Библиографическое описание:

Эрдниева Б. Ю. Система льготных пенсий: есть ли перспективы? // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 293-295.

Реформа пенсионной системы в России продолжается уже 10 лет. Однако еще не выработан такой финансовый механизм ее функционирования, который бы сделал систему стабильной, сбалансированной и эффективной. Пенсии по-прежнему носят уравнительный характер, а дефицит бюджета Пенсионного фонда погашается за счет трансфертов из федерального бюджета.

При этом является невозможной ситуация дальнейшего повышения тарифов страховых взносов с целью увеличения доходной базы бюджета Пенсионного фонда. Учитывая, что налоговая нагрузка на работодателей и так высока, становится целесообразной ситуация уменьшения расходов пенсионной системы.

Значительной статьей расходов системы обязательного пенсионного страхования являются льготные или досрочные пенсии. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляется право на досрочное пенсионное обеспечение для 27 категорий работников, выполняющих следующие виды работ [1]:

  • работы с вредными условиями труда, подземные работы, работы в горячих цехах;

  • работы с тяжелыми условиями труда;

  • работа трактористом-машинистом, машинистом дорожных, строительных и погрузочно-разгрузочных машин (для женщин);

  • работы с повышенной тяжестью и интенсивностью в текстильной промышленности (для женщин);

  • работа, связанная с организацией перевозок на ж/д транспорте и метрополитене, а также в качестве водителя грузового автомобиля в технологическом процессе на шахтах и т. п.;

  • работа в экспедициях, отрядах, партиях, бригадах и на участках на геофизических, геологоразведочных и др. работах;

  • работа на лесосплаве и лесозаготовках;

  • работа в плавсоставе на судах речного, морского флота и флота рыбной промышленности;

  • работа водителем троллейбуса, автобуса, трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах;

  • работа в летном и инженерно-техническом составе гражданской авиации;

  • работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях;

  • работы с осужденными и другие.

Список круга лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, был определен еще в 1990 г. Система льготных пенсий представляла собой форму компенсации работникам ранней утраты трудоспособности в связи с вредными и опасными условиями труда. Проводимая социальная политика с помощью системы льгот позволяла привлечь работников на производство и стимулировала таким образом развитие приоритетных сфер.

Однако в настоящее время льготное пенсионное обеспечение предоставляется безотносительно вредных условий труда и степени утраты трудоспособности. При этом произошло разрастание масштабов льготного пенсионного обеспечения. Современным пенсионным законодательством предусмотрен широкий круг пенсионных льгот:

снижение возраста, дающего право получения пенсии на общих основаниях;

снижение необходимого страхового стажа;

включение периодов, не связанных с трудовой деятельностью, в страховой стаж;

установление пенсии независимо от возраста и общего страхового стажа при определенной продолжительности некоторых видов профессиональной деятельности (выслуга лет);

повышение размеров пенсии.

Существуют следующие формы компенсации утраты нетрудоспособности:

а) пенсионное обеспечение по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания;

б) возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;

в) пенсионное обеспечение со снижением возраста в связи с особыми, т.е. вредными и опасными, условиями труда или льготное пенсионное обеспечение.

На выплату льготных пенсий из бюджета Пенсионного фонда расходуется более 20% всех средств бюджета [2, с.154]. Сегодня право на досрочные пенсии распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей. Население выходит на пенсию в вполне трудоспособном возрасте и продолжает трудовую деятельность. Тем самым пенсия приобретает характер пособия для лиц, достигших определенного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Льготные пенсии выполняют следующие функции [3, с. 17]:

экономическую. При выполнении трудовых функций в определенных неблагоприятных условиях предположительная нетрудоспособность может наступить в более раннем возрасте. Льготная пенсия призвана компенсировать утраченный заработок вследствие такой нетрудоспособности;

здравоохранительную, которой должен отдаваться бесспорный приоритет. Способствуя выводу из определенных сфер производства работников в более раннем возрасте, направлена на сохранение их здоровья;

стимулирующую. Заключается в привлечении рабочей силы к выполнению трудовых функций, сопряженных с неблагоприятными факторами. К таким факторам помимо опасных и вредных условий труда, относятся также определенные климатические условия, к примеру, работа на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Система льготных пенсий оправдывала себя во время ее внедрения, однако на сегодняшний момент в условиях рыночной экономики она обременяет систему пенсионного обеспечения. Количество льготных пенсионеров постоянно растет. По данным Пенсионного фонда, досрочную пенсию получает 10,7 млн. (32,9%) пенсионеров, из которых половина (4,9 млн.) продолжает работать.

В то же время предприятия, законодательно отнесенные к вредным, опасным или находящиеся в северных регионах, имеют преимущества перед другими в плане привлечения работников. Однако по оценкам экспертов эти преимущества нередко предоставляются необоснованно: около 30% работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, трудятся в нормальных условиях труда [4]. А работодатели, имея это преимущество, могут не повышать зарплаты и не улучшать условия труда. То есть система льготных пенсий оказывает дестабилизирующее воздействие и на экономику в целом.

Также одной из проблем, касающихся этой системы, является то, что эти работодатели выплачивают общий тариф страховых взносов. Таким образом, для фонда оплаты труда создается дополнительная нагрузка в виде финансирования льготных пенсий, поскольку они выплачиваются из единого бюджета. В этой ситуации необходимо переложить нагрузку по обеспечению досрочного выхода на пенсию сотрудников вредных производств на самих работодателей. Сделать это можно либо увеличив размер страховых взносов за этих работников, либо с помощью профессиональных пенсионных систем (ППС).

На данный момент широко обсуждается необходимость реформирования системы досрочных пенсий. Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в отдельную категорию пенсионного обеспечения – профессиональную пенсионную систему.

Деятельность ППС строится на накопительном принципе: сколько в пользу работника сформировано пенсионных накоплений, такова и будет льготная пенсия.

Однако в случае внедрения этих систем предстоит огромная работа по изучению текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей, по моделированию проектируемых условий и норм деятельности ППС и по реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным системам.

Очевидно, что проводимая пенсионная реформа должна затронуть систему льготных пенсий. Тенденция старения населения вынуждает предпринимать меры по срочной отмене некоторых пенсионных льгот и сокращению расходов бюджета Пенсионного фонда.

Таким образом, возможным решением данной проблемы видится:

1) трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в профессиональные пенсионные системы;

2) в краткосрочной перспективе увеличить тарифы страховых взносов для работников предприятий, законодательно отнесенных к вредным и опасным;

3) увеличить трудовой стаж, необходимый для получения права досрочного выхода на пенсию;

4) создать комиссии по оценке условий труда на предприятиях, законодательно отнесенных к вредным и опасным, для подтверждения или опровержения данного факта;

5) стимулировать более поздний выход граждан на пенсию посредством увеличения размера будущей пенсии;

6) постепенную отмену льготных пенсий необходимо проводить наряду с повышением уровня заработных плат. Необходимо принять во внимание, что льготные пенсии, являясь обременительной частью расходов для бюджета Пенсионного фонда, для населения страны с низким уровнем жизни становятся финансовым подспорьем на период до наступления нетрудоспособного возраста. Поэтому необходимо компенсировать сокращение пенсионных льгот достойной заработной платой.


Литература:

  1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2001.

  2. Миронова О.С. Проблемы совершенствования пенсионной системы России// Вестник ПАГС. 2011.

  3. Чеченов А.А., Калов З.А. О применении льгот в системе пенсионного обеспечения населения// Фундаментальные исследования. 2006. №8.

  4. Федотов Д.Ю. Реформа пенсионной системы России: что достигнуто?// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. №1.

Основные термины: льготных пенсий, бюджета Пенсионного фонда, Система льготных пенсий, пенсионное обеспечение, условиями труда, досрочные пенсии, льготное пенсионное обеспечение, страховых взносов, неблагоприятными условиями труда, условий труда, вредных условий труда, выплату льготных пенсий, систему льготных пенсий, система льготных пенсий, отмену льготных пенсий, финансирования льготных пенсий, пенсионных льгот, пенсионной системы, дефицит бюджета Пенсионного, пенсионного обеспечения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle