Библиографическое описание:

Кошкалда И. В. Земельная реформа в системе факторов перехода к социально ориентированным рыночным отношениям // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 226-229.

Для перехода экономики Украины к рыночным отношениям необходимо было провести реформирование аграрного сектора, в первую очередь земельных отношений, этому процессу положили начало Земельный кодекс и Постановление "О земельной реформе" [1 - 2]. Именно и этого момента все земли Украины были объявлены объектом земельной реформы.

Следует отметить, что сам процесс реформирования в Украине прошел одинаково. Ученые Национального научного центра "Института аграрной экономики" Украины разработали стратегию и направления проведения аграрной реформы, которые нашли свое отображение в одобренном Верховной Радой Украины докладе Президента Украины "Об основных принципах экономической и социальной политики (18.10.1994 г.) [3 - 4].

Заданием земельной реформы было перераспределение земель с одновременной передачей их в частную и коллективную собственность, а также в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, чтобы создать условия для равноправного развития различных форм ведения хозяйства, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель. Предусматривалось также произвести инвентаризацию земель всех категорий и регистрацию граждан, которые желают организовать фермерское хозяйство, расширить личное подсобное хозяйство, заниматься индивидуальным садоводством, получить в пользование земельные участки для огородничества, сенокосов и для выпасания скота.

Однако своей фундаментальной цели земельная реформа не достигла, поскольку не было обеспечено рационального, эффективного и экологобезопасного использования земельных ресурсов и охраны земель.

Главным результатом проведения земельной реформы в Украине стали структурные изменения в распределении земель как за формами собственности и ведения хозяйства, так и за количеством землевладельцев и землепользователей, введение платного землепользования. Государство перестало быть земельным монополистом. В ее собственности осталось менее половины площади земель страны. Значительную часть продуктивных земель передали в частную собственность. Начали формироваться принципиально новые земельные отношения, в основе которых лежит частная собственность на землю, которая дает право ее аренды, наследования, дарения, обмена и тому подобное [5].

Если на начало в 1992 г. весь земельный фонд Украины находился в собственности государства, то на начало 2010 г. удельный вес государственной собственности составлял 48,5 %, частной - 51,4 и коллективной (согласно государственным актам) - 0,1 %. Особенно значительные изменения состоялись в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Свыше 75 % площадей в настоящее время находятся в частной собственности граждан и юридических лиц. Из общей площади сельскохозяйственных угодий негосударственных сельскохозяйственных предприятий 27,2 млн (91 %) разделено на паи среди членов этих предприятий и пенсионеров. По результатам деления на части, 6,9 млн граждан Украины приобрело право на земельную долю (пай), из которых свыше 95 % заменили сертификаты на государственные акты на право собственности на земельный участок [6].

Ошибки в начале земельной реформы с передачей сельскохозяйственных земель в частную собственность повлекли нежелательные последствия: во-первых, дробление сельскохозяйственных землепользований; во-вторых, сокращение и снижение эффективности крупнотоварного сельскохозяйственного производства; в-третьих, неэффективное использование значительного количества разделенных на паи земельных участков (почти 1,4 млн разделенных на паи земельных участков не используется. Свыше 1 млн лиц не обрабатывают и не сдают участков в аренду. Как результат, не используется 12 % общей площади сельхозугодий) [7].

Реформирование повлекло появление так называемых неиспользуемых земель. И если в 1990 г. таких земель вообще не было, то уже в 2009 г. они составляли 3965 тыс. га, или 12,2 % от общей площади пашни (табл. 1).

Таблица 1

Динамика неиспользуемой площади пашни в Украине за 1995 - 2009 гг. [8]

Показатель

Годы

в 2009 г. до 1990 г.
(+, -)

1990

1995

2000

2005

2009

Площадь пашни, тыс.га

33833

32989

32564

32482

32478

-1355

Посевная площадь, тыс.га

32406

30963

27173

26044

26990

-5416

Чистые пары, тыс.га

1427

1570

3213

2428

1523

+96

Неиспользуемая площадь пашни, тыс.га

-

456

2178

4010

3965

+3965

% к площади пашни

-

1,4

6,7

12,3

12,2

+12,2


В результате реформы единственным способом существования мелких владельцев на селе стала возможность передачи земельных участков в аренду. Большинство крестьян реализуют свое право на землю с помощью арендных отношений с сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами и другими субъектами ведения хозяйства, с которыми они по состоянию на 1 января 2010 г. заключили 4,6 млн договоров аренды земельной доли (пая), из которых 52,9 % заключено с крестьянами-пенсионерами.

Сроки действия заключенных договоров аренды в Украине разные. В 2010 г. за сроком действия заключено: 404,4 тыс. договоров (8,8 %) - на 1- 3 года; 2157,7 тыс. (47,2 %) - на 4- 5 лет; 1523,9 тыс. (32,8 %) - на 6 - 10 лет; 517 тыс. договоров (11,2 %) на срок свыше 10 лет [9].

Стоит отметить, что за период с 2002 по 2010 гг. состоялись определенные положительные тенденции - сократилась часть договоров аренды на срок от 1 до 5 лет (от 86,1 до 56,0 %) и выросла часть арендных договоров сроком на 10 лет и больше (от 2,2 до 11,2 %). Такие изменения будут способствовать заботливому отношению к земле, недопущению ее истощения в краткосрочном периоде.

Владельцы земельных паев, в соответствии с договором аренды, ежегодно получают арендную плату в обусловленном объеме. При этом самым популярным расчетом остается натуральная форма оплаты - 70,5 %. Это приводит к неограниченным злоупотреблениям, ведь в расчетах с крестьянами цены на продукцию устанавливают сами руководители предприятий. Как свидетельствует практика, они значительно выше рыночных [10].

Практика проведения превращений в аграрном секторе Украины продемонстрировала социальную и психологическую неготовность крестьян к самостоятельному ведению хозяйства и самоуправлению, а также к коренным изменениям в своем социальном статусе, в организации и оплате труда, в системе социальной защиты на принципах частной собственности, самоокупаемости и самодостаточности; существенное ухудшение уровня жизни и ведения хозяйства в результате радикальных реформ; прогрессивное имущественное расслоение крестьян и тому подобное. Все это усложняет социальнопсихологическую ситуацию на селе, что в свою очередь мешает развитию аграрного сектора [11].

Одним из нерешенных вопросов земельной реформы до сих пор остается вопрос о снятии моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, то есть введение полномасштабного рынка земель. Это важно для землевладельцев и землепользователей, поэтому этот вопрос является предметом политических и научных дискуссий. Но главное задание заключается в том, чтобы снятие моратория и полномасштабное введение рынка сельскохозяйственных земель содействовал развитию аграрного сектора экономики.

Для исследования общественной мысли об отмене моратория на продажу сельскохозяйственных угодий в феврале в 2011 г. был проведен социологический опрос сельских жителей (свыше 600 лиц) различных категорий, которые проживают в Харьковской области [12].

Результаты исследования свидетельствуют, что 23 % опрошенных считают целесообразным запретить продажу сельскохозяйственных угодий. Кроме того, 17 % респондентов хотели бы упразднить действия моратория, и 21 % опрошенных вообще не определились с ответом относительно моратория.

Существенные расхождения в оценках относительно отмены моратория на продажу сельскохозяйственных угодий выявлены в зависимости от возраста респондентов. Наиболее категорически выступают за запрещение продажи земель респонденты трех возрастных групп : 31 - 40, 41 - 50 и 51 - 60 лет - соответственно 33, 31 и 32 %. Респонденты самой старшей возрастной группы (возрастом свыше 60 лет) настроены не так категорически и высказались за отмену моратория на продажу сельскохозяйственных угодий при тех или других условиях, лишь 24 % были против.

Результаты опроса относительно отмены действия моратория на продажу земель разных категорий крестьян показали, что группа руководителей предприятий - 40 % - выступают против, а если к этой группе респондентов прибавить тех руководителей, которые считают необходимым оставить все как есть, то выходит, что каждый второй руководитель сельскохозяйственного предприятия негативно относится к отмене моратория. Еще более негативное отношение к введению рынка земель у фермеров, 20 % из которых выступают за запрещение продажи земель сельскохозяйственного назначения, а 60 % - за то, чтобы оставить все как есть. Наименее критически настроены на отмену моратория и введения рынка сельскохозяйственных земель неработающие и пенсионеры. Среди пенсионеров за запрещение продажи сельскохозяйственных угодий высказались 24 % респондентов, а за сохранение существующего порядка - 19 %; среди неработающих эти показатели были соответственно 18 и 16 %.

Нет однозначного ответа среди респондентов относительно будущего введения полномасштабного рынка земли в Украине. Существенно отличаются ответы респондентов в зависимости от их возраста. Если 26 % респондентов возрастом 18 - 30 лет высказалось за то, чтобы земля не была товаром, то среди людей возрастом старше 60 лет эту позицию разделяет 46 %. По мнению исследователей, эту ситуацию можно объяснить тем, что общественное сознание самой младшей группы респондентов сформировалось во времена независимости Украины, когда уже осуществлялся переход к рыночным отношениям. В других группах по мере роста возраста респондентов на формирование отношения к будущему рынку сельскохозяйственных угодий влияет менталитет, который сформировался во времена командно-административной системы, которая несовместима с рыночной экономикой.

Следует отметить, что 50 % руководителей сельскохозяйственных предприятий и фермеров высказалось за то, что земля не должна быть товаром. Такая позиция предопределена, с одной стороны, осознанием того, что в большинстве сельскохозяйственных товаропроизводителей отсутствуют средства для покупки сельскохозяйственных угодий, а с другой - существованием угрозы выкупа части или всех земель того или другого хозяйства за счет средств других покупателей, что неминуемо приведет к нарушению целостности сформированных имущественных комплексов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целом нельзя дать однозначный ответ относительно будущего рынка сельскохозяйственных земель, поскольку 52 % опрошенных поддерживают эту идею, а 48 % высказалось против. По мнению ученых-исследователей, введение свободной покупки-продажи сельскохозяйственных угодий в ближайшей перспективе может сформировать еще одну угрозу, которая будет связана с инфляционными процессами, поскольку вырученные деньги продавцов-владельцев за земельные угодья в подавляющем большинстве будут направлены на потребительский рынок страны, что может быть существенным толчком для повышения уровня инфляции, который и так является достаточно высоким в стране.

В этом отношении ученый Н. Н. Федоров считает, что цивилизованный земельный рынок в Украине должен формироваться эволюционным путем, по мере становления и развития аграрного сектора экономики. Решающую роль в регулировании рынка земли должно играть государство, которое предопределяет право ограничений на рыночный оборот земельных участков, контроль за ценообразованием на земельном рынке через соответствующее законодательство [13, с. 20].

Следовательно, перед правительством стоит ответственное задание: сделать все для возрождения села, чтобы люди возвращались в село. Особенно это касается молодежи, которая связывает свое будущее с городскими поселениями. Сельские жители, а это каждая третья семья, также имеют желание переехать в город, а две трети из них, хотели бы, чтобы их деть жилы и работали в городе. Поэтому для государства является определяющим создать условия для улучшения жизни на сельских территориях.

Оценивая результаты земельной реформы следует отметить, что она не получила логического завершения. Дробление земель на паи вызвало больше вопросов, чем ответов. Передача земельных паев в собственность граждан так и не создала надлежащих условий для эффективного ведения хозяйства.

Следовательно, в Украине земельная реформа еще не закончена, поскольку отсутствуют условия для функционирования высокоэффективного, конкурентоспособного аграрного сектора экономики. А поэтому необходимо, во-первых, решить вопрос о снятии моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения; во-вторых, требует дальнейшего совершенствования урегулирования механизма арендных отношений; в-третьих, необходимо обратить внимание на развитие сельских территорий и создание условий для улучшения жизни сельского населения; в-четвертых, особое внимание заслуживает вопрос о рациональном и экологобезопасном использовании и охране земель.


Литература:

  1. Земельний кодекс України № 2768-ІІІ – 25 жовт. 2001 року // Відомості Верховної Ради України.– 2002.– № 3-4.– Ст. 27.

  2. Про земельну реформу: Постанова Верховної Ради України.– № 563-ХІІ.– 18 груд. 1990 р. // Відомості Верховної Ради України.– 1991.– № 10.– Ст. 100.

  3. Месель-Веселяк В.Я. Аграрна реформа і організаційно-економічні трансформації в сільському господарстві / В.Я. Месель-Веселяк // Економіка АПК.– 2010.– № 4.– С. 3–18.

  4. Саблук П.Т. Аграрна реформа в Україні (здобутки, проблеми і шляхи їх вирішення) / П.Т. Саблук, В.Я. Месель-Веселяк, М.М. Федоров // Економіка АПК.– 2009.– № 12.– С. 3–13.

  5. Третяк А. Стратегія реформування земельної політики в Україні на сучасному етапі / Антон Третяк // Землевпорядний вісник.– 2009.– № 6.– С. 12–21.

  6. Федоров М.М. Земельна реформа і розвиток ринкових земельних відносин / М.М. Федоров // Економіка АПК.– 2011.– № 7.– С. 55–60.

  7. Державна земельна політика в Україні: стан і стратегія розвитку // Національна безпека і оборона.– 2009.– № 3.– С. 2–17.

  8. Попова О. Раціоналізація аграрного землекористування як національний пріоритет за посилення глобальних викликів щодо продовольчого забезпечення / Ольга Попова // Економіст.– 2010.– № 12.– С. 47–51.

  9. Офіційний сайт Державного агентства земельних ресурсів України [Електронний ресурс].– Режим доступу: http:// www.dkzr.gov.ua.

  10. Філаткін С.М. Правове регулювання та сучасний стан розвитку орендних земельних відносин в Україні / С.М. Філаткін // Агроінком.– 2011.– № 4–6 [Електронний ресурс].– Режим доступу: http:// www.nbuv.gov.ua.

  11. Якуба К. Людський фактор у реформуванні аграрної економіки / Катерина Якуба // Економіка України.– 2004.– № 5.– С. 69–75.

  12. Олійник В.О. До проблеми повномасштабного запровадження ринку землі в Україні / В.О. Олійник, Т.І. Олійник // Економіка АПК.– 2011.– № 7.– С. 60–66.

  13. Федоров М.М. Трансформація земельних відносин до ринкових умов / М.М. Федоров // Матеріали ХІ річних зборів Всеукр. конгресу вчених економістів-аграрників [«Трансформація земельних відносин до ринкових умов»], (Київ, 26-27 лют. 2009 р.).– К.: ННЦ «ІАЕ», 2009. С.518.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle