Библиографическое описание:

Латина С. В. Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 527-531.

В статье кратко рассматривается история развития феминизма и женских движений на Западе и в России; предоставляется ретроспективный обзор процесса становления гендерных исследований как направления в западной и российской гуманитаристике; проводится сопоставительный анализ современного состояния гендерной проблематики в науке.

Ключевые слова: феминизм, гендер, гендерные исследования, гендерные центры, женское движение, движение за права, женские исследования, университетские программы.


This article briefly reviews the history of feminism and women’s movements in the West and in Russia; the retrospective review of the formation process of gender studies as the school in the West and Russian Humanities is given in it; a comparative analysis of the current state of gender in science is conducted.

Key words: feminism, gender, gender studies, gender centers, women’s movement, the movement for the rights, women’s studies, university programs.


Феминизм является многоликим компонентом культуры. Многоликость, прежде всего, выражается в вариативной трактовке данного понятия. Как пишет Б. Хукс, феминизм в настоящее время является тем термином, который не имеет четкого определения и включает в себя все, что «сгодится» [1, с. 244]. С одной стороны, феминизм – социально-политическая теория, лежащая в основе движения женщин за равноправие, анализирующая угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысливающая пути преодоления гендерного неравенства.

С другой стороны, феминизм рассматривается (Пушкарева Н.Л.) как широкое социальное движение за гражданские права и равные возможности для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов (идентичностей) неравноправно. Движение не является всецелым, внутри него существует множество групп и направлений, проявляющих себя в большей или меньшей степени в той или иной стране. Причинами обозначенного проявления выступают следующие факторы: различия в общественном статусе и занимаемом женщинами положении в разных странах, в разные исторические моменты, существующий политический строй, классовый характер и другие.

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом западноевропейской цивилизации [3]. В США можно наблюдать представителей практически всех направлений феминизма, что связано с тем, что американскую культуру зачастую определяют как «melting pot», то есть как своего рода плавильный котел, собравший воедино различные культуры. Однако к основным направлениям феминизма в США относят сформировавшиеся в ХХ в. радикальный и либеральный феминизмы, границы которых являются подвижными, а также экофеминизм, «черный» феминизм, лесбийский феминизм и другие. В Западной Европе ситуация иная: во Франции распространены постмодернистский и психоаналитический феминизмы, в Германии – экологический, в Британии – социалистический.

Говоря об истории западного феминистского движения, принято условно выделять три волны: 1) середина XIX в. – первая половина XX в.; 2) середина ХХ в. – 80-е гг. ХХ в.; 3) 90-е гг. ХХ века – до настоящего времени. Следует отметить, что изначально главной целью феминизма было предоставить женщинам избирательные права. С ходом истории феминизм проник во многие сферы жизнедеятельности общества, что повлияло на расширение значения понятия. У феминизма появились разветвления (радикальный, либеральный, экофеминизм, постмодернистский, психоаналитический и др.), имеющие общий фундамент, а именно отстаивание прав, поэтому феминизм в настоящее время следует рассматривать как социально-политическое движение разных членов социума, включая расовые, сексуальные, этнические меньшинства. Целью движения на современном этапе стало нивелирование гендерной асимметрии в обществе.

Первым шагом социальной активности российских женщин стало появление таких личностей, которые были готовы участвовать в общественной жизни. В 1774 г. Екатерина II открыла Смольный институт (первое в истории России женское привилегированное среднеобразовательное учебное заведение), провела секуляризацию церковных земель, основала Императорскую Публичную библиотеку. Е. Р. Дашкова была назначена директором Академии наук и президентом Российской Академии. Сподвижница императрицы открыто выступала в защиту прав женщин, и это не встречало оппозиции в обществе, как сто лет спустя в виду царствования женщины. Появились первые российские поэтессы и писательницы: А.П. Елегина, Е.А. Княжнина, Е.А. Вельяшева-Волынцева, В.А. Волкова, Е.С. Меньшикова. Изучением основ истории, философии и права занимались М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина; раскрылись сценические таланты первых русских драматических и оперных актрис Т.М. Троепольской, П.И. Ковалевой-Жечуговой, балерин А. Тимофеевой и А. Бериловой. Появление женщин высшего общества в экономической, политической, духовной и социальной сферах жизни XVIII в. указывало на проявление именно женского социального самосознания. Таким образом, российские женщины не большими, но твердыми и уверенными шагами продвигались по направлению к социальной независимости.

Первое женское движение в России появилось в 1812 г. – Женское Патриотическое Общество. Членами Женского Патриотического Общества были М.А. Нарышкина, Н.Ф. Плещеева, Т.В. Голицына, С.Г. Волконская, З.А. Волконская, С.П. Свечина, Е.И. Трубецкая [5, с. 276]. Общество вело активную деятельность: расширяло старые учебные заведения, снимало и строило благотворительные учреждения, занималось пересмотром и углублением учебных образовательных программ, организацией профессиональной деятельности женщин, предоставляло денежную помощь. Деятельность первых российских женских организаций была в основном направлена на благотворительность, оказание помощи в получении образования и трудоустройство. В отличие от благотворительной деятельности западных организаций, обучавших женщин искусству быть хорошими матерями, женами, домохозяйками, в России благотворительные общества помогали женщинам приобретать профессиональные навыки и предоставляли им оплачиваемую работу, другими словами учили женщин рассчитывать только на собственные силы, воспитывая в них, таким образом, самостоятельность и независимость. В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не имело четко обозначенных этапов.

В настоящее время диапазон интересов российских женских организаций расширяется: социальная защита женщин и семьи, политическая деятельность, экология, образование, пресечение всех форм насилия в отношении женщин, женское предпринимательство, многодетные семьи, издание печатных материалов независимого женского движения и т. д. Также можно говорить и об увеличении количества женских организаций. Появились Женская лига, Лига деловых женщин, Движение сельских женщин, Консорциум неправительственных женских организаций СНГ/США, Союз женщин Северного Кавказа, Союз женщин границы, Ассоциация женщин-предпринимателей, семейные центры с оказанием социально-психологической помощи многодетным семьям и др. [2].

Таким образом, российское женское движение следует рассматривать, прежде всего, как часть обще-демократического движения, специфической чертой которого явились «скромные» амбиции женщин, а именно стремление к большей социальной активности, а не к равноправию полов.

Феминизм как социально-политическое движение помог женщинам во всех странах не только получить равные с мужчинами права и возможности, но и показал роль женщин во всех сферах культуры. Помимо борьбы за предоставление женщинам прав в политической, профессиональной и образовательной сферах, феминизм пытался трансформировать образ женщины – слабую и подчиненную на сильную и независимую – в доминирующей (андроцентричной) культуре. Более того, в глазах самих женщин, феминизм пытался изменить сформировавшееся общественное сознание, чтобы признать женщин полноправными членами социума.

Изучение и разработка теоретиками-феминистками вопросов, связанных с полом, легло в основу и повлияло на создание женских, мужских, а затем и гендерных исследований, проводимых на базе центров.

Появление центров женских и гендерных исследований, проводящих гендерную экспертизу законодательства, образования, разрабатывающих теоретические проблемы феминизма, анализирующих причины угнетения и дискриминации женщин, разрабатывающих стратегию применения гендерного подхода к исследованию проблем в социальной, политической и образовательной сферах, указывает на переход общества на новую ступень развития. Гендерные исследования в настоящее время включают, помимо женских и мужских, изучение сексуальности – так называемые квир - исследования (гей, лесбийские, бисексуальные, транссексуальные).

Говоря о гендерных исследований невозможно не упомянуть о корреляции российских и западных гендерных центрах.

Разграничение биологического и социокультурного (Р. Столлер, 1960 г.) при изучении проблем пола явилось причиной формирования гендерных исследований как особого направления в западном гуманитарном знании. На раннем этапе новая академическая дисциплина, созданная с целью изучения социальных, культурных, психологических аспектов «женского», представляла собой спецкурс с обобщающим названием «Female Studies» и читалась во многих американских городах, о чем пишет Н.Л. Пушкарева. Впоследствии на базе университетов США и Европы разрабатываются новые учебные планы, программы, курсы; более того, создаются факультеты «женских исследований» с новыми специальностями «психология женщин», «история женщин» и «женская литература», образовательные программы которых сконцентрированы на рассмотрении вопросов, связанных с политикой, с проблемами стран третьего мира (беженцы), семьи, дискриминации женщин и сексуальных меньшинств [6].

Гендер стал центральным компонентом каждого предмета, и возникла необходимость его учета при изучении сексуальности, расы, класса, религии, национальности и других социальных категорий. В некоторых университетах были открыты специализации по афро-американским женским исследованиям. Преподаватели истории, социальной и культурной антропологии, литературы, психологии, социологии, а затем и многих других дисциплин решили «добавить» курсы о женщинах в свои программы, тем самым интегрировав женские и гендерные исследования в образование.

В качестве примера можно рассмотреть программу «Критические исследования сексуальности» отделения женских и гендерных исследований Рутгерского государственного исследовательского университета США [7]. Данная программа включает в себя обязательные курсы, направленные на исследование сексуальности и междисциплинарные курсы по выбору, изучающие положение мужчин и женщин в обществе в историческом и современном контекстах, в мультикультурной и мультирасовой перспективах. Итогом курса является знакомство, как с гендерными исследованиями, так и с теорией, касающейся реалий феминистской деятельности по всему миру.

«Инфраструктура» гендерных исследований к концу ХХ столетия становится более чем глобальной. Новая отрасль гуманитарного знания стала признанной академической дисциплиной не только в Америке и странах Западной Европы, но и в России, а так же в странах третьего мира.

Появление центров гендерных исследований в западных университетах, фокусировавшихся на изучении проблем, касающихся женщин, гендера, рас и сексуальности свидетельствует о не уменьшающемся интересе к гендерной проблематике. Перечислим некоторые из них: Центр гендерных ресурсов и женских вспомогательных служб Плимутского государственного университета [8], Центр гендерных исследований Кембриджского университета [9], Центр по изучению расы и гендера Калифорнийского университета в Беркли [10], Центр по изучению гендера и сексуальности Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе [11] и др. Миссия вышеперечисленных центров заключается главным образом в оказании помощи ученым, преподавателям и студентам в проведении обще-научных исследовательских проектов, связанных с анализом человеческое общества с точки зрения гендера, с изучением сексуальности, расовых проблем, проблем, связанных с неравенством, в особенности уделяется внимание работам, которые направлены на объединение представителей различных сообществ. Гендер не рассматривается данными центрами как синоним слов «мужчина» и «женщина», а мыслится как понятие, рассматривающее опыт всего человечества в целом, независимо от того как идентифицирует себя каждый член общества. Центрами проводятся симпозиумы, основная цель которых заключается в организации встреч ведущих ученых со всего мира для обсуждения современных вопросов, относящихся к области гендерного анализа.

Несмотря на то, что институциализация гендерных исследования в России прошла в своем становлении четыре этапа, так же как и на Западе, результаты были достигнуты совершенно иные.

В России до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существовавшей в то время идеологии. Для советской идеологии была характерна унификация половых различий, в отличие от Запада, где типичным являлось противопоставление феминного и маскулинного. Возникшие в тот период женские исследования пытались восстановить равнозначные различия полов в стране, где к мужчине и женщине обращались «бесполым» словом «товарищ». Именно советская патриархальная система явилась препятствием в зарождении, признании и институционализации «женской темы» как самостоятельной академической дисциплины научных гуманитарных исследований.

В отличие от западных университетов в российских вузах отделения и факультеты гендерных исследований не то чтобы не прижились, но и не появились. Однако возникновение в российской науке инокультурных элементов сделало гендерные исследования одним из популярных направлений в отечественной гуманитаристике в 2000-х годах, в связи с чем, можно наблюдать активное возникновение спецкурсов по гендерной проблематике для студентов различных факультетов. Например, для студентов историко-филологического факультета Благовещенского государственного педагогического университета читается курс «Основы гендерных исследований».

Современные российские гендерные исследования проводятся на базе:

центров по гендерным исследованиям, которые первоначально открывались как программы в университетах при кафедрах социологии, политологии, а затем приобретавших официальный статус самостоятельного научно-образовательного учреждения; лабораторий по гендерным исследованиям при университетах; кафедр, осуществляющих исследования в гендерном направлении.

Среди крупных центров гендерных исследований, располагающихся в регионах России, можно выделить Московский Центр Гендерных Исследований [12], Самарский Центр Гендерных Исследований [13], Ивановский Центр Гендерных Исследований [14], Центр Гендерных Исследований Саратовского государственного технического университета [15], Тверской Центр Женской Истории и Гендерных Исследований [16] и др.

Основной целью исследований большинства российских гендерных центров считается выявление причин противоречий в отношениях мужчин и женщин для того, чтобы найти способы преодоления неравноправия в их отношениях. Задачей центров является проведение фундаментальных гендерных исследований в различных областях культуры (образования, законодательства, политики, в семейной и профессиональной сферах) и просветительской работы среди населения и управленческого аппарата с целью предупреждения проблем, связанных с гендерной дискриминацией.

Важно отметить, что многие проекты финансируются благотворительными организациями запада, такими как Фонд имени Генриха Бёлля (Германия), Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. Маккартуров (США), ЮНИФЕМ (Женский Фонд Организации Объединённых Наций (США), Канадский фонд гендерного равенства и др. Проекты, финансируемые западными благотворительными организациями, как правило, отличаются глобальностью проблематики, а в территориальном плане охватывают, в основном, Центральную Россию и Северо-Западный регион. Это в свою очередь является причинной небольшого диапазона и глубины рассматриваемых проблем по гендерной проблематике в отдаленных от центра регионах.

В мегаполисах Центральной России, Северо-Запада, Поволжья, Южной России, Сибири сконцентрированы крупные центры гендерных исследований. В отдаленных от центра и запада регионах России работают лаборатории по гендерным исследованиям, а также ведется работа по гендерной проблематике на отдельных кафедрах группой преподавателей или отдельными исследователями, не поддерживающими между собой научную связь.

Центры гендерных исследований уделяют внимание решению проблем, связанных в большей степени с женской, чем с мужской сферой. Данная тенденция объясняется изменением роли женщины в обществе, появлением женщины в стереотипно мужской сфере (политике), желанием женщины сменить семейную роль на профессиональную (построить свою карьеру).

Таким образом, обобщая вышеизложенный сопоставительный анализ гендерных исследований в западной и российской науке, следует подчеркнуть значительное расхождение в организации работы в этой области, что объясняется особенностями культуры, национального менталитета.


Литература:

  1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн., 2000. – 384 с.

  2. Абубикирова, Н.И. Женские организации в России сегодня / Н.И. Абубикирова, Т.А. Клименкова, Е.В. Кочкина, М.А. Регентова // Справочник «Женские неправительственные организации России и СНГ». – М., Эслан, 1998 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/wom_org_today-e.htm

  3. Латина С.В. Становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике / С.В. Латина // Личность Культура Общество. – Т.13. – Вып. 3 (65-66) 2011. – С. 225 – 230

  4. Пушкарева, Н.Л. Гендерная теория и историческое знание / Н.Л. Пушкарева. – СПб. : «Алетейя», 2007. – 496 с.

  5. Статс-дамы русского двора в XVIII и XIX столетиях (Биографические списки П. Ф. Карабанова) // Русская старина. 1871. – Т. III. – С. 276, 278, 279.

  6. Латина С.В. К вопросу о специфике гендерных исследований в западных и российских вузах: региональный аспект / С.В. Латина // Дальний Восток: сохрание человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: Материалы международной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19-21 сентября 2011 г.) / Редкол.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО «КнАГТУ», 2011. – С. 100 – 103

  7. Rutgers University Department of Women’s and Gender Studies [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://womens-studies.rutgers.edu/graduate-program

  8. Women’s Services & Gender Resources Center at the Plymouth State University [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.plymouth.edu/department/wmstudies/resources/womens-services-gender-resources-center/

  9. Centre for Gender Studies at the University of Cambridge [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.cam.ac.uk/

  10. The Center for Race and Gender at the University of California [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crg.berkeley.edu/content/about-center-race-gender

  11. The Centers for the Study of Genders and Sexualities at the California State University [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calstatela.edu/centers/csgs/about.htm

  12. Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.ru/index.php?id=0

  13. Самарский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samaragender.narod.ru/

  14. Ивановский Центр Гендерных Исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://icgs.ru/org.html

  15. Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://sstu-socwork.narod.ru/gendresearch.htm

  16. Тверской центр женской истории и гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.tvergenderstudies.ru/ab00000r.htm


Основные термины (генерируются автоматически): гендерных исследований, гендерные исследования, женское движение, Центр Гендерных Исследований, центров гендерных исследований, гендерной проблематике, Центр гендерных, женских организаций, российское женское движение, становления гендерных исследований, российских женских организаций, гендерных исследований Рутгерского, Центр гендерных исследований, Антология гендерных исследований, российских гендерных центров, Появление центров гендерных, формирования гендерных исследований, факультеты гендерных исследований, специфике гендерных исследований, анализ гендерных исследований.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle