Библиографическое описание:

Александрова К. Ю. Характеристика профессиодрамы как диалога образов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 452-455.

Повышению эффективности учебного процесса в современной высшей школе способствует использование новых технологий и активных методов обучения студентов, позволяющих закреплять полученные теоретические знания, вырабатывать практические навыки решения задач и умение принимать обоснованные решения в постоянно меняющейся внешней среде. Профессиодрама предлагает организацию интерактивного иноязычного общения в процессе решения профессиональных проблем с последующим их проживанием от лица образов, участвующих в них. Перспективным представляется изучение профессиодрамы как одной из групп средств педагогической драматизации [7], противопоставляемой артдраме, особенно в связи с переходом к уровневому высшему образованию.

Под профессиодрамой понимается диалог образов в процессе обучения, в ситуациях, адекватных профессиональным, и направленный на развитие определенных социально и профессионально важных качеств обучающегося. События, представленные в учебных ситуациях, через переживание становятся «событием внутренней жизни личности» [6, с. 12], способствуя эффективному усвоению учебного материала.

Необходимость появления и введения понятия «профессиодрама» обусловлена: 1) расширением границ функционирования педагогической драматизации до профессионального образования, 2) требованиями ФГОС ВПО нового поколения и 3) концепцией компетентности, ставшей сегодня одной из ведущих педагогических теорий: в процессе обучения обучающийся должен приобрести «вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни» [2, с. 7].

Суть профессиодрамы заключается в том, что обучающимся предлагается в символической форме осмыслить реальную жизненную или будущую профессиональную ситуацию в определенном контексте, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Затем предлагается проанализированную ситуацию воссоздать от лица участвующих в ней образов. Для реализации профессиодрамы необходимо воображение обучающегося. Условной является только ситуация, а чувства и действия - реальны. В профессиодраме «реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются» [6, с. 489].

Профессиодрама основывается на теоретических положениях контекстного подхода, основная идея которого «состоит в том, чтобы наложить усвоение студентом теоретических знаний на «канву» усваиваемой им профессиональной деятельности» [2, с. 129].

В основе профессиодрамы также находятся видоизмененные теоретические положения кейс-метода. Покажем на следующем примере существующие различия:

Кейс №3 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида.

Эта же ситуация применительно к профессиодраме выглядит следующим образом.

Первая часть описанной ситуации «Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями» применительно к профессиодраме будет выступать в качестве: 1) ситуационного контекста; 2) описания образа участника.

Вторая же часть ситуации «Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату» содержит описание 3) конфликтогенного события. Эти компоненты порождают, с одной стороны, множество вариантов ситуаций, с другой – разнообразие вариантов их реализации.

Задание кейса «Продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида» в профессиодраме принимает следующий вид и предполагает широкий диапазон предлагаемых ситуаций с индивидуальными воплощениями их решений:

1. Вы - человек, рекомендовавший продавщицу на работу (она – ваша соседка). Постарайтесь усовестить ее…

2. Поскольку продавщица – ставленница босса, вы попали в щекотливую ситуацию. Предпримите попытку завязать с ней дружеские отношения, узнав ее интересы, пристрастия, получив право делать ей подарки и по праву приятеля желать видеть их на ней.

3. Вы заинтересованы в дальнейшей работе данного сотрудника. Вот уже несколько дней вы обдумываете причины, вызвавшие подобную ситуацию. Составляете характеристику ее сильных и слабых сторон, анализируете манеру общения с клиентами и другими сотрудниками фирмы и приходите к выводу…

Особенностью и достоинством профессиодрамы в рамках учебной дисциплины «иностранный язык» является возможность решать комплексно ряд задач. Она позволяет: 1) осваивать материал самой дисциплины; 2) получать опыт межкультурной коммуникации с воображаемыми представителями другой культуры, то есть преодолевать межкультурные затруднения и учиться сбалансированному диалогу в диалоге на модели общества, созданной в учебной аудитории; 3) формируя общекультурную компетентность средствами педагогической драматизации, одним из средств которой является профессиодрама, закладывать хороший базис для формирования профессиональной компетентности; 4) получать опыт реализации знаний применительно к своей будущей профессии.

Остановимся отдельно на уточнении диалога образов. Диалог образов понимается как создание речевых и неречевых воплощений всевозможных образов с опорой на учебный языковой материал. Они могут быть воплощены как реальные, вымышленные, исторические и современные, межличностные и социальные. Рассмотрим направления работы над диалогом образов на занятиях. Воплощаемый образ превращает обучающегося в действующее лицо событий. Изначально образ – это всегда некое условное, схематическое его обозначение. Затем он наполняется содержанием, находящим свое воплощение в реальных речевых высказываниях. Обучающийся придумывает новые черты и детали и выбранным образом мотивирует свои поступки и высказывания. Обязательным требованием реализации образа является его обеспечение языковым материалом в достаточной степени.

Диалог образов должен быть подготовлен по следующим позициям:

- в речевом плане (за счет предварительной отработки языкового материала);

- в плане создания общего представления об образе (историческом, литературном и т.д.);

- в контектсном плане (образы взяты из контекста анализируемой ситуации).

Профессиодрама дает возможность получения нового опыта. Обучающиеся, обнаруживающие, что ведут себя, думают и чувствуют в ходе реализации профессиодрамы, так, как не могли себе раньше даже представить, осознают, что полученный ими новый опыт является реальным событием их жизни и их взаимоотношениями с другими людьми. Она фокусирует внимание на вполне реальных вещах, происходящих «здесь и сейчас», в контексте текущих жизненных и профессиональных ситуаций [1, с. 45].

Профессиодрама имеет в своей основе психодраматический подход, разработанный Я. Морено, и использует некоторые положения психодрамы: 1. Конкретное описание ситуации. Ситуация, подлежащая ролевому исполнению, подразумевает вовлечение в действие. Но в отличие от ролевой игры и психодрамы, в профессиодраме речь идет о показе и рассказе ситуации. 2. Разыгрываемое поведение персонажа должно быть аутентичным (достоверность и подлинность). Аутентичность предполагает воссозданное обучающимся описание, достоверно отражающее состояние образа в момент развертывания ситуации. Следует предпринять ряд мер, чтобы имитация поведения не превратилась в поддельное представление. Необходимо отмечать наличие непроизвольных реакций, связанных с эмоциональным подъемом, логическую последовательность, время реакции и явление выпадения из образа. 3. Необходимость включать ситуации постепенного приближения к реальности, к объектам, лицам и событиям [4, с. 29].

Профессиодрама проецирует реальные процессы, роли, события и конфликты на учебные ситуации, которые, включая воображение, позволят отразить любую часть реального мира. Она позволяет по-новому посмотреть на свою жизнь, чтобы попытаться достичь более глубокого понимания возникших затруднений и преодолевать межличностное напряжение в профессиональной деятельности в будущем [5, с. 389].

Суть профессиодрамы заключается в том, что это - обучение, в котором на стыке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно выстраивается предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности. В ходе профессиодрамы происходит трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств, предмета и результатов на профессиональные. Главным здесь является развитие, с опорой на усваиваемую научную информацию, способности студентов компетентно выполнять профессиональные функции и задачи, разрешать проблемы и посредством этого овладевать целостной профессиональной деятельностью [3, с. 234; 2, с. 129].

Профессиодрама содержит информацию, которую обучающиеся должны проанализировать, актуализируя имеющийся у них комплекс определенных профессиональных знаний, затем на основе этого анализа найти решение и доказать его правильность. Особенностью такой работы является то, что не существует ни заранее известного «правильного» способа анализа ситуации, ни «верного» ответа, то есть результата разрешения проблемы.

В профессиодраме совершаются ориентированные на другого и с ним соотнесенные действия, цели которых значимы лично для индивида. Не следует действовать ради самого действия, а необходимо внутренне и внешне поступать разумно, осмысленно и результативно. Не следует лишь внешне, механически копируя, «играть» образы, а надо действовать от лица образа. Действие, активность – основные черты профессиодрамы. Одним из наиболее важных ее аспектов является проблема «разогрева» пассивных обучающихся и вовлечение их в полноценное участие. Активно реагирующий обучающийся, в конечном счете, становится участвующим.

Отметим некоторые особенности работы в рамках профессиодрамы. Цель знакомства с ситуационным контекстом, произошедшим событием и заданными образами участников заключается в том, чтобы получить предварительное представление о сложившейся проблемной ситуации и попытаться обнаружить предположительные ключи к ее решению. После подготовительного этапа может понадобиться еще несколько подготовительных шагов (в уточнении образов, ситуаций), которые обеспечат адекватное начало ее ролевого исполнения. Ожидаемым результатом использования профессиодрамы будет изменение поведения обучающихся.

Литература:
  1. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.

  2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 336 с.

  3. Вербицкий А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. – М.: Логос, 2010. – 300 с.

  4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. М.Ю. Никуличева, Ю.Г. Григорьевой. – М.:ТОО «Независимая фирма «Класс»,1993 -224 с.

  5. Морено Я.Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2008. – 496 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713с.

  7. Сушок Э.И., Александрова К.Ю. Анализ педагогической драматизации в аспекте профессионального образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - [дата обращения 17.05.2012]

Основные термины: педагогической драматизации, создания образов внешнего, образов внешнего мира, Похожая статья, основа создания образов, Роль межкультурного диалога, сотрудником Ильиной М.К, Роль теории диалога, межкультурного диалога молодежи, внешнему виду продавца, процессе творческой деятельности, формировании социокультурной компетенции, опыта работы продавцом, Диалог образов, получении опыта работы, открытые части тела, реализации профессиодрамы, Ильина М.К, уточнении диалога образов, средств педагогической драматизации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle