в процессе творческой деятельности учащихся, раскрыты особенности педагогической системы, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Особо отмечено сотрудничество учителя и учащихся на основе учета интересов склонностей и возможностей учащихся, обозначены цели и задачи педагогического процесса развития творческих способностей школьников.

Наблюдения за природой человека показывают, что у каждого ученика существуют индивидуальные возможности и талант, которые проявляются в процессе учебной деятельности при создании определенных педагогических условий.

Талант – 1. Способности, дарование, сконцентрированные на чем-либо в высокой степени. 2. Личность, обладающая большими способностями и дарованием1.

Способность – (араб – быть, стать могущественным, сильным, властным) – понимается как особенность творческой личности и умственная деятельность2.

В организации творческого педагогического процесса, способствующего раскрытию художественных творческих дарований учащихся, особое значение приобретает педагогическая поддержка творческих и созидательных устремлений учащихся. Эта детельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. Получая знания, учащиеся изучают, осмысливают и создают. У каждого ученика свой, особый подход к процессу творчества. Учитель же, исходя из потребностей учащихся, должен создать оптимальные условия для их творчества. Одна из главных задач данного процесса состоит в поддержке и помощи учащимся со стороны учителя.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что во многих случаях учителям самим необходима помощь в освоении направленний и способов поддержки творческих проявлений учащихся. Особенно начинающему учителю в такой ситуации следует посоветоваться с родителями об индивидуальных особенностях ребенка с тем, чтобы действовать с ними в одном направлении. Постоянная помощь и советы учителя приведут к созданию педагогической системы поддержки. Разумеется, учитель должен хорошо знать личностные качества и интересы своих учащихся.

Многие ученые-педагоги используют термин “педагогическая поддержка”. Поддержка учащихся, по мнению О.С.Газман, Р.Сафаровой, М.Бердиевой, включает в себя личностно-педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, так как эти виды помощи реализуются в комплексе во всех образовательных учреждениях и в деятельности учителей.

Педагогическая поддрежка направлена в основном на решение проблем учащихся в учебном процессе, которые возникают в процессе их познавательной и творческой деятельности. Чаще всего без помощи учителя учащиеся не могут самостоятельно преодолеть трудности. В этих случаях им просто необходима поддержка учителя, которая представляет собой составную часть педагогического процесса.

Закономерно возникает вопрос: А какова дидактическая функция педагогической поддержки в развитии творческой деятельности учащихся? Термин “педагогическая поддержка” появился в 21 веке как одно из понятий нового педагогического мышления. Педагогическая поддержка является компонентом системы личностно-ориентированного обучения. Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию навыков самовоспитания, общения, самостоятельного и творческого мышления.

Педагогическая поддержка как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю свободу и творчество учащихся, помогает выстраивать отношения со взрослыми на принципах демократии и гуманизма. Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных возможностей, способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Учитель должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать.

Педагогическая поддержка учителя требуется постоянно и по многим направлениям: в усвоении ценностей, норм и культуры поведения, выборе своего жизненного пути и способов достижения намеченной цели, осознании реалий внешнего мира и самопознании внутреннего мира, успешном усвоении знаний и овладении учебными умениями и навыками, накоплении опыта творчества и созидания – все эти процессы учитель должен держать в центре своего поля зрения и быть рядом с учениками, оказывая им всемерную помощь.

Проблема педагогической поддержки творческой деятельности учащихся теоретически недостаточно разработана. Если некоторые методики педагогической поддержки учащихся в учебно-воспитательном процессе известны и они будут научно обоснованы, то руководители куружков, классные руководители и учителя-предметники смогут и должны оказывать постоянную поддержку в развитии творческих способностей учащихся.

Педагогическая поддержка нужна учащимся не толко в воспитательном процессе, но и в учебной деятельности, направленной на раскрытие талантов и увлечений школьников. Именно поэтому вопрос о педагогической поддержке одаренных детей приобретает особую актуальность.

По нашему мнению, сущность педагогической поддержки творчества и инициативности учащихся заключается в том, чтобы показать неповторимость их дарования и даже какие-либо неудачи и отрицательные моменты превратить в творчество. Для этого надо научить учащихся анализировать свою творческую деятельность и ее результаты, находить пути устранения отрицательных последствий.

Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача учителя помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно.

Постепенно, шаг за шагом учителя формируют у учащихся навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий, эстетического подхода к продукции творчества.

Педагогическая поддержка творческой деятельности учащихся, являясь одним из методов личностно-ориентированной технологии обучения, создает условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся, определения жизненных целей, решения художественных задач. Благодаря этой поддержке у учащихся развивается свободное, самостоятельное мышление и в то же время закрепляются в сознании нравственно-культурные нормы. В процессе творческой деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность указанного процесса, учителю необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач. В частности:

  • помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность;

  • формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы;

  • развивать у учащихся навыки теоретического анализа;

  • воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества;

  • привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия;

  • оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся;

  • готовить учащихся к применению творческого подхода к решению личных проблем.

Благодаря педагогической поддержке значительно развиваются и углубляются личностные и творческие качества учащихся.

Учащиеся с развитыми творческими способностями во многом отличаются от своих сверстников. Они могут анализировать свои сильные и слабые стороны, сосредоточиться на объекте творчества, выбирать оптмальные варианты и способы выполнения определенной работы.

В содержание педагогической поддержки творческой деятельности учащихся можно ввести следующие элементы:

  • помощь в создании картин, связанных с жизнью учащихся, пополнении знаний в данном направлении;

  • выбор творческих заданий и самоусовершенствование;

  • выражение отношения к реальной действительности с помощью творчества;

  • воспитание чувства гармонии с окружающим миром;

  • помощь в формировании мыслей и ценностей, имеющих личностный характер.

Учитель в любой ситуации не должен выступать в роли передатчика информации и знаний. Отношения с учащимися устанавливаются на уровне открытости, доверия и равноправного партнерства, где приветствуется любая инициатива. Прежде всего помощь учителя заключается в организации теоретико-аналитической деятельности по отношению к продукции собственного творчества учащихся и процесса оценивания. Функция учителя в процессе сотрудничества с учащимися определяются также характером творческих заданий, которые могут быть “управляющими” и “ориентирующими”.

В разносторонней деятельности ученика нередко возникают проблемы, которые он может решить только с помощью педагогической поддержки. Это могуть быть вопросы, касающиеся его здоровья, учебы, общения, творческой деятельности, общественной жизни. И в каждой подобной ситуации педагогическая поддержка имеет свои особенности. В творческом процессе поддержка носит не общий, а скорее консультативный характер, на уровне дружеского совета. Следовательно, можно заключить, что основная форма педагогической поддержки, это отношения типа “устоз-шогирд”(мастер-ученик).

Важное условие педагогической поддержки творческой деятельности учащихся – организация специальных занятий, направленных на развитие их творческих особенностей. В этой связи особое внимание в нашем исследовании мы обращали на содержание творческого сотрудничества на разных этапах занятий и соответственно – его особенности. Форма и вид занятия определяли сущность и основные функции педагогической поддержки, например, на творческих уроках, занятиях кружка, в процессе коллективной творческой работы, на психологических тренингах, лабораторных занятиях и др. Следует отметить, что педагогическая поддержка творческой деятельности опирается на педагогические подходы, основанные на принципах гуманизма, которые проявляются в доверии и уважении к учащимся, отношении к ним как к достойным личностям. Гуманный подход в обучении и воспитании означает также установление культуры межличностных отношений, стремление педагога в каждом ученике распознать его индивидуальность, личностный потенциал.

В этом аспекте поддержка созидательной деятельности учащихся должна осуществляться по следующим направлениям:

  • развитие творческой деятельности учащихся с учетом их психофизических, психологических, интелектуальных свойств и социально-педагогических условий;

  • поддержка творческих способностей учащихся на основе определения социальной среды и межличностных отношений;

  • определение механизма поэтапного применения педагогических методов, направленных на развитие творческих способностей учащихся;

  • обеспечение реальных возможностей для внесения необходимых коррективов в процесс творческого развития учащихся на разных этапах, исходя из складывающихся ситуаций;

  • реализация целостного системного подхода к процессу развития творческих способностей учащихся;

  • осуществление открытости, внедрение гуманистических принципов в процесс поддержки творческой деятельности учащихся.

Успех педагогической поддержки во многом зависит от того, какое влияние оказывает учитель на учащихся, что непосредственно связано с его педагогическим опытом и тактом, а также от того, какими личностными качествами обладает педагог. В числе этих качеств – умение создать обстановку доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого учитель должен обладать новым педагогическим мышлением, высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе творческой деятельности учащихся.


Литература:
  1. Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. -М., 1981. с.116-126.

  2. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000. - 87 с.

  3. Маънавият: асосий тушунчалар изоҳли луғати. – Т.: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2010. – 760 б.

  4. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 3-жилд. – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006.- 704 бет.

1 Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 3-жилд. – Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти, 2006.- 649-бет.

2 Маънавият: асосий тушунчалар изоҳли луғати. – Т.: Ғафур Ғулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2010. - 240-б.


Основные термины: творческой деятельности, творческой деятельности учащихся, педагогической поддержки, творческих способностей учащихся, процессе творческой деятельности, поддержки творческой деятельности, Педагогическая поддержка, педагогической поддержки творческой, педагогическая поддержка, педагогической поддержки учащихся, возможностей учащихся, поддержка творческой деятельности, учащихся навыки, педагогической системы, творческих дарований учащихся, творческих проявлений учащихся, педагогической поддержке, деятельности учащихся должна, созидательных устремлений учащихся, потребностей учащихся

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle