Библиографическое описание:

Турсунов К. Ш., Тогайкулова Ш. С. Гуманитаризация процесса обучения как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 515-517.


Проблема гуманитаризации научно-естественных и математического образования является важной педагогической проблемой современности, т.к. она связана с воспитанием всесторонне развитой личности в процессе обучения. На науку наших дней возлагаются большие надежды, связанные с решением глобальных проблем современного мира–проблемы голода, экологического, энергетического, демографического кризисов и т.д. От способов применения научных достижений в жизнь зависит будущее человечества. В этой связи важно знать, каковы же цели науки, как она решает “человеческие” проблемы, а, следовательно, какую роль в науке играют нравственность, представления о добре и зле, т.е. становится ли она более гуманной.

Известно, что в связи с изменением социальной ориентации науки, усилением её воздействия на социальный мир и человека, меняются и её внутренние ориентации. Наука все чаше обращается к проблемам человека, она вынуждена учитывать человеческий фактор.

К глобальным проблемам нашей планеты обычно относятся демографический взрыв и необходимость баланса между динамикой роста населения и производительными силами; энергетический кризис, угроза ядерной войны и использования других опасных видов оружия массового уничтожения.

Все эти проблемы являются проблемами нашей цивилизации, нашей Земли. Эти проблемы непосредственно связаны с наукой астрономией, одной из главных идей которой является определение места Земли во Вселенной. И прав был ученный Е.П.Левитан, когда говорил: “Именно в мировоззренческом плане, в плане выявления отношения человека к окружающему его миру все большую актуальность приобретает проблема “Человек и Вселенная”. Со времен Коперника человечество постепенно отвыкает от представления о своем центральном положении в Солнечной системе, Галактике, во Вселенной. Но при этом развитие физика и астрономической науки показывает, что жизнь (а тем более разум!) в Солнечной системе, в Галактике, во Вселенной–явление, которое нельзя назвать ни повсеместным, ни хотя бы весьма распространенным. Тысячами нитей жизнь на Земле связана с Вселенной. И, похоже, что человек не только сын Солнца – как образно говорил К.А. Тимирязев – но и сын Галактики, сын Вселенной” [1].

Вопросу гуманитаризации образования научно–естественных предметов в последние годы посвящены очень много статей ученых–методистов. Прежде всего, следует напомнить выступления и публикации В.Г. Разумовского и Л.В. Тарасова на страницах “Вопросы философии” [2] и “Физика в школе” [3], академика Б.В. Раушенбаха на страницах журнала “Вопросы философии” [4], Н.Н. Палтышева на страницах “Физика в школе” [5], Е.П. Левитана на страницах “Земля и Вселенная”[6,7], “Физика в школе”[8] и др. Много ценных идей и рекомендаций имеется в этих выступлениях относительно гуманитаризации преподавания научно–естественных предметов. В них достаточно точно указываются суть и цель гуманитаризации образования.

В связи с тем, что нашей молодежи угрожают сегодня бездуховность и потребительство, вполне естественны призывы к гуманитаризации народного образования. К сожалению, многие гуманитаризацию образования усматривают обычно в увеличении относительного “веса” гуманитарных дисциплин за счет предметов научно–естественных и математического цикла. Рассмотрим гуманитаризацию в рамках предметов только естественнонаучного цикла, т.к. естественные учебные предметы в образовательных сферах являются не только источником фундаментальных знаний, но и эффективным средством развития и воспитания учащихся. Это средство реализуется явно недостаточно, поэтому нужно перестроить преподавание таким образом, чтобы использовать огромный гуманитарный потенциал данных учебных дисциплин.

Что надо понимать под “гуманитарным потенциалом”? На этот вопрос ответов со стороны методистов–педагогов было достаточно много. Наиболее полным среди них, как нам кажется, был ответ Л.В. Тарасова: “Во–первых, нравственное начало, которое мы связали с понятием “правда фактов”, правда суждений. Во–вторых, мировоззрение кредо, имеющее отношение к пониманию того, как устроен и развивается мир, каково место человека в нем. В–третьих, эстетическое начало, влияющее на понимание красоты мира через его единство и гармонию. В–четвертых, гражданская позиция, связанная с воспитанием чувства личной сопричастности ко всему происходящему в мире и личной ответственности за будущее этого мира. Эта позиция опирается на понимание законов природы, на побуждение желания считаться с ними и учитывать их в практической деятельности; не зная законов природы, нельзя предвидеть последствия антропогенной нагрузки на природу. В–пятых, научная платформа, содержащая понимание того, что мир развивается по объективным законам, что в нем нет места “потусторонним явлениям”. Но гуманитарное содержание научно–естественных предметов этим не исчерпывается: эти науки самым существенным образом воздействуют на мышление человека и формирование системы основных концепций общества на каждом этапе его развития” [9].

Из изложенного хорошо видно, насколько огромны возможности научно–естественных предметов в воспитании и развитии учащихся.

Относительно выявления “гуманитарного потенциала” физики и астрономии и его применения в учебно-воспитательном процессе писали Л.В. Тарасов, В.Г. Разумовский, Е.П. Левитан и М.Мамадазимов [10]. Это, прежде всего, влияние физики и астрономии на жизнь общества через НТП. Речь идет о гуманитарном содержании самого предмета физики и астрономии, которое связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием положительных общечеловеческих чувств, (эстетических, нравственных и т.д.). В частности, Е.В. Левитан–ученый, который посвятил многие годы своей жизни работе над этой проблемой–отмечает, что “цель гуманизации науки есть приближение ее к личности человека, а гуманитаризиции к общественному бытию, сознанию культурных ценностей и отходу технократизма и естественнонаучной ограниченности” [8]. Успех гуманитаризации в процессе обучения, прежде всего, зависит от гуманитарного потенциала учебного предмета, от того, насколько он является гуманитарным.

Наверное, нет нужды доказывать, что современное мироотношение есть необходимый компонент человеческой культуры. Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо и для расширения общего кругозора человека, и для развития любви к природе.

Первостепенной задачей физики и астрономии является правильная ориентация учащихся в понимании глобальных проблем, стоящих перед человечеством и тех, которые встанут перед ним завтра. Фактически здесь речь идет об одном важном аспекте гуманитаризации образования о выработке у учащихся нового планетарного стиля мышления.

В частности, к гуманитарному потенциалу курса физики и астрономии, проблеме гуманитаризации астрономического образования посвящены работы Е.П. Левитана [1,7,8]. Как отмечалось выше, для успешного осуществления гуманитаризации отдельно взятого предмета, прежде всего, следует определить его гуманитарное содержание, которое определяет его гуманитарный “вес” (тот гуманитарный потенциал, который несет в себе данный учебный предмет). Гуманитарный потенциал физики и астрономии – это гуманитарное содержание физики и астрономии, которое связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием чувств учащихся. Физика, как и астрономия, поможет тоньше и глубже прочувствовать красоту окружающего нас мира.

Воспитание в процессе обучения предполагает органическую связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием личности. Передовые мыслители и педагоги неоднократно подчеркивали исключительную ценность научного знания для воспитания подрастающих поколений.

Процесс формирования знаний, в изучении научно–естественных предметов, в частности, физики и астрономии, имеет ряд особенностей по сравнению с дисциплинами общественного цикла. Это, прежде всего, характер отношения знаний к тем областям реальной действительности, которые отражаются в нем из важных функций естественнонаучных предметов – вести учащихся к пониманию научного знания как объективного отражения реальной действительности и средств ее преобразования. То, что научные знания являются органической составной частью мировоззрения, еще не означает, что они непосредственно выполняют эту роль. Необходимы еще соответствующие интерпретации и обобщения, только тогда они выполняют свою мировоззренческую роль. Научные знания никогда автоматически не превращаются ни в мировоззрение отдельной личности, ни в мировоззрение как феномен духовной культуры.

Научные знания, ставшие элементом мировоззрения личности, должны выполнять роль определенного ориентира для этой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, т.е. оно непременно должно участвовать в формировании жизненной позиции личности, её отношения к действительности.

Естественнонаучные знания в мировоззрении функционируют как органический, а не как механический, компонент, т.е. они не просто входят в систему, а подвергаются определенной переработке, вступают в тесное взаимодействие с другими составляющими–идеологией, философией, нравственным сознанием, с системами ценностей, с эстетическими и экологическими воззрениями, обыденным сознанием.

Трансформация научного знания при включении его в систему мировоззрения сопровождается двумя важными моментами. Прежде всего, мировоззренчески интерпретированные знания начинают нести в себе не только специфически содержательную нагрузку, но и нечто связанное с различными способами применения знания, с формами его “жизни” в обществе. В то же время эта мировоззренческая функция задает свою особую шкалу оценок знания, которая может не совпадать с системой оценок того же знания в самой науке.

Например, в физике, астрономии, биологии, химии более значимыми являются результаты фундаментальных исследований: квантовая теория, ОТО, генная теория наследственности и др., а для мировоззрения особое значения приобретают и их прикладные области, наиболее тесно связанные с социальным и научно–техническим прогрессом, глобальными проблемами, возникшими в век НТР, судьбами открытий, моральными аспектами науки.

Естественнонаучный цикл школьных предметов только в том случае может выступить как средство формирования мировоззрения, если знания, заключенные в этих предметах, будут обобщаться с позиций общей теории развития и основного вопроса философии о взаимоотношении бытия и сознания.

Знания переходят в мировоззрение только тогда, когда они приобретают характер убеждений, полных непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, взглядов, принципов [11].

Особенно мощным гуманитарным потенциалом обладает курс физики и астрономии, в обучающую функцию которой входит определение Земли, как общего дома человечества в бесконечной Вселенной.

При изучении темы “Земля–планета Солнечной системы” рассказ учителя охватывает историю возникновения самой планеты, возникновение ее физической природы (состава атмосферы, воды и др.) и ее благоприятное влияние на возникновение жизни и, наконец, разума – редчайшего явления природы. Рассказ завершается глобальными проблемами, возникшими в результате НТП, технократической деятельности человека в последние десятилетия, т.е. в результате антропогенного фактора. Это, прежде всего, экологическая, энергетическая, демографическая и ядерная проблемы. Каждый из этих факторов угрожает мирному развитию земной цивилизации на ближайшее столетие, приближаясь с каждым годом к глобальному катаклизму. Особенно более четко стали вырисовываться эти земные проблемы с развитием космонавтики. Данные, полученные с космических лабораторий о тенденциях загрязнения атмосферы и водного бассейна Земли и возникший в связи с этим парниковый эффект, реально угрожают человечеству глобальными катастрофическими изменениями климата, который, в свою очередь, может привести к разрушению теплового баланса нашей планеты. Проблема нахождения гуманитарного содержания научно–естественных предметов (физики, астрономии, химии, биологии и геология) и умелое его использование в процессе изучения курса – вот одна из главных задач дидактики на сегодня.


Литература:

  1. Левитан Е.П. Гуманизация школьной астрономии //Земля и Вселенная.–1983. №5. С. 52–55.

  2. Разумовский В.Г., Тарасов Л.В. Гуманитаризация естественного образования //Вопросы философии.–1989. № 4.

  3. Тарасов Л.В. Гуманитаризация как одно из направлений перестройки преподавания физики в школе //Физика в школе.–1988. № 2. С. 29–33.

  4. Раушенбах Б.В. О теоретическом обосновании гуманитаризации образования //Вопросы философии. –1989. № 4.

  5. Палтышев Н.Н. О гуманизации, гуманитаризации и демократизации при обучении физике //Физика в школе.–1988. № 6. С.14.

  6. Левитан Е.П. Гуманизация школьной астрономии //Земля и Вселенная.–1983. № 5. С. 52–55.

  7. Левитан Е.П. Описательная астрономия и гуманитаризация образования //Земля и Вселенная.–1990. № 1. С. 92–97.

  8. Левитан Е.П. Гуманитаризация астрономии с позиций интересов учащихся //Физика в школе.–1999. № 1. С. 42–45.

  9. Тарасов Л.В. Необходимость перестройки преподавания естественных предметов на основе интегративно–гуманитарного подхода //Физика в школе.–1989. № 4. С. 32–44.

  10. Мамадазимов М.М. Принцип историзма как средство гуманитаризации астрономического образования //Педагогик таълим.–2001. № 4. С. 21–25.

  11. Формирование научного мировоззрения учащихся /Под ред. Э.И.Моносзона, Р.Правдика, Р.М.Роговой.– Москва: Педагогика, 1985. С. 69–70.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle