Библиографическое описание:

Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Приобщение детей к миру взрослых // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 488-494.

Актуальность темы

Нашим детям предстоит жить в 21 веке и строить свою жизнь интересно, разумно, созидательно, что потребует от них умения ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно и творчески действовать. Ориентиром в жизни детей выступают взрослые. Влияние взрослого на ребёнка огромно и многофункционально. Он является организатором жизни, объектом познания, носителем средств и способов внешних и внутренних действий. Особенно важно, что взрослый — образец, модель в приобретении ребёнком собственного опыта.

Приобщение ребёнка к миру взрослых — одна из сложных и значимых проблем современной жизни. Существуют разные подходы к решению проблемы приобщения детей к этому миру: через ознакомление с трудом взрослых, через овладение детьми трудовыми навыками и операциями, через интерес к личности взрослого человека и отношение к нему. В силу возрастных психологических особенностей (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности и т.д.) ребёнок дошкольного возраста «проникает» в мир взрослых дел, узнаёт секреты трудовых процессов и удивляется получаемым результатам.

На примере деятельности кулинара, повара очень легко раскрыть сущностные характеристики человека труда (умелость, способность творить и использовать знания в творчестве, желание приносить пользу и радость людям), отражающиеся в продуктах его труда; помочь детям освоить способы труда взрослого и перенести их на собственную деятельность.

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность — широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которого отчётливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты), набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов, достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели, мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью — это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребёнка ещё в раннем возрасте. Условиями возникновения и развития цели в труде являются её доступность пониманию ребёнка (зачем это надо сделать, какой результат получить), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.

Способность понимать, а затем и самостоятельно ставить цель лучше развивается в том случае, если ребёнок получает значимый для него и для близких результат.

Результат — главный компонент трудовой деятельности. Он выступает как овеществлённая цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Осознаванию детьми результата труда способствуют:

  1. Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознаётся как завершение труда, как его главнейший компонент.

  2. Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности. Необходимость же достичь определённого результата побуждает ребёнка к овладению трудовыми умениями.

Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. При этом уровень овладения детьми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что, в свою очередь, обеспечивает ребёнку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. Однако овладение отдельными приёмами, отдельными трудовыми действиями ещё не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определённой последовательности. Отсюда важно, чтобы ребёнок освоил набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.

Становление умения планировать трудовой процесс (определять цель, в соответствии с ней подбирать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т.д.) зависит от того, насколько отчётливы и дифференцированы у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребёнку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребёнок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.

В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребёнка в определённом порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся её выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность её, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, не экономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребёнок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребёнка.

Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т.е. то, ради чего ребёнок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда, как наиболее ценные, возникают уже в дошкольном возрасте. Однако, ведущими они становятся не сразу. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:

  1. Знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей.

  2. Общественного использования в д/с и семье результатов труда, достигнутых детьми.

  3. Организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям.

  4. Оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей.

Старшие дети всё чаще объясняют свои побуждения трудиться — сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребёнка.

Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве, есть начало становления трудовой деятельности детей.

Трудовое обучение как средство трудового воспитания в д/с

Трудовое воспитание направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов как основных единиц трудовой деятельности. Оно призвано научить детей в конкретных трудовых процессах и видах труда, посильных дошкольникам, ставить и мотивировать цель труда, правильно выбирать предмет труда и трудовое оборудование, рационально организовывать рабочее место, верно осуществлять трудовые действия и добиваться нужного результата.

Трудовое обучение позволяет детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, т.к. взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления, избавляющие детей от длительных проб и ошибок.

Трудовое обучение оказывает существенное воздействие на характер знаний детей о труде. В процессе трудового обучения знания о структуре трудового процесса уточняются, становятся более осознанными, дифференцированными, а затем и более обобщёнными, благодаря тому, что выделяется общая структура трудового процесса. Это позволяет детям, руководствуясь знаниями, более качественно осуществлять и контролировать собственную деятельность.

Трудовое обучение осуществляется в повседневной жизни и на занятиях, оно может быть индивидуальным и групповым. Наиболее эффективно фронтальное обучение на занятиях. Занятия целесообразно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности.

Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:

  1. Тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде.

  2. Комплексное использование воспитателем разнообразных приёмов обучения (показ и объяснение способа выполнения действий, показ способов самоконтроля и пр.) с целью формирования умений.

  3. Дифференцированное обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя. Показ и объяснение включают: 1.постановку цели, 2.мотивацию труда, 3. подготовительный и основной этапы работы, 4.оценку конечного результата труда.

  4. Самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам:

1 этап — организация рабочего места (отбор материала, предметов труда и оборудования)

2 этап — выполнение самого трудового процесса.

3 этап — оценка качества результатов труда детей (их соответствие цели и возможность использовать по назначению).

5. Формирование основ культуры труда (бережное и экономное использование материалов и предметов труда, поддержание порядка на рабочем месте).

6. Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по трудовому обучению, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.

Психолого-педагогические особенности детей с диагнозом ОНР

ОНР дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако на практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречаются намного чаще. Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию, можно выделить следующие:

  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром — синдром, при котором для дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

  • Церебрастенический синдром выражен нарушениями активного внимания, памяти и восприятия учебного материала, недостаточной сформированностью словесно-логического мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

  • Синдромы двигательных расстройств. У значительного большинства детей с диагнозом ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.

В группах детей с ОНР встречаются дети, которые помимо указанного, имеют следующие особенности, проявляющиеся на занятиях, в бытовой, игровой и прочей деятельности:

  • на занятиях одни из них намного быстрее своих, нормально развивающихся, сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда даже не могут повторить ответы товарища;

  • выраженный негативизм;

  • агрессивность, драчливость, конфликтность;

  • повышенная впечатлительность;

  • чувство угнетённости, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

  • повышенная обидчивость, ранимость;

  • склонность к болезненному фантазированию.

Наличие указанных болезненных черт у детей с ОНР объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой, и трудовая деятельность является одним из средств, помогающих решить эту проблему, т.к. трудовое воспитание формирует правильное отношение детей к собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в труде, стремление доводить дело до конца и привычку к трудовому усилию. В процессе труда происходит воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, настойчивости, инициативности, выдержки и терпения. Дети учатся планировать, организовывать свою деятельность и добиваться достижения результатов.

Работа с родителями

Воспитание дошкольников осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьёй и детским садом, едины: воспитать здоровых и всесторонне развитых людей, подготовленных к взрослой жизни.

Отношения детей и родителей — это один из важнейших аспектов нашей работы, так как каждый человек в той или иной роли вовлечён в детско-родительские отношения. Семья для ребёнка — первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребёнка. Семья закладывает систему его взаимодействий с близкими взрослыми, особенности общения, способы формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. В семье, несмотря на постоянно возрастающий уровень культурного уровня людей, взрослые не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют устанавливать правильные отношения между собой и ребёнком, не проявляют достаточно заботы о гармоничном развитии его личности.

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Обычно самые большие трудности родители связывают с первым годом жизни ребёнка. Бессмысленно было бы спорить с тем, что это очень важное время и для здоровья и развития ребёнка, и для развития отношений в семье в целом.

С трудностями отношений родителей и детей очень важно справиться, поскольку упущение в воспитании, в установлении контакта в дошкольном возрасте непременно скажется на отношениях с ребёнком. Поэтому «Программа воспитания в д/с» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы


Формы работы

Темы

I квартал

1. Родительское собрание

«Начало начал» (привлечение к процессу готовки)
- как часть родительского собрания

2. Индивидуальные беседы

«Как научить ребёнка помогать»



II

квартал



1. Подгрупповые консультации

«Готовим вместе с детьми» (праздничные блюда)



2. Родительское собрание



«Чему мы научились» (как часть родительского собрания)

3 . Индивидуальные беседы

«Ребёнок не хочет есть. Что делать?»

4. Вечер досуга с родителями

«Я умею готовить»











III

квартал

1. Подгрупповые консультации

«Ребёнок-поварёнок»

2. Индивидуальные беседы

«Помогите ребёнку стать самостоятельней»

3. Информация на стенд для родителей

«Приготовьте вместе с детьми»



4. Родительское собрание

«Мы стали старше, мы многое умеем»

(подведение итогов работы с детьми по теме)

- как часть родительского собрания


Дидактические игры
«Узнай по вкусу и запаху»

Цель: Закреплять понятия «фрукты» и «ягоды»; развивать умение детей различать, используя тактильные и вкусовые ощущения.

Детям предлагается наощупь определить, какой фрукт находится в «чудесном мешочке», описать его (форма, размер и т.д.). Далее дети определяют фрукт на вкус и по запаху (с закрытыми глазами).

«Вершки и корешки»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о том, как растут овощи, их внешнем виде.

Детям предлагается подобрать к «вершкам» «корешки» (разрезные картинки). В процессе игры дети закрепляют знания о том, что у некоторых овощей пригодны для еды и «вершки» и «корешки». Предварительно читается сказка «Мужик и медведь».

«Подбери продукты»

Цель: Развивать умение детей подбирать нужные продукты для определённой посуды (например: сковорода — яйцо, картофель, рыба; чашка — молоко, кофе сок и т.д.).

Детям предлагаются наборы посуды и продуктов (плоскостные). Дети находят соответствие между ними, рассказывают, какие блюда можно приготовить, вспоминают процесс приготовления того или иного блюда.

«Укрась бутерброд»

Цель: Развивать умение детей придумывать разные виды украшений из овощей, фруктов, зелени для бутербродов; развивать творческую фантазию детей.

Используя плоскостные изображения украшений, дети придумывают свои оригинальные бутерброды, а также названия к ним; описывают их, перечисляют вкусовые качества.

«Составь рассказ по коллажу»
Цель: Развивать умение детей с помощью коллажа рассказывать о продуктах и о том, что из них можно приготовить (например: молоко - творог, сметана, мороженое, йогурт, кефир и т.д.).

Используя коллажи с изображением продуктов и изделий, приготовленных из них, дети составляют рассказы: «Это молоко, из него можно приготовить творог, сметану, йогурт... Эти продукты называются «молочные». Мой любимый молочный продукт- это .....».

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о предметах посуды; рассказывать о посуде и её предназначении; развивать тактильные ощущения.

Используя «чудесный мешочек», дети определяют наощупь предметы посуды (игрушки); составляют рассказы о посуде, о том, где и как её можно использовать.

«Четвёртый лишний»

Цель: Развивать умение детей выделять лишний предмет (на примере овощей и фруктов); давать объяснение.

Используя картинки и натуральные овощи и фрукты дети находят лишний предмет, объясняют свой выбор (отличия могут быть по цвету, по размеру, по форме, по обобщающему понятию).


«Маленькая хозяюшка»

Цель: Знакомить детей с основами кулинарии; развивать логическое мышление, тренировать память и остроту реакции.

Дети учатся составлять меню, подбирать необходимые продукты, закрепляют полученные ранее знания о секретах кухни; учатся быть самостоятельными.

«Кому что нужно для работы»

Цель: Закрепить знания детей о кухонных принадлежностях, необходимых повару при работе.

Детям предлагаются картинки с изображением орудий труда людей разных профессий. Они отбирают принадлежности, которыми пользуется повар в своей работе, объясняют свой выбор, составляют рассказ о труде повара.

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение детей определять наощупь овощи и называть их; рассказывать, по каким отличительным признакам узнали.

В игре используется «чудесный мешочек», или овощи накрываются большим полотенцем. Детям предлагается нащупать овощ и описать его, не называя. Остальные дети отгадывают «загадку».


«Какой сок приготовили?»

Цель: Развивать умение детей образовывать прилагательные от существительных (лимон — лимонный, апельсин — апельсиновый ...), согласовывать их в падеже; закреплять знания детей о фруктах, их вкусовых качествах.

С помощью пособия дети называют соки, приготовленные из разных овощей и фруктов; рассказывают, как правильно приготовить эти соки, какие они получатся по цвету и на вкус.


«Накрой стол для чаепития»

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами сервировки стола для определённых случаев (например — для чаепития); учить основам этикета.

В игре используются наборы посуды (игрушечной и настоящей). Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно сервируют стол, объясняют свои действия и свой выбор.


«Придумай рецепт коктейля и отбери нужные картинки»

Цель: Развивать умение детей с помощью картинок составлять рецепты разнообразных коктейлей, давать объяснение своим действиям; развивать фантазию при придумывании названий коктейлей.

Детям предлагается набор картинок с изображением ингредиентов, при помощи которых можно составить рецепт коктейля. Дети учатся фантазировать, при этом понимая, что не все компоненты могут сочетаться между собой.


«Бывает - не бывает»

Цель: Развивать слуховое внимание детей и умение давать логическое объяснение своему решению.

Детям озвучиваются или предлагаются в картинках ситуации, в которых есть неточности (например: повар мешает суп в кастрюле вилкой).


«Съедобное - несъедобное»

Цель: Развивать слуховое внимание детей, умение быстро реагировать.

Игра проводится с мячом. Если называется что-то съедобное — дети ловят мяч, если не съедобное — прячут руки за спину. Можно называть не только отдельные продукты, но и нелепые сочетания их (например: клубника с горчицей).


Литература:

  1. М.В. Крулехт «Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности» - СПб.: Акцидент, 1995 г.

  2. «Воспитание дошкольников в труде» / под ред. В.Г.Нечаевой - М.: Просвещение, 1980 г.

  3. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.

  4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М.А. Васильевой: М.: Просвещение, 2005 г.

  5. Программа «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич – СПб.: Детство-Пресс, 2007 г.

  6. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» - М.: «ГНОМ и Д», 2000 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle