Библиографическое описание:

Мукабенова А. В. Проблемы формирования доходов консолидированного бюджета субъектов Федерации // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 250-253.

В статье обосновывается консолидированные бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного метода решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения.

Любой бюджет бюджетной системы Российской Федерации сталкивается со многими проблемами и консолидированный бюджет субъектов Федерации в том числе.

Главной проблемой консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является нехватка собственных денежных средств. У большинства субъектов Российской Федерации наибольшую долю доходов занимают безвозмездные перечисления. Так в Российской Федерации число дотационных регионов слишком велико- 70 субъектов из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных. Кроме того в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО – 13, 3%, СЗФО – 4, 5 %, ЮФО – 26,2%, ПФО- 10, 1 %, УФО – 2, 6%, СФО – 18,2%, ДФО – 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.

Но помимо дотационных субъектов в 2010 году в РФ насчитывается 13 регионов – доноров это: Республика Татарстан, Вологодская область, Ленинградская область, Липецкая область, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало- Ненецкий автономный округ, Пермский край

Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 13 субъектах РФ.

Другой проблемой консолидированного бюджета субъекта Федерации является то, что во многих регионах вопрос обеспечения собственной доходной базы стоит очень остро. Кроме того, федеральное правительство пытается стимулировать промышленность путем снижения налоговой нагрузки. Это решение заслуживает всякой поддержки,1 однако в основном оно реализуется за счет регионов, что не совсем правильно. Яркий тому пример – отмена с начала 2004 года налога с продаж, а годом ранее – налога на пользователей автодорог. Например, для Москвы это вылилось в значительное сокращение поступлений в бюджет. Из-за отмены налога с продаж потери московского бюджета ориентировочно составили 20 млрд. руб (или около 9% общих доходов бюджета города Москвы в 2002 году),а из-за отмены налога на пользователей автодорог территориальный дорожный фонд Москвы недополучил – 19 млрд. руб (или около 8,5% от общих доходов бюджета города Москвы в 2002 году).

Федеральное правительство обещало компенсировать выпадающие доходы из-за отмены этих налогов, но полноценной замены фактически не получилось .Поэтому регионы вынуждены методы повышения поступлений в бюджет за счет собственных доходов и одновременно оптимизировать расходы, чтобы обеспечить выполнение своих бюджетных обязательств.

В Налоговом кодексе в качестве механизма стимулирования предусмотрено предоставление налоговых льгот (в том числе и по региональных налогам- налог на имущество организаций, налог на транспорт), что позволяет использовать так называемые «серые схемы» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время не всегда средства, высвобождаемые в результате использования льгот, расходуются эффективно и по целевому назначению. В результате применения этих льгот не достигается предполагаемого эффекта от применения льгот и в то же время бюджет лишается доходов. В регионах из-за применения подобных схем из-под налоговых платежей уходят миллиарды рублей.

Проблемы есть и с взысканием земельного налога. Препятствие для взыскания земельного налога является отсутствие государственной регистрации многих земельных участков. В соответствии со ст.388 налогового кодекса РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Если же пользование земельным участком осуществляется без регистрации права на него, например, при самовольном захвате земли, в этом случае отсутствует объект налогообложения, а соответственно, и взыскание налога будет невозможным. Другой существенной проблемой является затягивание гражданами сроков государственной регистрации частных домовладений, что позволяет им в течение продолжительного времени не уплачивать налога на имущество физических лиц.

Анализ поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг

В данном пункте предоставлены данные доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за несколько лет для наглядности динамики развития.

Таблица 1

Консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг, млн.руб.


2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

Доходы всего

3790,8

4580,3

6526,3

8475,8

9466,4

9236,7

налоговые

1370,4

2006,1

2023,6

2185,7

2587,6

2063

неналоговые

85,3

95,9

165,5

201,7

272,8

1421,9

Безвозмездные перечисления

2079,3

2293,7

4101,7

5673,4

6212,1

5751,8


В таблице 1 предоставлены данные консолидированного бюджета Республики Калмыкия в период с 2005 по 2010гг. Доходы консолидированного бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Из таблицы 1 видно, что доходы имеют тенденцию к росту. Лишь в 2010 наблюдается незначительное уменьшение доходов на 229, 7 млн.руб.

Стабильный рост доходов из года в год наблюдается у неналоговых доходов. У налоговых доходов в период с 2005-2009 гг наблюдается рост доходов и только в 2010 году произошел спад налоговых доходов на 524,6 млн. руб по отношению к предыдущему году.

Безвозмездные перечисления также как и налоговые доходы имеют тенденцию к росту в период с 2005 по 2009гг и лишь в 2010 году произошло снижение доходов на 460,3 млн.руб по отношению к предыдущему году.

Таблица 2

Удельный вес доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за 2005-2010гг,%


2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

доходы всего

100

100

100

100

100

100

налоговые

36,2

43,8

31,0

25,8

27,3

22,3

неналоговые

2,3

2,1

2,5

2,4

2,9

15,4

безвозмездные перечисления

54,9

50,1

62,8

66,9

65,6

62,3

Из данных таблицы 2 видно, что в период с 2005 по 2010 гг. наибольший удельный вес имеют безвозмездные перечисления. Удельный вес данного налога имеет более 50% от общего объема доходов. Наименьший удельный вес имеют неналоговые доходы, доля данного налога колеблется около 2,5%. Лишь в 2010 году неналоговые доходы составили 15,4% от общего объема доходов.

Налоговые доходы имеет скачкообразный вид удельного веса так в 2006г налоговые доходы выросли на 7,6%, в 2007 году уменьшились на 12,8%, в 2008 году вновь уменьшились на 5,2%, в 2009 г произошел незначительный рост на 1,5% и в 2010г вновь удельный вес пошел на уменьшение на 5%.

Максимальный удельный вес в 2008 году у безвозмездных перечислений 66,9%. Минимальный удельный вес в 2006 году у неналоговых доходов 2,1%.

Таблица 3

Темп роста доходов консолидированного бюджета республики Калмыкия за 2006-2010гг(по отношению к предыдущему году), %


2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

доходы всего

120,83

142,49

129,87

111,69

97,57

налоговые

146,39

100,87

108,01

118,39

79,73

неналоговые

112,43

172,58

121,87

135,25

521,22

безвозмездные перечисления

110,31

178,82

138,32

109,50

92,59

Из таблицы 3 видно, что у всех доходов консолидированного бюджета наблюдается скачкообразный темп роста. Так в 2007г произошел рост доходов на 21,66%, а с 2008 по 2010гг наблюдается снижение темпа роста.

Налоговые доходы имеют скачкообразный рост, в 2007 г было снижение темпа роста на 45,52%. В 2008 году наблюдается рост темпа роста на 7,14%, в 2009 году продолжается рост еще на 10,38%, а в 2010г рост по сравнению с предыдущим годом на 385,97%. Безвозмездные перечисления имеют тенденцию к уменьшению темпа роста. Так в 2007г выросли на 68,51%, начиная с 2008г снизились на 40,5%, в 2009г уменьшились на 28,82%, а в 2010г вновь уменьшились еще на 16,91%.

Максимальный темп роста у неналоговых доходов в 2010 году 521,22%. Минимальный темп роста у налоговых доходов в 2010 году 79,73%.

Таблица 4

Базовый темп роста консолидированного бюджета Республики Калмыкия за 2006-2010гг,%


2006/2005г

2007/2005г

2008/2005г

2009/2005г

2010/2005г

доходы всего

120,83

172,16

223,59

249,72

243,66

налоговые

146,39

147,66

159,49

188,82

150,54

неналоговые

112,43

194,02

236,46

319,81

1666,94

безвозмездные перечисления

110,31

197,26

272,85

298,76

276,62


В таблице 4 рассчитан базовый темп роста доходов консолидированного бюджета РК за 2006-2010гг, базовым годом является 2005г. Все доходы имеют положительный темп роста по отношению к базовому периоду и это говорит о том, что доходы за 2006г, 2007г,2008г, 2009г и 2010г. были больше доходов за 2005 год.

Налоговые доходы в период с 2006 по 2009гг имеют положительный рост доходов из года в год, лишь в 2010 году было уменьшение на 38,28% по сравнению с 2009 годом. Это означает, что доходы 2010 года были меньше доходов 2009 года, но при этом доходы 2010 года были больше доходов 2005 года.

Неналоговые доходы имели положительный базовый темп роста за весь исследуемый период. Это означает, что доходы были больше не только базового года, но и по сравнению к предыдущим годам.

Безвозмездные перечисления также имеют положительный рост, но в 2010 г базовый темп роста ниже, чем в 2009г, это говорит о том, что в 2010г безвозмездные перечисления были ниже, чем в 2009г на 460,3 млн.руб. Максимальный базовый темп роста у неналоговых доходов 1666,94% в 2010 году. Минимальный темп роста у безвозмездных перечислениях в 2006 году 110,31%.

В целом же картина сложилась благоприятная и можно сделать вывод, что на протяжении 2006-2010гг доходы только увеличивались.

Консолидированный бюджет субъекта РФ регулирует многие аспекты жизни региона. Так или иначе, с ним связаны практически все процессы происходящие в данном субъекте.

Устойчивость всех каналов бюджетного финансирования, построение гармоничной системы бюджетных отношении на всей территории Российской Федерации является важнейшим требованием и условием политической и экономической стабильности государства. В реализации этой задачи особое место занимают консолидированные бюджеты субъектов РФ, включающие собственно региональные, а также местные бюджеты. Формирование этих бюджетов опирается на налоговый потенциал субъектов РФ, который, в свою очередь, обеспечивается за счет эффективного использования и стабильного наращивания экономического потенциала регионов, за счет действенного регулирования и контроля всей системы финансовых потоков в рамках регионального хозяйственного комплекса.


Литература:

  1. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации // Финансы и кредит № 481.2012.-С.49-54

  2. http://www.minfin.ru Официальный сайт Министерства Финансов РФ.

  3. http://www.r08.nalog.ru Официальный сайт управления федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия.

  4. Финансы Калмыкии 2010 год// Элиста 2010 год.

  5. Бюджетный Кодекс РФ 2012 года//М.2012

  6. Калмыкия в цифрах 2011 год//Элиста 2010г

1 Статья выполнена при поддержке Министерства образования в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» проект «2012-1.2.2-12-000-3002-029 «Исследование потенциала экономического роста и обеспечения социальной безопасности депрессивных регионов»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle