Библиографическое описание:

Джалилова Ф. Н., Мадаминова Н. Р. Структурные компоненты профессионального имиджа педагога // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 461-463.

В статье раскрываются структурные компоненты педагогического имиджа: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя, соответствующие новым требованиям к качеству подготовки будущего педагога

Ключевые слова: имидж, педагогическое мастерство, педагог, образ


Глубокие изменения, происходящие в Узбекистане, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась. Действовал внешний фактор имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Современные требования образования таковы, что как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

В современных исследованиях понятие имидж педагога трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами.

Так, А. А. Калюжный понимает имидж педагога как социально-психологическую категорию, социальную перцепцию. По его мнению, имидж - это образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж учителя рассматривается ученым в рамках профессионального имиджа и является личностным феноменом, который имеет социально-психологическую природу, детерминированную субъектом личности педагога как специалиста-профессионала. Он отражает значимые особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога [1].

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров определяют имидж педагога как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанника, коллег, социального окружения, массовом сознании [3; с. 46].

В. Н. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования, определяет гармоничную совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [6]. А. Тарасенко характеризует индивидуальный имидж педагога как компонент культуры педагогической деятельности, который предопределяет успешность профессиональной деятельности педагога, так как позволяет ему лучше проявить личностные и деловые качества. По его мнению, индивидуальный имидж - это система личностных качеств педагога (толерантность, тактичность, доброжелательность, рефлексивность и др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), к которым целенаправленно прибегает педагог с целью достижения оптимального результата педагогической деятельности [4]. Л. П. Качалова обращает внимание на то, что имидж педагога - это интегральное, целенаправленно сформированное, целостное, динамичное качество, обусловленное соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних личностных и индивидуальных качеств педагога, призванное обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса и позволяющее реализовать педагогическую деятельность через формирование позитивного мнения [2; с. 28].

Констатируя активную разработку различных аспектов имиджа педагога мы считаем, что проблема педагогического имиджа пока не стала предметом специального исследования. Анализ научных трактовок понятий имидж, имидж педагога позволяет нам сделать вывод о том, что единого научно-структурированного толкования понятия педагогический имидж не существует. Более того, этот термин в литературе встречается крайне редко, данное понятие отсутствует в словарях и энциклопедиях, нет и работ, раскрывающих сущность, содержание, технологии формирования педагогического имиджа учителя. Вышесказанное позволяет говорить о том, что понятие педагогического имиджа педагога как научная проблема является актуальным и перспективным в современной педагогической науке.

Учитывая имеющиеся в педагогических исследованиях сущностные характеристики имиджа педагога, мы считаем, что педагогический имидж будущего педагога должен быть определен как образ, представляющий совокупность внутренних (личностных, профессиональных качеств, выражающихся в индивидуальном стиле деятельности учителя) и внешних характеристик (культура вербального и невербального общения) в совокупности с эстетическим оформлением одежды, прически, макияжа и прочих атрибутов габитуса, который создается в результате прямого их восприятия в процессе взаимодействия учителя с участниками педагогического процесса либо косвенно через мнение других людей.

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. П. Качалова, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение [2; с. 29].

Профессиональная деятельность, по мнению Л. П. Качалова, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. [2; с. 30]. Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить занятие, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя. Работа педагога альтруистична, а значит, имидж педагога – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже - это немаловажная задача педагогической деятельности. Следовательно, забота учителя о своем имидже - это также профессиональное требование.

По своему опыту знаем, что визуальный образ педагога «работает» первые пять минут занятия, а дальше внимание студентов держит личность педагога. Но все же педагогу необходимо соблюдать общепринятые нормы в одежде, прическе, макияже, чтобы не отвлекать внимание на ненужные детали. Имидж состоит из суммы: визуальный образ (костюм, прическа, манеры, мимика), акустический (тембр, сила голоса, высота, темп речи, особенности – придыхание, картавость…) и внутренний (темперамент, настроение, способ мышления, духовная практика). В зависимости от того, в какой мере педагог владеет искусством создания своего образа, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Мы считаем, что в педагогических высших образовательных учреждениях должны преподавать актерское мастерство, где ставят голос, учат плавности движений. Это либо дается от природы, либо вдумчивый педагог постигает азы своей профессии непосредственно в практике.

Разговаривая со студентами, выяснили для себя элементы в имидже педагога, которые им кажутся наиболее привлекательными, и поняли, что внешняя сторона волнует их в значительно меньшей степени, чем внутренний мир педагога. Первое, что отмечают студенты, это оптимизм, полноту и вкус к жизни, которые должен демонстрировать педагог. «Он должен хотеть изменить мир к лучшему, а не только учить нас формулам и алгоритмам!»

Очень важно заниматься собой, своим личностным ростом. Это один из самых надежных способов договориться с другими. Вылечиться от нелюбви к себе - советуют психологи. Научиться управлять своими отрицательными чертами характера. Крик никогда не был эффективным способом общения. Эмоции возникают на острие конфликта, но не помогают решать его. Очень важно отделять личные кризисы и возрастные дефиниции от профессиональной деятельности. Умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией - она тоже входит в педагогическую технику.

Сюда же мы относим способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП). В том и состоит наша работа, чтобы понимать - по тому, как посмотрели, когда взяли ручки, когда улыбнулись - то ли мы произносим, приводим ли убедительные примеры, те ли даем иллюстрации. Обычно студент - «индикатор», по реакции которого сверяем эффективность занятия.

Хочу закончить цитатой из педагогического журнала, в котором много печатают о модернизации образования, о внедрении новых технологий. «Установлено, что единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования, – это уровень взаимодействия учителя и ученика на уроке, что, в свой черед, зависит от квалификации педагога. Отсюда следует важный вывод: образовательная система не может быть лучше учителей, которые её составляют» [5; с. 6].


Литература:

  1. Калюжный А. А. Социально-психологические основы имиджа учителя : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 1996.

  2. Качалова Л. П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. Шадринск, 2008.

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. - М., 2000.

  4. Тарасенко Н. А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002.

  5. К.М. Ушаков. Парадоксы Мак Кинси. //Директор школы. 2008, № 6. - С.6

  6. Черепанова В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 1998.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle