Библиографическое описание:

Гилязева М. Р. Перспективы применения зарубежного опыта в управлении конфликтом интересов на государственной службе // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 363-366.

Актуальность исследования методов управления конфликтом интересов в сфере государственного управления вызвана негативными проявлениями деструктивного поведения государственных чиновников под воздействием конфликта интересов. Отчетливо это проявляется в тенденции нарушения чиновниками установленных норм с целью реализации собственных интересов, т.е. стремлении использовать власть в корыстных целях; их низкой заинтересованности к служению общественным и государственным интересам. Последствия нерешенных проблем в этих вопросах ведут к деморализации общественных отношений, неэффективному функционированию институтов власти, сращиванию криминальных элементов с легитимной системой управления государством, подрыву авторитета и созданию отрицательного имиджа и, как следствие, падению доверия к представителям власти со стороны населения. Безусловно, изучение и применение зарубежного опыта в использования социальных технологий предупреждения и разрешения конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе способно оказывать положительное воздействие на процессы управления профессиональной компетентностью российских чиновников.

В законодательстве РФ предусмотрены следующие направления превентивных мер по управлению конфликтом интересов: ограничения по дополнительному трудоустройству; декларирование личного дохода; декларирование семейных доходов; ограничение на принятие подарков; декларирование личного имущества; декларирование семейного имущества; неразглашение конфиденциальной (внутренней) информации; контроль пост-трудовой деятельности; ограничения и контроль в отношении внешнего совместительства (партия, профсоюз, коммерческие организации); запрет на предпринимательскую деятельность, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; ликвидация путем передачи ценных бумаг, акций (доли участия, пая в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

В соответствии с существующими европейскими стандартами, выделим сферы возникновения конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе, которые в России не предусмотрены: декларирование и регистрация личной заинтересованности (в управлении контрактами; в отношении принимаемых решений или голосования; в участии и подготовке или даче советов относительно политики); семейные ограничения на право собственности частных компаний; система четких этических стандартов в общественной жизни; система выявления и расследования конфликта интересов, реализуемая независимым специализированным органом с широкими полномочиями, включая долгосрочную защиту осведомителей, наказания за предоставление заведомо ложной (недостоверной) информации и пр.; совместимость и взаимодополняемость уголовных и административных наказаний за действия или бездействия в отношении реального или потенциального конфликта интересов.

Следует отметить и те сферы, которые в соответствии с европейскими стандартами нуждаются в дополнительной и более подробной регламентации: процесс отстранения, дисквалификации и увольнения в процессе принятия государственных решений; декларирование, ограничение и контроль за подарками и иными формами благ; ограничение и всесторонний контроль за трудоустройством после увольнения с должности; внешняя деятельность в процессе занятия государственной должности.

Между тем, нельзя не отметить, что правовая база относительно конфликта интересов продолжает совершенствоваться. Среди недавних можно отметить: ограничения по дополнительному трудоустройству и контроль пост-трудовой деятельности чиновников; обязательства по декларированию доходов и имущества своей семьи (супруги [супруга] и несовершеннолетних детей); запрет на дарение подарков (исключением являются официальные мероприятия, стоимость подарка не должна превышать трех тысяч рублей) и пр.

С 2008 г. в России введена обязательная норма декларирования доходов и имущества чиновников, включая их супругов и несовершеннолетних детей. За непредставление деклараций, сокрытие или искажение данных введена общая санкция — увольнение в связи с утратой доверия [1]. За первую половину 2011г. к ответственности привлечены более 3 тыс. человек [2]. Декларирование необходимо для выявления индикаторов коррупции — данных, указывающих на то, что должностное лицо, возможно, совершило коррупционное правонарушение. «Типичным индикатором коррупции является, например, существенное превышение стоимости имущества над размером официальных доходов», - отмечает А.Коннов, начальник отдела управления государственной службы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. По его мнению, в процедуре предоставления и проверки деклараций в России существуют системные недостатки, которые наносят удар по всей нашей процедуре и во многом обесценивают ее. Исходя из мирового опыта, он предлагает: обязать чиновников указывать источники дохода не только от ценных бумаг или банковских вкладов, но и от иной оплачиваемой работы; для контроля расходов указывать операции, производимые с имуществом (покупка, продажа, обмен, дарение, в том числе по банковским вкладам и ценным бумагам). В зарубежных странах встречались случаи, отмечает он, когда «человек перед отчетным периодом может продать все имущество за незначительную стоимость родственникам, а потом обратно все выкупить. И тогда на отчетную дату в декларации ничто не будет указывать на возможные коррупционные правонарушения. Резонно операции с имуществом предусмотреть в нашей форме». По мнению эксперта, право вносить изменения и дополнения в представленные сведения приводит к тому, что человек может подать полупустую декларацию, а «потом по мере того, как появляется информация о том, что им кто-то интересуются, он может туда вносить какие-то изменения»; также необходимо продумать процедуру и расширить круг родственников, которых нужно включить в декларации. Однако есть серьезные проблемы с адекватностью ресурсов для сбора и проверки этих сведений[3].

На сегодняшний день в России не регламентирован вид проверки на индикаторы коррупции, которые проверяются лишь на правильность заполнения, полноту и достоверность. При наличии предметов роскоши отсутствуют процедуры, которые позволят предпринять меры по получению информации об источнике обогащения, или в случае теневых доходов – привлечения к ответственности. «Мы сопоставляли декларации,— говорит директор центра Transparency International Россия Е.Панфилова,— и видели комические истории, когда нам люди показывают доход 800 тыс. руб. в 2009 году, те же 800 тыс. в 2010-м, а единственная разница между декларациями — появление машины Porsche Cayenne. Непонятно, откуда машина, стоимость которой многократно превышает годовой доход, упала в декларацию. Никаких причин для ее появления там нет, ведь и никаких действий не указывается. И это нуждается в проверке. При этом мы обращались по поводу этих нестыковок в соответствующие органы, но нам там сказали, что тут нет причин реагировать» [4]. Поэтому необходимо введение декларации интересов, в которой указываются источники доходов, что будет отражать конфликтные ситуации, которые могут привести чиновника к правонарушениям [5].

Заместитель директора департамента государственной и гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Д.Баснак предлагает ввести: возможности отслеживания крупных расходов, в том числе приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг; возможность заполнения справок в электронном виде, чтобы кадровые службы могли проверять все это в автоматизированном режиме [6]. По его мнению, нужно предусмотреть возможность декларирования конфликта интересов, об участии родственников чиновников в коммерческих и некоммерческих организациях, но и указание сферы деятельности этих организаций. «Не надо выкапывать, сколько у чиновника рублей, сколько долларов, какой метраж в его особняке и какую должность занимает теща в такой-то организации. Если задекларирован конфликт интересов, то про тещу уже все известно, и сразу можно проверять, не числятся ли за тещей дополнительные доходы. Задача же не в том, чтобы подсчитать, сколько чиновник взял из кормушки, а в том, чтобы у людей не было соблазна создавать себе кормушки. И декларация о конфликте интересов уничтожает эти кормушки. Иначе можно погрязнуть в декларировании доходов и контроле»,— считает директор департамента по административной реформе Центра Стратегических Разработок В.Южаков [7].

Примечательно, что на данный момент времени в России формально предусмотрен более жесткий законодательный контроль за конфликтом интересов, чем в государственном секторе девяти европейских стран - Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Великобритании, Венгрии, Латвии и Польше. К примеру, декларирование личных доходов (Франция, Германия, Великобритания), декларирование семейных доходов (только в Польше в обязательном порядке); декларирование личного имущества (Германия, Великобритания) отсутствуют [8]. Это доказывает тот факт, что правовая регламентация является одним из пунктов, но никак не основным в управлении конфликтом интересов.

Если говорить о государстве, где законодательное регулирование конфликта интересов и коррупции является показательным примером, то это - США. Начиная с того, что существует Офис по правительственной этике (директор назначается президентом на пятилетний срок и утверждается Сенатом), на который возложена функция отслеживания и пресечения ситуаций с конфликтом интересов, заканчивая ответственностью за такие явления вплоть до уголовной [9, c.143-145]. Интересен подход Франции, где предусмотрено уголовное наказание за преступление, именуемое как «незаконный поиск интересов». Гражданский служащий может быть обвинен в совершении данного преступления за деятельность после увольнения со службы в компаниях, которые находились под контролем в течение последних пяти лет. Члены Парламента в Великобритании обязаны заполнять форму с десятью категориями декларируемых интересов (директорство и любая оплачиваемая работа, в т.ч. оказание услуг клиентам; спонсорство, владение землей, имуществом, акциями и пр., подарки, льготы, представительские расходы, полученные членом парламента или супругом, а также партнером; зарубежные поездки, зарубежные льготы и подарки — полученные лично, супругом или партнером; и пр.). В Германии существует преступление, относящееся к конфликту интересов, именуемое «принятие выгоды» к которым, кроме общепринятых относятся: снижение цены для частного пользования; снижение процентных ставок по займам; неоправданно высокая плата за официально одобренную работу по совместительству; наем на работу родственников гражданского служащего; предоставление неоправданно дешевого проживания; наследство; вплоть до приглашений на эксклюзивные мероприятия и услуги сексуального характера [10].

О негативном опыте политики реформ служит опыт Китая. В некоторых государствах КНР гражданин, поступивший на государственную службу, имеет право на получение беспроцентной ссуды с отсрочкой платежа. Чиновника подвергают проверке на пятый, десятый год службы, в случае добросовестной службы каждый раз с него снимают часть долга. После завершения карьеры и выхода на пенсию чиновнику, не замешанному в коррупционных скандалах, долг списывается за счет государства [11, c.151]. Это в теории. А на практике чиновники, чтобы избежать обвинений в коррупции, отправляют за рубеж членов своих семей и переводят накопленные активы. За последние 30 лет политики открытости и реформ более 4-х тысяч чиновников вывезли за границу активы на сумму свыше 50 млрд. долларов. В результате правительство было вынуждено ввести ограничения для чиновников на выезд за рубеж и получение загранпаспортов; декларирование доходов и собственности заграницей. Чиновники должны отчитываться за свою деятельность и деятельность членов своей семьи, проживающих за рубежом. В случае выявления факта конфликта интересов чиновник должен отказаться от занимаемой должности [12].

В демократически развитых странах «важно не только избегать любых реальных конфликтов интересов, но также избегать ощущения о наличии нарушения. Государственное должностное лицо обязано воздерживаться от любой деятельности, которая может создать ощущение того, что он/она готовы нарушить обязанности и закон» [13]. Во многих странах (США, Великобритания, Франция и пр.) конфликт интересов рассматривается как аспект этических стандартов в государственном секторе и регулирование конфликта интересов осуществляется специальным ведомством по этике. Важную роль в правовых государствах играет репутации чиновника, даже если прямого отношения к пренебрежению властью ради собственных интересов и к исполнению служебных обязанностей это не относится. К примеру, согласно новым положениям в «Кодексе поведения», разработанном Еврокомиссией для своих членов, запрещается проводить отпуск на яхтах и летать на самолетах олигархов. Ранее такие ситуации случались систематически. Согласно новой редакции, членам Еврокомиссии «разрешено пользоваться гостеприимством третьих лиц лишь, если этого требует дипломатическая вежливость» [14]. Любая оплошность может привести к непредвиденным последствиям и «поставить крест на карьере», даже если обвинения в нарушениях не были доказаны. Д.Строкан, кандидат на пост Президента Франции был вынужден отказаться от политической карьеры, после того как предстал перед судом за сексуальные домогательства несмотря на то, что в итоге факт его вины не был доказан, а сам подозреваемый оправдан [15].

Итак, если сопоставить правовые методы регулирования конфликта интересов в государственных органах России и за рубежом можно констатировать, что по данному вопросу мы приблизились к механизмам регулирования конфликта интересов в ведущих зарубежных странах, а по некоторым показателям даже превзошли их. Однако на практике, как нередко это бывает, законотворческая инициатива и активность проявляется не так красочно и радужно, и говорить о том, что существующие нормативно-правовые акты прочно вошли в правоприменительную практику и укоренились как норма бытия российской действительности пока рано. Важно учитывать, что в процессах регулирования конфликта интересов долж­ны использоваться комплексные меры, включающие одновременно и законодательное совершенствование и претворение этих норм в жизнь, поскольку отражение в законодательстве норм, не отвечающих требованиям реальности, не позволяет эффективно управлять этими процессами.


Литература:

  1. Дмитрий Медведев предложил контролировать расходы чиновников // Российская газета. 22.12.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/12/22/sistema-anons.html (дата обращения: 15.10.2012).

  2. Все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает // Коммерсантъ-Online. 19.01.2012. URL: http://kommersant.ru/doc/1853895 (дата обращения: 15.10.2012).

  3. Необходимо вводить индикаторы коррупции и декларации интересов // Коммерсантъ-Online. 19.01.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1853894/print (дата обращения: 15.10.2012).

  4. Декларации и намерения // Коммерсантъ-Online. 19.01.2012. URL: http://kommersant.ru/doc/1853897 (дата обращения: 15.10.2012).

  5. Необходимо вводить индикаторы коррупции и декларации интересов // Там же.

  6. Все, что декларирует госслужащий, можно проверить и даже выявить то, что он скрывает // Там же.

  7. Декларации и намерения // Там же.

  8. Виллориа-Мендиета М., Карлос Х. Политика и практика конфликта интересов в девяти странах ЕС: сравнительный обзор // Содействие улучшению в управлении и менеджменте SIGMA.2005. / Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: www.oecd.org/dataoecd/12/32/39577476.pdf (дата обращения: 6.01.2011).

  9. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика: Учеб.пособие. М.:ИНФРА-М, 2011. – 192с.

  10. Виллориа-Мендиета М., Карлос Х. Политика и практика конфликта интересов в девяти странах ЕС: сравнительный обзор // Там же.

  11. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов…. с.151.

  12. Китайских чиновников обязали раскрывать сведения об имуществе членов семьи за рубежом // Ведомости дайджест. 26.07.2010. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2010/07/26/1067246 (дата обращения: 15.10.2012).

  13. Виллориа-Мендиета М., Карлос Х. Политика и практика конфликта интересов в девяти странах ЕС: сравнительный обзор // Там же.

  14. Членам Еврокомиссии запретят отдыхать на яхтах миллиардеров // Российская газета. 11.02.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/02/11/euro-anons.html (дата обращения: 15.10.2012).

  15. Виллориа-Мендиета М., Карлос Х. Политика и практика конфликта интересов в девяти странах ЕС: сравнительный обзор // Там же.


Основные термины (генерируются автоматически): конфликта интересов, регулирования конфликта интересов, конфликтом интересов, практика конфликта интересов, дата обращения, регулирование конфликта интересов, декларации интересов, управлении конфликтом интересов, собственных интересов, зарубежного опыта, воздействием конфликта интересов, конфликт интересов, разрешения конфликта интересов, потенциального конфликта интересов, возникновения конфликта интересов, расследования конфликта интересов, государственной службе, практике регулирования конфликта, конфликта интересов чиновник, декларирования конфликта интересов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle