Библиографическое описание:

Кучер А. В. Профессиональное общение экономиста-аграрника как объект психолого-педагогического управления // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 485-488.

Актуальность и значимость исследования проблемы психолого-педагогического управления процессом формирования умений профессионального общения будущих специалистов агроэкономического профиля определяется, с одной стороны, – трансформационными процессами, происходящими в аграрном секторе экономики Украины, и обусловливающими объективную потребность в коммуникативно компетентных специалистах, а с другой – цивилизационными изменениями, которые расширяют и затрудняют коммуникативную среду, в которой находится экономист и вступает в множество контактов, обусловленных расширением сферы экономического сотрудничества, причем если внутрифирменные контакты, как правило, являются постоянными, то внешние – динамическими. Поэтому вполне закономерно, что в последнее время появились исследования, в которых непосредственно рассматриваются отдельные аспекты проблемы подготовки к профессиональному общению студентов аграрных или экономических вузов, среди которых отметим таких ученых, как: С. Н. Амелина, Л. В. Барановская, Г. А. Гущина, Л. А. Савенкова [1-4] и др.

Под профессиональным общением экономиста-аграрника понимаем специально организованную, управляемую, целенаправленную деятельность, содержанием которой является обмен информацией, опытом, организация взаимоотношений и взаимопонимания, достижения специалистом агроэкономического профиля оптимального взаимодействия с коллегами для решения профессиональных задач. Результатом применения в исследовании системно-структурного подхода стала разработка структурно-функциональной модели профессионального общения экономиста-аграрника, которую рассматриваем как сложно организованную иерархическую архитектонику компонентов этого общения, включающую в себя: функциональные (субъект, потребность, мотив, цель, содержание, процесс, условия, формы, средства, результат) и структурные (коммуникативный, перцептивный, интерактивный) компоненты; базовые (коммуникативная, перцептивная, интерактивная) и производные (контактная, информационная, инструментальная, самовыражения, побудительная, координационная, когнитивная, интегративная, эмотивная, установления отношений, оказание влияния, социального контроля) функции; этапы (моделирование, организация, регулирование, анализ общения, обратная связь); зоны (собственно профессиональная, переходная, псевдопрофессиональная) и признаки (профессиональная направленность, когнитивность, терминологическая насыщенность, полиролевой характер, временная ограниченность, высокая конфликтогенность, толерантность) этого общения.

Умение профессионального общения рассматриваем как способность личности должным образом выполнять профессионально-коммуникативную деятельность на основе способностей, усвоенных знаний и навыков и приобретенного практического опыта. Соответственно система умений профессионального общения должна обеспечивать осуществление эффективного и результативного профессионального общения будущими специалистами агроэкономического профиля. Следовательно, для обеспечения эффективного профессионального общения необходимо обладать соответствующими умениями, которые в исследовании систематизированы, учитывая специфику этого общения, на основании его структурных компонентов: коммуникативный (умения вербального и невербального общения, объяснять сущность терминологического аппарата агроэкономической науки как средства указанного общения, информационные умения); перцептивный (умения активно рефлексивно и нерефлексивное слушать собеседника, понимать его внутренние переживания и мотивы, социальной перцепции, ориентироваться в ситуации профессионального общения, адекватно воспринимать и интерпретировать информацию во время общения); интерактивный (умения устанавливать и поддерживать профессиональный контакт и управлять им, композиционно строить и реализовывать план профессионального общения и прогнозировать его конечные результаты, самопрезентации, создавать творческое рабочее самочувствие, организовывать и использовать «приспособления» к партнерам по общению, предупреждать и разрешать конфликты, чувствовать, устанавливать и поддерживать обратную связь в профессиональном общении).

Концептуальное видение модели процесса формирования умений профессионального общения студентов агроэкономического профиля основывается на рефлексивно-деятельностном, диалогическом, ситуационно-ролевом, коммуникативном подходах и принципах: рефлексивности, деятельности, диалогизации, гуманизации, ситуативности, контекстно-ролевой направленности, психолого-педагогической диагностики, модульности, сквозности, комплексности, полифоничности, преемственности, коммуникативности, единства речи и мышления, проблемности, индивидуализации, креативности, профессиональной направленности, межпредметности. Опираясь на системно-синергетический подход, мы разработали концептуальную модель формирования умений профессионального общения будущих экономистов-аграрников, которая включает целе-мотивационный, концептуальный, содержательный, процессуальный, организационно-технологический, управленческий и диагностическо-результативный компоненты. Эта модель является основой для психолого-педагогического управления формированием умений профессионального общения будущих экономистов аграрного профиля, под которым понимаем деятельность преподавателя (субъект управления), во время которой он осуществляет сознательное воздействие на объект управления (процесс) с учетом его состояния и координирует совместную учебную деятельность, что способствует развитию указанных умений у студентов с учетом поставленной цели, структуры, этапов и логики этого процесса.

Во время управления учебной деятельностью студентов по формированию указанных умений следует опираться на кибернетический подход, который предусматривает предоставление оперативной обратной связи, пронизывающей учебный процесс, и поэтапный переход от прямого управления со стороны преподавателя через соуправление преподавателя и студентов на уровень самоуправления учебной деятельностью. Опираясь на функциональное сходство между процессами управления и обучения, разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического управления формированием исследуемых умений (рис. 1), состоящая из структурных компонентов, взаимосвязанных управленческих функций и прямой и обратной связи. Целью и конечным результатом такого управления определено овладение студентами агроэкономического профиля умениями профессионального общения.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического управления формирования умений профессионального общения


Реализация поставленной цели предусматривает решение таких основных задач: создание психолого-педагогических условий формирования умений профессионального общения; организация учебного процесса по овладению этими умениями на основе рефлексивно-деятельностного, диалогического, ситуационно-ролевого подходов с учетом соответствующих принципов; использование дидактических средств управления, позволяющих постепенный переход от прямого управления со стороны преподавателя к соуправлению и самоуправлению.

Под психолого-педагогическими условиями формирования умений профессионального общения будущих специалистов агроэкономического профиля понимаем специально созданные обстоятельства, выявленные в результате целенаправленного отбора, которые влияют на эффективное овладение студентами указанными умениями и активизируют факторы, способствующие успешной реализации поставленной цели. Обоснованно необходимые и достаточные психолого-педагогические условия формирования умений профессионального общения будущих специалистов агроэкономического профиля: обеспечение мотивации учебной деятельности студентов по овладению умениями профессионального общения; целенаправленное внедрение коммуникативного подхода к изучению курса «Украинский язык профессионального направления»; рациональное сочетание инновационной и традиционной парадигм обучения во время формирования умений профессионального общения.

Логическим продолжением исследования проблемы формирования умений профессионального общения будущих специалистов агроэкономического профиля стал педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование, в котором приняли участие 442 студента из четырех вузов, было осуществлено в течение 2010-2012 гг. в три этапа: констатирующе-проектный (для определения имеющегося уровня сформированности умений профессионального общения), формирующий, основной целью которого было внедрение разработанной педагогической технологии, обобщающе-завершающий (обработка и анализ полученных данных для оценки эффективности этой технологии). На констатирующем этапе исследовано состояние сформированности умений профессионального общения студентов агроэкономического профиля, в результате чего подтверждено предположение о том, что этот процесс происходит стихийно, условия для формирования указанных умений недостаточны, преобладает низкий уровень владения этими умениями (51,1 %), 26,7 % студентов имеют средний уровень и только 8,2 % – владеют этими умениями на достаточном уровне. Вместе с тем 14 % студентов имеют очень низкий уровень сформированности исследуемых умений, причем в отдельных случаях было обнаружено даже критически низкий уровень, который характеризуется почти полным отсутствием указанных умений. Поэтому был сделан вывод о необходимости внедрения педагогической технологии, которая способствовала бы повышению уровня сформированности этих умений.

Формирующий эксперимент проходил в условиях реального учебного процесса в течение 2011-2012 гг. Экспериментальным исследованием было охвачено 143 будущих специалиста агроэкономического профиля, из них 75 человек в экспериментальных группах (ЭГ) и 68 человек в контрольных группах (КГ). Обе группы имели примерно одинаковый уровень сформированности умений профессионального общения, что было подтверждено с помощью χ2 критерия Пирсона, то есть статистически значимых различий не выявлено. В ЭГ формирование умений профессионального общения имело системный, целенаправленный, организованный характер и было построено на основе концептуальной модели формирования этих умений. В КГ профессиональная подготовка осуществлялась по традиционному подходу, имела стандартный характер, вопросы профессионального общения экономиста обсуждались фрагментарно. В ЕГ алгоритм осуществления психолого-педагогического управления предусматривал неодинаковую деятельность преподавателя на разных этапах: преимущественно организация на целе-мотивационно-ориентировочном этапе, управление – на информационно-познавательном и коммуникативно-деятельностном этапах; преимущественно общения – на контрольно-рефлексивном этапе. В течение этих этапов сущность управления менялась: от прямого управления на первом в соуправление и, наконец, самоуправление на конечном этапе.

Анализ результатов формирующего эксперимента (табл. 1) показал, что применение разработанной модели формирования умений профессионального общения будущих экономистов, которая реализуется через педагогическую технологию, целесообразно, поскольку обеспечивается более высокий уровень сформированности этих умений, чем при традиционной технологии обучения в высшем аграрном учебном заведении. В ЭГ более 45,0 % студентов достигли среднего уровня и 29,3 % – достаточного уровня развития умений профессионального общения, в то время как в КГ этот показатель составлял лишь 27,9 % для среднего и 13,2 % для достаточного уровня.

Таблица 1

Распределение студентов агроэкономического профиля по средним уровнями сформированности умений профессионального общения

Уровни сформированности умений

ЭГ (75)

КГ (68)

Кол-во

%

Кол-во

%

Очень низкий (исходный, допрофессиональный)

5

6,7

7

10,4

Низкий (репродуктивный)

14

18,7

33

48,5

Средний (репродуктивно-творческий)

34

45,3

19

27,9

Достаточный (творчески-репродуктивный)

22

29,3

9

13,2

Высокий (творческий, креативный)

-

-

-

-


Для подтверждения статистической значимости позитивных изменений в овладении умениями профессионального общения относительно распределений частот был применен χ2 Пирсона, который статистически указывает на эти изменения. Результаты сравнения фактического значения χ2 (18,049) с табличным (7,815) позволяют отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную, то есть выявлены различия между ЭГ и КГ оказались статистически значимыми и такими, которые возникли не случайно, а в результате внедрения педагогической технологии.

Для определения статистической достоверности разницы между средними значениями показателей уровня сформированности умений профессионального общения в ЭГ и КГ вычислено t-критерий Стьюдента, который составляет 24,09. При уровне значимости 0,05 и 141 степени свободы вариации, табличное значение t-критерия равно 1,960, то есть фактическое значение существенно превышает табличное, поэтому результаты эксперимента не согласуются с гипотезой о том, что разница средних уровней сформированности исследуемых умений случайна. Итак, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что обнаруженные различия между средними показателями сформированности умений профессионального общения являются статистически значимыми. Таким образом, для обеспечения планомерного формирования исследуемых умений разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического управления этим процессом. Формирующий эксперимент доказал эффективность модели и разработанной на ее основе педагогической технологии формирования профессионально-коммуникативных умений студентов агроэкономического профиля, что позволяет утверждать, что исходные положения о необходимости целенаправленного формирования указанных умений являются правильными.


Литература:

  1. Амеліна С. М. Теоретико-методичні основи формування культури професійного спілкування у студентів вищих аграрних навчальних закладів : теорія і практика : моногр. – Д. : ДДАУ, 2007. – 360 с.

  2. Барановська Л. В. Навчання студентів професійного спілкування : моногр. – Біла Церква, 2002. – 256 с.

  3. Гущина Г. А. Рефлексивно-деятельностный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов в вузе [Электронный ресурс] : автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». – Калининград, 2011. – 47 с. – Режим доступа : http:/vak.ed.gov.ru.

  4. Савенкова Л. О. Професійне спілкування менеджера : структура, функції, генезис // Наукові праці : наук.-метод. журнал. – Вип. 29, Т. 42. Педагогіка. – М. : Вид-во ЧДУ ім. Петра Могили, 2005. – С. 712.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle