Библиографическое описание:

Хафизова Н. Х. Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 528-530.

В статье изложены педагогические подходы к формированию у учащихся понятий о профессиях, определена система критериев оценки знаний учащихся о профессиях и их отношения к трудовой деятельности, охарактеризованы уровни сформированности понятий о профессиях у младших школьников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, формирование, отношение к труду, критерии, уровни, показатели, диагностика, активность, учебная и трудовая деятельность.


В педагогической науке достаточно глубоко изучены вопросы, связанные с содержанием профессиональной ориентации учащихся, однако недостаточно раскрыты пути и средства формирования понятий о профессиях. Существуют различные подходы к изучению данной проблемы со стороны отечественных и зарубежных ученых. В этой связи целесообразно рассмотреть проблему формирования понятия о профессиях прежде всего у учащихся начальных классов. Известно, что первичное понятие о профессии и представление «себя в какой-либо профессии» появляется ещё в детские годы. Подготовка к профессии сопровождает весь период развития ребенка.

Первоначальные представления о профессиях складываются у детей через средства массовой информации, общение с членами семьи и окружающими, но при этом совершенно не обращается внимание на специфику и различие профессий. То есть информация о профессиях остается неполной.

Особенно впечатляет детей та информация о профессиях, которую они слышат от специалистов в какой-либо из интересующих детей области. По утверждению Е.А.Климовой, самовосприятие профессии происходит по формуле: «Сходятся вместе один момент и весь жизненный опыт». Уже с раннего возраста у ребенка формируются первые понятия и представления о разных профессиях и отношение к различным формам труда. Одновременно с этим ребенок начинает оценивать труд, исхода из своих потребностей и окружающей социально-экономической обстановки.

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности, интересы, способности, свой характер, ориентироваться в мире профессий, планировать будущую жизнь и пути достижения успеха.

С этой точки зрения образовательные планируя проведение профориентационной работы на основе системного подхода, должны принимать во внимание возрастные особенности учащихся.

Развитие у младших школьников представлений о представлений о профессиях в процессе учебной и трудовой деятельности имеет свои особенности. В результате целенаправленной профориентационной работы со стороны взрослых обогащаются представления учащихся о содержании разных видов труда, формируются навыки учебного труда. Но прежде чем осуществлять формирование понятий о профессиях, учитель должен изучить практическое состояние, то есть наличие у учащихся знаний и понятий о профессиях.

С этой целью используется метод диагностики с применением соответствующих индикаторов.

Критерий-оценка в значении словесного описания наличия у объекта наблюдения знаний, умений, качеств в требуемом объеме.

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Уровень-измеритель развития.

По мнению Н.С. Пряжникова, главный критерий включает в себя когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно практический

критерии.

Когнитивный критерий дает возможность оценивать: овладение понятиями о профессиях, осознание учащимися в определённой степени своих способностей и умений;

Мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к труду, учебе, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной профессией;

Деятельностно-практический критерий характеризует степень ответственности за учебную деятельность, трудолюбие и активность учащегося.

В каждый критерий входит несколько конкретных показателей. Для измерения уровня сформированности у учащихся начальных классов понятий о профессиях мы использовали специальную методику.

В таблице 1 представлены критерии, показатели и диагностические методы.

Таблица 1

Критерий формирования у учеников понятий о профессиях

Критерии

Показатели

Методи диагностики

Когнитивный

  1. Знания о профессиях людей

  2. Знания о ремеслах

Тестирование

Мотивационно-потребностный

  1. Интерес к труду учебной и профессиональной деятельности

  2. Отношение к труду и прфессиям

  3. Желание овладеть определенный профессией.

Наблюдение


Методика незаконченных предложений

(фраз)

Деятельностно-практический

  1. Отражение в процессе уроков сформированных понятий о профессиях.

  2. Проявление активности и ответственности в учебном процессе


Наблюдение


Анализ результатов трудовой деятельности


Формирование у учащихся понятий о профессиях непосредственно связано с изучением учебного материала и теми представлениями, которые у них формируются. Приведем ниже описание видов диагностики и характеристику уровней сформированности понятий о прфессиях.

Тестирование (тестовый опрос).

Тест “Что ты знаешь о профессиях?”. Состаит из нескольких вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Учащийся выбирает один из трех ответов, который близок его представлениям. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученный общий балл определяет один из трех уровней когнитивного критерия.

Беседа.

Проводится в индивидуальном порядке. Ученик рассказывает о профессии, которой он интересуется и которую хотел бы выбрать, при этом раскрывает (в меру своих возможностей) её особенности.

Методика незаконченных предложений.

Учащимся предлагается дополнить незавершенные предложения. Содержание предложений связано с трудовой деятельностью учащихся или их интересами к профессиям и труду. Такая работа

Способствует выявлению потребностей к участию в трудовом процессе.

Анализ результатов трудовой деятельности помогает определить уровень владения учащихся трудовыми умениями и навыками, которые они проявляет на уроках труда и при выполнении общественно полезной деятельности. Оцениваются следующие показатели:

  • качественное выполнение работы;

  • изготовленная продукция (условно) соответствует образцу (норме, стандарту);

  • в продукте деятельности есть элементы творчества;

  • в процессе деятельности проявлено трудолюбие и деловитость.

Наблюдение.

Наблюдения ведутся как на уроках, так и на внеклассных занятиях, в процессе общественно-полезной деятельности. Учитель обращает внимание на активность, самостоятельность учащихся, проявление трудолюбия, творческого подхода к работе, ответственности, умение работать в коллективе.

В процессе исследования нами разработаны четыре уровня сформированности понятий о профессиях у младших школьников: высокой, средней, удовлетворительный, низкий.

  1. Высокий уровень.

У учащихся сформированы понятия о профессиях. В тестах показы знания об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии. Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности. Учащиеся отразили свое желание овладеть определенной профессией и сумели обосновать свой выбор. Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках.

У них развиты чувство ответственности, активность, желание помочь одноклассникам в трудовом процессе.

  1. Средний уровень.

Учащиеся имеют понятия и представления о профессиях. В тестах обнаружены знания ими профессий, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют требования учителя по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

  1. Удовлетворительный уровень.

Представления учащихся о трудовой деятельности человека недостаточна полные. Названные в тестах профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Учащиеся не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только под надзором учителя.

  1. Низкий уровень.

Учащиеся не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы тестов ими проявлена несформированность понятий о профессиях.

Таким образом, подготовка учащихся к профессии и оценка знаний на основе формирования у них понятий о профессиях, организация последовательного и непрерывного обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности ученика, связь классных и внеклассных занятий позволит достигнуть эффективности в процессе формирования знаний о профессиях.


Литература:

  1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников С. Профориентация.- М.: Академия, 2006. 426с

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самаопределения: учеб. Пос.для студ.пед.учеб.завед./-М.: Академия, 2004.-304 б.

  3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.144с



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle