Библиографическое описание:

Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 397-398.

В статье раскрыты особенности организации процесса повышения квалификации учителей в условиях непрерывного образования, определены направления развития профессиональной компетентности педагога, обозначены цели и задачи современного учителя по повышению своего профессионального мастерства, названы формы повышения квалификации.

Ключевые слова: самообразование, творческая деятельность, личностное развитие, профессиональная компетентность, система повышения квалификации, непрерывность, личностно-ориентированный подход, образования, преемственность, научный подход, внедрение.

В современной школьной педагогике усиливается внимание к развитию деятельности учителя, организующего учебный процесс в условиях многофункционального модернизированного образования. В этом аспекте от учителя требуется актуализация своей деятельности. Самоопределение, проявление способностей и творческой активности, направленной на всестороннее развитие личности учащегося, обеспечение собственного личностного развития.

В настоящее время осуществляется ряд научных исследований по разработке методологических основ подготовки учителя и обогащению содержания егодеятельности. Повышение уровня и качества деятельности учителя на новую ступень в условиях модернизированного образования является приоритетной задачей образовательной политики государства.

Основным фактором развития общества являются социально-педагогические процессы, сопровождающие изменения, происходящие в жизни отдельного человека и общества в целом. В этом контексте усиливается потребность применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий. Для того, чтобы человек был подготовлен к самостоятельному изменению жизни, он должен получить соответствующее образование, способствующее его саморазвитию. Такая постановка вопроса и его исследование имеют важное значение для прогресса общества. Реализация этой задачи послужит дополнительным фактором развития педагогической науки, условием для достижения результатов в образовании и эффективной подготовки учащихся к самостоятельной жизни.

Анализ структуры курсов повышения квалификации учителей выявил односторонний подход к повышению уровня их знаний, то есть это -направленность на усвоение традиционных знаний.

Содержание в определенное время учебно-познавательной площадки открывает широкие возможности для повышения мастерства учителя в его многоаспектной деятельности, для глубокого освоения дидактических приемов и педагогических технологий. Поэтому целесообразно разработать содержание и структуру новых интегративных курсов (например, объединяющих гуманитарные дисциплины), где учителя знакомились бы с новыми методиками, технологиями, разработками по активизации учащихся в учебно-познавательном процессе. Целью таких курсов является не только совершенствование профессиональной компетентности учителя на основе современных требований, но и всестороннее развитие личности учителя, обеспечение непрерывной переподготовки и повышение квалификации педагога.

Внедрение данной стратегии может происходить более интенсивно на основе учета и использования международного опыта. Многие зарубежные исследователи поддерживают идею личностного развития учителя в процессе его трудовой деятельности, то есть речь идёт о непрерывном повышении квалификации и привлечении к этому процессу самих педагогов. В особенности для молодого учителя так и получается, что овладение педагогическим мастерством происходит для него одновременно с трудовой деятельностью.

В нашей стране осуществляется ряд мер, направленных на повышение профессионального и социально-экономического статуса учителя. Разрабатываются научные подходы по определению перспектив повышения профессионального мастерства учителя с учетом международного опыта в данной области. Следует назвать такие принципы повышения квалификации, как непрерывность, преемственность, гармоничность, последовательность, всесторонняя поддержка педагогов, стремящихся повысить свой профессиональный и личностный уровень.

В развитии профессиональной компетентности учителя можно выделить три направления:

  • Повышение профессиональной компетентности в процессе Получения высшего образования;

  • Развитие профессионального уровня при обучении на краткосрочных и продолжительных по времени курсах;

  • Повышение уровня профессионализма путём самообразования.

В целях подготовки учителей к организации учебно-познавательного процесса в условиях многоаспектной деятельности ученика необходимо пересмотреть содержание и механизм повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Внедрение непрерывного повышения квалификации учителя связано со следующими процессами:

    • Повышение профессиональной компетентности учителя;

    • Удовлетворение потребностей учителя в самообразовании;

    • Расширение общего культурного уровня и кругозора учителя;

    • Формирование творческих устремлений и интересов к новаторской деятельности;

    • Развитие у учителей научно-исследовательских навыков;

    • Установление соответствия учебного процесса требованиям общества;

    • Гуманизация отношений в педагогическом коллективе;

    • Создание психологической обстановки в школе в целях повышения качества учебного процесса;

    • Обеспечение получения учащимися непрерывного образования.

В современных условиях важное значение приобретают теоретические и практические подходы к процессу повышения профессиональной компетентности и механизмы их внедрения.

Уместно заметить, что существует 10 различных форм повышения квалификации которые объединены в две группы:

Организованное прямое повышение квалификации (на основе учебных программ):

- в специальных образовательных учреждениях повышения квалификации (академия, институты, центры.факультеты, курсы);

- обучение в базовых образовательных учреждениях;

- обучение в образовательных учреждениях методом наставничества (Мастер-ученик), - накопление профессионального опыта (при выполнении служебных обязанностей);

- повышение квалификации в научно-исследовательских учреждениях;

- повышение квалификации за рубежом;

- самостоятельноеповышение уровня знаний.

Повышение квалификации в косвенной форме (без программ):

- творческий отпуск в соответствии с постановлением ученого (педагогического) совета;

-открытые учебные занятия;

- научные, научно-методические и научно-практические семинары, конференции, августовские конференции учителей, педагогические чтения и др.

Организация названных выше форм повышения квалификации-процесс достаточно сложный. В этой связи важное значение имеет принятие постановления Министерства народного образования Республики Узбекистан от 11.09.2009 г.№253 «Об утверждении новой редакции нормативных документов по оказанию непрерывной методической» помощи в системе народного образования, которое направлено на осуществление сотрудничества со всеми районными отделениями непрерывной методической службы.

Эффективность системы повышения квалификации и переподготовки педагогов такжезависит от научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава институтов и центров повышения квалификации учителей.

Повышение педагогической квалификации как основная составляющая часть образовательной системы предполагает не только обновление содержания обучения, но и связано со всеми особенностями учебно-воспитательного процесса. При организации образовательного процесса в современных условиях педагогические работники должны ориентироваться на следующие основополагающие принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип индивидуализации;

- принцип дифференциации;

- принцип демократизации;

- принцип интеграции.

Повышение квалификации учителей рассматривается как компонент системы непрерывного образования. Однако теоретические основы непрерывного повышения квалификации на сегодняшний день разработаны недостаточно, определение и задач данной системы пока ещё находится в стадии обсуждения.

На современном развития общества требуется интенсивная разработка научных основ непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, уточнение целей и задач указанного процесса и внедрение их в практику образовательной системы.

Использованная литература:

  1. Цой М.Н., Джураев Р.Х. Современные технологии совершенствования обучения. Учебно-методическое пособие для учителей. – Ташкент, 2010. – 182 с.

  2. Турғунов С.Т., Дониёров Б.Х., Аҳмаджонова Н. Ўқитувчиларнинг касбий компетентлигини ривожлантириш жараёнларига тизимли ёндашув // Халқ таълими. – Тошкент, 2011. №5. – Б. 71-76.

  3. Сафарова Р.Ғ. Модернизациялашган таълим жараёнида ўқувчиларни педагогик қўллаб-қувватлаш орқали ижтимоийлаштириш имкониятлари. Халқ таълими.–2010. №3 – Б. 11-16.

Врезка1

Основные термины: повышения квалификации, системе повышения квалификации, профессиональной компетентности учителя, непрерывного образования, повышения квалификации педагогов, повышения квалификации учителей, непрерывного повышения квалификации, повышения квалификации учителя, повышения качества непрерывного, непрерывного образования учителей, экономические проблемы повышения, проблемы повышения качества, системе непрерывного образования, повышения мастерства учителя, деятельности учителя, повышения профессионального, форм повышения квалификации, курсов повышения квалификации, качества непрерывного образования, принципы повышения квалификации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle