Библиографическое описание:

Александрова К. Ю. Характеристика профессиодрамы как диалога образов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 452-455.

Повышению эффективности учебного процесса в современной высшей школе способствует использование новых технологий и активных методов обучения студентов, позволяющих закреплять полученные теоретические знания, вырабатывать практические навыки решения задач и умение принимать обоснованные решения в постоянно меняющейся внешней среде. Профессиодрама предлагает организацию интерактивного иноязычного общения в процессе решения профессиональных проблем с последующим их проживанием от лица образов, участвующих в них. Перспективным представляется изучение профессиодрамы как одной из групп средств педагогической драматизации [7], противопоставляемой артдраме, особенно в связи с переходом к уровневому высшему образованию.

Под профессиодрамой понимается диалог образов в процессе обучения, в ситуациях, адекватных профессиональным, и направленный на развитие определенных социально и профессионально важных качеств обучающегося. События, представленные в учебных ситуациях, через переживание становятся «событием внутренней жизни личности» [6, с. 12], способствуя эффективному усвоению учебного материала.

Необходимость появления и введения понятия «профессиодрама» обусловлена: 1) расширением границ функционирования педагогической драматизации до профессионального образования, 2) требованиями ФГОС ВПО нового поколения и 3) концепцией компетентности, ставшей сегодня одной из ведущих педагогических теорий: в процессе обучения обучающийся должен приобрести «вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни» [2, с. 7].

Суть профессиодрамы заключается в том, что обучающимся предлагается в символической форме осмыслить реальную жизненную или будущую профессиональную ситуацию в определенном контексте, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Затем предлагается проанализированную ситуацию воссоздать от лица участвующих в ней образов. Для реализации профессиодрамы необходимо воображение обучающегося. Условной является только ситуация, а чувства и действия - реальны. В профессиодраме «реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются» [6, с. 489].

Профессиодрама основывается на теоретических положениях контекстного подхода, основная идея которого «состоит в том, чтобы наложить усвоение студентом теоретических знаний на «канву» усваиваемой им профессиональной деятельности» [2, с. 129].

В основе профессиодрамы также находятся видоизмененные теоретические положения кейс-метода. Покажем на следующем примере существующие различия:

Кейс №3 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида.

Эта же ситуация применительно к профессиодраме выглядит следующим образом.

Первая часть описанной ситуации «Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями» применительно к профессиодраме будет выступать в качестве: 1) ситуационного контекста; 2) описания образа участника.

Вторая же часть ситуации «Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату» содержит описание 3) конфликтогенного события. Эти компоненты порождают, с одной стороны, множество вариантов ситуаций, с другой – разнообразие вариантов их реализации.

Задание кейса «Продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида» в профессиодраме принимает следующий вид и предполагает широкий диапазон предлагаемых ситуаций с индивидуальными воплощениями их решений:

1. Вы - человек, рекомендовавший продавщицу на работу (она – ваша соседка). Постарайтесь усовестить ее…

2. Поскольку продавщица – ставленница босса, вы попали в щекотливую ситуацию. Предпримите попытку завязать с ней дружеские отношения, узнав ее интересы, пристрастия, получив право делать ей подарки и по праву приятеля желать видеть их на ней.

3. Вы заинтересованы в дальнейшей работе данного сотрудника. Вот уже несколько дней вы обдумываете причины, вызвавшие подобную ситуацию. Составляете характеристику ее сильных и слабых сторон, анализируете манеру общения с клиентами и другими сотрудниками фирмы и приходите к выводу…

Особенностью и достоинством профессиодрамы в рамках учебной дисциплины «иностранный язык» является возможность решать комплексно ряд задач. Она позволяет: 1) осваивать материал самой дисциплины; 2) получать опыт межкультурной коммуникации с воображаемыми представителями другой культуры, то есть преодолевать межкультурные затруднения и учиться сбалансированному диалогу в диалоге на модели общества, созданной в учебной аудитории; 3) формируя общекультурную компетентность средствами педагогической драматизации, одним из средств которой является профессиодрама, закладывать хороший базис для формирования профессиональной компетентности; 4) получать опыт реализации знаний применительно к своей будущей профессии.

Остановимся отдельно на уточнении диалога образов. Диалог образов понимается как создание речевых и неречевых воплощений всевозможных образов с опорой на учебный языковой материал. Они могут быть воплощены как реальные, вымышленные, исторические и современные, межличностные и социальные. Рассмотрим направления работы над диалогом образов на занятиях. Воплощаемый образ превращает обучающегося в действующее лицо событий. Изначально образ – это всегда некое условное, схематическое его обозначение. Затем он наполняется содержанием, находящим свое воплощение в реальных речевых высказываниях. Обучающийся придумывает новые черты и детали и выбранным образом мотивирует свои поступки и высказывания. Обязательным требованием реализации образа является его обеспечение языковым материалом в достаточной степени.

Диалог образов должен быть подготовлен по следующим позициям:

- в речевом плане (за счет предварительной отработки языкового материала);

- в плане создания общего представления об образе (историческом, литературном и т.д.);

- в контектсном плане (образы взяты из контекста анализируемой ситуации).

Профессиодрама дает возможность получения нового опыта. Обучающиеся, обнаруживающие, что ведут себя, думают и чувствуют в ходе реализации профессиодрамы, так, как не могли себе раньше даже представить, осознают, что полученный ими новый опыт является реальным событием их жизни и их взаимоотношениями с другими людьми. Она фокусирует внимание на вполне реальных вещах, происходящих «здесь и сейчас», в контексте текущих жизненных и профессиональных ситуаций [1, с. 45].

Профессиодрама имеет в своей основе психодраматический подход, разработанный Я. Морено, и использует некоторые положения психодрамы: 1. Конкретное описание ситуации. Ситуация, подлежащая ролевому исполнению, подразумевает вовлечение в действие. Но в отличие от ролевой игры и психодрамы, в профессиодраме речь идет о показе и рассказе ситуации. 2. Разыгрываемое поведение персонажа должно быть аутентичным (достоверность и подлинность). Аутентичность предполагает воссозданное обучающимся описание, достоверно отражающее состояние образа в момент развертывания ситуации. Следует предпринять ряд мер, чтобы имитация поведения не превратилась в поддельное представление. Необходимо отмечать наличие непроизвольных реакций, связанных с эмоциональным подъемом, логическую последовательность, время реакции и явление выпадения из образа. 3. Необходимость включать ситуации постепенного приближения к реальности, к объектам, лицам и событиям [4, с. 29].

Профессиодрама проецирует реальные процессы, роли, события и конфликты на учебные ситуации, которые, включая воображение, позволят отразить любую часть реального мира. Она позволяет по-новому посмотреть на свою жизнь, чтобы попытаться достичь более глубокого понимания возникших затруднений и преодолевать межличностное напряжение в профессиональной деятельности в будущем [5, с. 389].

Суть профессиодрамы заключается в том, что это - обучение, в котором на стыке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, в учебной деятельности студентов последовательно выстраивается предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности. В ходе профессиодрамы происходит трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств, предмета и результатов на профессиональные. Главным здесь является развитие, с опорой на усваиваемую научную информацию, способности студентов компетентно выполнять профессиональные функции и задачи, разрешать проблемы и посредством этого овладевать целостной профессиональной деятельностью [3, с. 234; 2, с. 129].

Профессиодрама содержит информацию, которую обучающиеся должны проанализировать, актуализируя имеющийся у них комплекс определенных профессиональных знаний, затем на основе этого анализа найти решение и доказать его правильность. Особенностью такой работы является то, что не существует ни заранее известного «правильного» способа анализа ситуации, ни «верного» ответа, то есть результата разрешения проблемы.

В профессиодраме совершаются ориентированные на другого и с ним соотнесенные действия, цели которых значимы лично для индивида. Не следует действовать ради самого действия, а необходимо внутренне и внешне поступать разумно, осмысленно и результативно. Не следует лишь внешне, механически копируя, «играть» образы, а надо действовать от лица образа. Действие, активность – основные черты профессиодрамы. Одним из наиболее важных ее аспектов является проблема «разогрева» пассивных обучающихся и вовлечение их в полноценное участие. Активно реагирующий обучающийся, в конечном счете, становится участвующим.

Отметим некоторые особенности работы в рамках профессиодрамы. Цель знакомства с ситуационным контекстом, произошедшим событием и заданными образами участников заключается в том, чтобы получить предварительное представление о сложившейся проблемной ситуации и попытаться обнаружить предположительные ключи к ее решению. После подготовительного этапа может понадобиться еще несколько подготовительных шагов (в уточнении образов, ситуаций), которые обеспечат адекватное начало ее ролевого исполнения. Ожидаемым результатом использования профессиодрамы будет изменение поведения обучающихся.

Литература:
  1. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.

  2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 336 с.

  3. Вербицкий А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. – М.: Логос, 2010. – 300 с.

  4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. М.Ю. Никуличева, Ю.Г. Григорьевой. – М.:ТОО «Независимая фирма «Класс»,1993 -224 с.

  5. Морено Я.Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2008. – 496 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713с.

  7. Сушок Э.И., Александрова К.Ю. Анализ педагогической драматизации в аспекте профессионального образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - [дата обращения 17.05.2012]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle