Библиографическое описание:

Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 397-398.

В статье раскрыты особенности организации процесса повышения квалификации учителей в условиях непрерывного образования, определены направления развития профессиональной компетентности педагога, обозначены цели и задачи современного учителя по повышению своего профессионального мастерства, названы формы повышения квалификации.

Ключевые слова: самообразование, творческая деятельность, личностное развитие, профессиональная компетентность, система повышения квалификации, непрерывность, личностно-ориентированный подход, образования, преемственность, научный подход, внедрение.

В современной школьной педагогике усиливается внимание к развитию деятельности учителя, организующего учебный процесс в условиях многофункционального модернизированного образования. В этом аспекте от учителя требуется актуализация своей деятельности. Самоопределение, проявление способностей и творческой активности, направленной на всестороннее развитие личности учащегося, обеспечение собственного личностного развития.

В настоящее время осуществляется ряд научных исследований по разработке методологических основ подготовки учителя и обогащению содержания егодеятельности. Повышение уровня и качества деятельности учителя на новую ступень в условиях модернизированного образования является приоритетной задачей образовательной политики государства.

Основным фактором развития общества являются социально-педагогические процессы, сопровождающие изменения, происходящие в жизни отдельного человека и общества в целом. В этом контексте усиливается потребность применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий. Для того, чтобы человек был подготовлен к самостоятельному изменению жизни, он должен получить соответствующее образование, способствующее его саморазвитию. Такая постановка вопроса и его исследование имеют важное значение для прогресса общества. Реализация этой задачи послужит дополнительным фактором развития педагогической науки, условием для достижения результатов в образовании и эффективной подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

Анализ структуры курсов повышения квалификации учителей выявил односторонний подход к повышению уровня их знаний, то есть это -направленность на усвоение традиционных знаний.

Содержание в определенное время учебно-познавательной площадки открывает широкие возможности для повышения мастерства учителя в его многоаспектной деятельности, для глубокого освоения дидактических приемов и педагогических технологий. Поэтому целесообразно разработать содержание и структуру новых интегративных курсов (например, объединяющих гуманитарные дисциплины), где учителя знакомились бы с новыми методиками, технологиями, разработками по активизации учащихся в учебно-познавательном процессе. Целью таких курсов является не только совершенствование профессиональной компетентности учителя на основе современных требований, но и всестороннее развитие личности учителя, обеспечение непрерывной переподготовки и повышение квалификации педагога.

Внедрение данной стратегии может происходить более интенсивно на основе учета и использования международного опыта. Многие зарубежные исследователи поддерживают идею личностного развития учителя в процессе его трудовой деятельности, то есть речь идёт о непрерывном повышении квалификации и привлечении к этому процессу самих педагогов. В особенности для молодого учителя так и получается, что овладение педагогическим мастерством происходит для него одновременно с трудовой деятельностью.

В нашей стране осуществляется ряд мер, направленных на повышение профессионального и социально-экономического статуса учителя. Разрабатываются научные подходы по определению перспектив повышения профессионального мастерства учителя с учетом международного опыта в данной области. Следует назвать такие принципы повышения квалификации, как непрерывность, преемственность, гармоничность, последовательность, всесторонняя поддержка педагогов, стремящихся повысить свой профессиональный и личностный уровень.

В развитии профессиональной компетентности учителя можно выделить три направления:

  • Повышение профессиональной компетентности в процессе Получения высшего образования;

  • Развитие профессионального уровня при обучении на краткосрочных и продолжительных по времени курсах;

  • Повышение уровня профессионализма путём самообразования.

В целях подготовки учителей к организации учебно-познавательного процесса в условиях многоаспектной деятельности ученика необходимо пересмотреть содержание и механизм повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Внедрение непрерывного повышения квалификации учителя связано со следующими процессами:

    • Повышение профессиональной компетентности учителя;

    • Удовлетворение потребностей учителя в самообразовании;

    • Расширение общего культурного уровня и кругозора учителя;

    • Формирование творческих устремлений и интересов к новаторской деятельности;

    • Развитие у учителей научно-исследовательских навыков;

    • Установление соответствия учебного процесса требованиям общества;

    • Гуманизация отношений в педагогическом коллективе;

    • Создание психологической обстановки в школе в целях повышения качества учебного процесса;

    • Обеспечение получения учащимися непрерывного образования.

В современных условиях важное значение приобретают теоретические и практические подходы к процессу повышения профессиональной компетентности и механизмы их внедрения.

Уместно заметить, что существует 10 различных форм повышения квалификации которые объединены в две группы:

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ):

- в специальных образовательных учреждениях повышения квалификации (академия, институты, центры.факультеты, курсы);

- обучение в базовых образовательных учреждениях;

- обучение в образовательных учреждениях методом наставничества (Мастер-ученик), - накопление профессионального опыта (при выполнении служебных обязанностей);

- повышение квалификации в научно-исследовательских учреждениях;

- повышение квалификации за рубежом;

- самостоятельноеповышение уровня знаний.

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ):

- творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета;

-открытые учебные занятия;

- научные, научно-методические и научно-практические семинары, конференции, августовские конференции учителей, педагогические чтения и др.

Организация названных выше форм повышения квалификации-процесс достаточно сложный. В этой связи важное значение имеет принятие постановления Министерства народного образования Республики Узбекистан от 11.09.2009 г.№253 «Об утверждении новой редакции нормативных документов по оказанию непрерывной методической» помощи в системе народного образования, которое направлено на осуществление сотрудничества со всеми районными отделениями непрерывной методической службы.

Эффективность системы повышения квалификации и переподготовки педагогов такжезависит от научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава институтов и центров повышения квалификации учителей.

Повышение педагогической квалификации как основная составляющая часть образовательной системы предполагает не только обновление содержания обучения, но и связано со всеми особенностями учебно-воспитательного процесса. При организации образовательного процесса в современных условиях педагогические работники должны ориентироваться на следующие основополагающие принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип индивидуализации;

- принцип дифференциации;

- принцип демократизации;

- принцип интеграции.

Повышение квалификации учителей рассматривается как компонент системы непрерывного образования. Однако теоретические основы непрерывного повышения квалификации на сегодняшний день разработаны недостаточно, определение и задач данной системы пока ещё находится в стадии обсуждения.

На современном развития общества требуется интенсивная разработка научных основ непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, уточнение целей и задач указанного процесса и внедрение их в практику образовательной системы.

Использованная литература:

  1. Цой М.Н., Джураев Р.Х. Современные технологии совершенствования обучения. Учебно-методическое пособие для учителей. – Ташкент, 2010. – 182 с.

  2. Турғунов С.Т., Дониёров Б.Х., Аҳмаджонова Н. Ўқитувчиларнинг касбий компетентлигини ривожлантириш жараёнларига тизимли ёндашув // Халқ таълими. – Тошкент, 2011. №5. – Б. 71-76.

  3. Сафарова Р.Ғ. Модернизациялашган таълим жараёнида ўқувчиларни педагогик қўллаб-қувватлаш орқали ижтимоийлаштириш имкониятлари. Халқ таълими.–2010. №3 – Б. 11-16.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle