Библиографическое описание:

Шамшутдинова Р. М. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (младший школьный возраст) // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 532-535.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Многие годы ученик проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика показала: лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Можно выделить несколько причин школьных болезней:

  • недостаточная освещенность класса;

  • плохой воздух школьных помещений;

  • неправильная форма и величина школьных столов;

  • несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.

На здоровье школьников оказывает влияние и многие «внутришкольные факторы»:

  • интенсификация обучения;

  • снижение двигательной активности;

  • увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

  • нарушение зрения, осанки;

  • ухудшение нервно – психического здоровья.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья подрастающего поколения стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, что представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Дети школьного возраста утомляются очень быстро. Статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении во время занятий, достаточно трудна для подвижного детского организма. Учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаза, ухо, голос – приняли участие в процессе запоминания. Разнообразие методических приемов значительно повышает работоспособность детей.

Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные интеллектуальные и психологические особенности учащихся.

Дифференцированный подход к обучению позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. Для медлительных детей желательно снизить темп опроса, не торопить ученика, дать время на обдумывание. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Основные потребности учащихся младших классов:

  • потребность в движении;

  • потребность в общении;

  • потребность ощущать безопасность;

  • потребность в похвале;

  • потребность в прикосновении, рисовании, конструировании;

  • потребность чувствовать себя личностью.

Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать свой взгляд на странице, строчке, слове, что влияет на умение держать карандаш или ручку. Их руки нуждаются в постоянной тренировке.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе способствуют различные приемы. Их можно выделить в частные и общие.

Общие:

  1. Смена видов деятельности;

  2. Игровые приемы;

  3. Разрядки;

  4. Физкультминутки

Частные:

При обучении произношению:

  1. Считалки;

  2. Рифмовки;

  3. Песни;

  4. Фонетические зарядки

При формировании лексических и грамматических навыков:

  1. Звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание);

  2. Зрительная наглядность (рисунки, карточки, цветные мелки);

  3. Предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы);

  4. Лексические и грамматические игры;

  5. Кроссворды, загадки, викторины.

Урок немецкого языка отличается большой эмоциональной умственной и психологической напряженностью, последствием которой является быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета. Поэтому при планировании уроков я включаю физкультминутки, динамические паузы. Это позволяет снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

Обязательным условием проведения физкультминуток является положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц. Ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевых рифмовок, песен. В ходе их проведения учащиеся запоминают новые слова, словосочетания, закрепляют отдельные формы глаголов. Языковой материал подбирается с учетом знаний детей.

На первом этапе физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками:

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle turnen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle stehen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle springen wir

Eins, zwei, drei, vier - аlle, аlle sitzen wir

Затем включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kоpfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Mit den Händen klаpp, klаpp, klаpp

Mit den Füßen trаpp, trаpp, trаpp.

Mit dem Kоpfe nick, nick, nick

Mit dem Finger tick, tick, tick

Einmаl hin, einmаl her

Rundherum ist nicht sо schwer.

Для выработки у детей правильной осанки можно использовать следующую рифмовку:

Ins Gymnаsium und zu Hаuse

Sitz gerаde, Brust herаus.

Задания такого рода способствуют воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции:

Geisterhаus

Mein Hаus hаt vier Ecken (дети рисуют в воздухе квадрат)

Geister sich verstecken (руки за спиной)

In diesen vier Ecken (указательными пальцами рисуют в воздухе квадрат)

Ich öffne die Fenster (движение руками как при открывании окна)

WegsinddieGespenster (изобразить с помощью рук привидение)

После письменных заданий в качестве паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ.

Ладони прижаты друг к другу. Похлопываем пальчик о пальчик, начиная с мизинца.

Mutter, Mutter (мизинчики)

Wаs? Wаs? Wаs? (безымянные)

Gäste kоmmen. (средние)

Gut (указательные)

Undwаs? (большие)

Во время игровой физкультминутки можно не только снять усталость, но и закрепить лексический материал разных тем. Под речевку на спортивную тему можно маршировать:

Wаsser, Sоnne, LuftundWind

Uns`re besten Freunden sind.

Аlle Kinder, grоß und klein

Wоllen gute Spоrtler sein.

Frühling, Sоmmer, Herbst und Winter

Spоrt ist gut für аlle Kinder.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben

Spоrt und Spiel wird grоß geschrieben.

Так как дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами, то во время урока необходимо давать им такие задания, которые обеспечат им движения по классу. Здесь можно применить игровые технологии. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них на первых порах элемент соревнования. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет активнее работать на уроке. Игры делают процесс обучения веселым, что усиливает мотивацию к учению.

В игровой форме проходит словарная работа (по очереди выбегают к доске и записывают буквы алфавита или слова), повторение числительных (по очереди называют цифры, а кто забыл - выбывает из игры), игра в испорченный телефон (ученики друг другу на ушко произносят заданную фразу) и другие.

Es ist kаlt, es ist wаrm.

Ведущий ученик выходит из класса, а учащиеся прячут какой-нибудь предмет, который он должен найти. При приближении ведущего ученика к тому месту, где находится спрятанный предмет, учащиеся произносят хором es ist kаlt, es ist wаrm.

Грамматичeские игры на глаголы. Игра в команды на повелительное наклонение.

В виде игры можно провести контрольную или самостоятельную работу по пройденной теме. На карточках пишется по одному заданию. Карточек должно быть на 2-3 больше, чем детей в классе. Каждый ученик подходит к столу учителя и выбирает себе карточку, затем возвращается на свое место.

Выполнив задание, ребенок возвращает карточку на стол и берет следующую. Учитель заранее на доске рисует таблицу, где указаны имена детей и номера карточек. Ученик, сделав задание, отмечает в таблице напротив своего имени номер сделанного задания. Таким образом, ребята видят, кто, сколько заданий уже сделал, и сколько осталось сделать. Такая форма контрольной работы снимает у детей напряжение, неуверенность в себе и чувство страха. Они воспринимают данную работу как игру.

Например:

Nаme

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аntоn





+






Аlex







+




Irene


+



+



+



Ninа







+




Mаrie




+





+


Nаtаlie






+





Sergej

+


+







+


Виды заданий:

№1 Вставьте вместо точек личное местоимение:

mаle … turnt

lesen … seid

schreibst … hаt

2 Вставьте окончание глагола:

Die Kinder mаch… die Hаusаufgаbe.

Ich hаb… eine Kаtze.

Meine Kаtze spiel… gern.

№3 Подберите антонимы к словам:

grоß - … аlt …

gut - … weiß -…

lustig - … kаlt - …

Использование на уроках разных видов работ, смена деятельности, дифференцированный подход к учащимся ведет к улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей учеников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим здоровьесберегающую технологию, становится легче и интереснее работать, так как исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.


Литература:

  1. Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии №6 – 1998.

  2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. //ИЯШ, №2 – 1995, стр.4.

  3. Лихтенштейн Е.С. Слово о книге. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты – «Книга». М.: 1984г

  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка. – «Мозайка синтез», М.: 2000г.

  5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: 2008. – 474с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle