Библиографическое описание:

Латина С. В. Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 527-531.

В статье кратко рассматривается история развития феминизма и женских движений на Западе и в России; предоставляется ретроспективный обзор процесса становления гендерных исследований как направления в западной и российской гуманитаристике; проводится сопоставительный анализ современного состояния гендерной проблематики в науке.

Ключевые слова: феминизм, гендер, гендерные исследования, гендерные центры, женское движение, движение за права, женские исследования, университетские программы.


This article briefly reviews the history of feminism and women’s movements in the West and in Russia; the retrospective review of the formation process of gender studies as the school in the West and Russian Humanities is given in it; a comparative analysis of the current state of gender in science is conducted.

Key words: feminism, gender, gender studies, gender centers, women’s movement, the movement for the rights, women’s studies, university programs.


Феминизм является многоликим компонентом культуры. Многоликость, прежде всего, выражается в вариативной трактовке данного понятия. Как пишет Б. Хукс, феминизм в настоящее время является тем термином, который не имеет четкого определения и включает в себя все, что «сгодится» [1, с. 244]. С одной стороны, феминизм – социально-политическая теория, лежащая в основе движения женщин за равноправие, анализирующая угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысливающая пути преодоления гендерного неравенства.

С другой стороны, феминизм рассматривается (Пушкарева Н.Л.) как широкое социальное движение за гражданские права и равные возможности для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов (идентичностей) неравноправно. Движение не является всецелым, внутри него существует множество групп и направлений, проявляющих себя в большей или меньшей степени в той или иной стране. Причинами обозначенного проявления выступают следующие факторы: различия в общественном статусе и занимаемом женщинами положении в разных странах, в разные исторические моменты, существующий политический строй, классовый характер и другие.

Феминизм как организованное общественное (женское) движение является феноменом западноевропейской цивилизации [3]. В США можно наблюдать представителей практически всех направлений феминизма, что связано с тем, что американскую культуру зачастую определяют как «melting pot», то есть как своего рода плавильный котел, собравший воедино различные культуры. Однако к основным направлениям феминизма в США относят сформировавшиеся в ХХ в. радикальный и либеральный феминизмы, границы которых являются подвижными, а также экофеминизм, «черный» феминизм, лесбийский феминизм и другие. В Западной Европе ситуация иная: во Франции распространены постмодернистский и психоаналитический феминизмы, в Германии – экологический, в Британии – социалистический.

Говоря об истории западного феминистского движения, принято условно выделять три волны: 1) середина XIX в. – первая половина XX в.; 2) середина ХХ в. – 80-е гг. ХХ в.; 3) 90-е гг. ХХ века – до настоящего времени. Следует отметить, что изначально главной целью феминизма было предоставить женщинам избирательные права. С ходом истории феминизм проник во многие сферы жизнедеятельности общества, что повлияло на расширение значения понятия. У феминизма появились разветвления (радикальный, либеральный, экофеминизм, постмодернистский, психоаналитический и др.), имеющие общий фундамент, а именно отстаивание прав, поэтому феминизм в настоящее время следует рассматривать как социально-политическое движение разных членов социума, включая расовые, сексуальные, этнические меньшинства. Целью движения на современном этапе стало нивелирование гендерной асимметрии в обществе.

Первым шагом социальной активности российских женщин стало появление таких личностей, которые были готовы участвовать в общественной жизни. В 1774 г. Екатерина II открыла Смольный институт (первое в истории России женское привилегированное среднеобразовательное учебное заведение), провела секуляризацию церковных земель, основала Императорскую Публичную библиотеку. Е. Р. Дашкова была назначена директором Академии наук и президентом Российской Академии. Сподвижница императрицы открыто выступала в защиту прав женщин, и это не встречало оппозиции в обществе, как сто лет спустя в виду царствования женщины. Появились первые российские поэтессы и писательницы: А.П. Елегина, Е.А. Княжнина, Е.А. Вельяшева-Волынцева, В.А. Волкова, Е.С. Меньшикова. Изучением основ истории, философии и права занимались М.Г. Разумовская, А.К. Воронцова, М.А. Нарышкина; раскрылись сценические таланты первых русских драматических и оперных актрис Т.М. Троепольской, П.И. Ковалевой-Жечуговой, балерин А. Тимофеевой и А. Бериловой. Появление женщин высшего общества в экономической, политической, духовной и социальной сферах жизни XVIII в. указывало на проявление именно женского социального самосознания. Таким образом, российские женщины не большими, но твердыми и уверенными шагами продвигались по направлению к социальной независимости.

Первое женское движение в России появилось в 1812 г. – Женское Патриотическое Общество. Членами Женского Патриотического Общества были М.А. Нарышкина, Н.Ф. Плещеева, Т.В. Голицына, С.Г. Волконская, З.А. Волконская, С.П. Свечина, Е.И. Трубецкая [5, с. 276]. Общество вело активную деятельность: расширяло старые учебные заведения, снимало и строило благотворительные учреждения, занималось пересмотром и углублением учебных образовательных программ, организацией профессиональной деятельности женщин, предоставляло денежную помощь. Деятельность первых российских женских организаций была в основном направлена на благотворительность, оказание помощи в получении образования и трудоустройство. В отличие от благотворительной деятельности западных организаций, обучавших женщин искусству быть хорошими матерями, женами, домохозяйками, в России благотворительные общества помогали женщинам приобретать профессиональные навыки и предоставляли им оплачиваемую работу, другими словами учили женщин рассчитывать только на собственные силы, воспитывая в них, таким образом, самостоятельность и независимость. В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не имело четко обозначенных этапов.

В настоящее время диапазон интересов российских женских организаций расширяется: социальная защита женщин и семьи, политическая деятельность, экология, образование, пресечение всех форм насилия в отношении женщин, женское предпринимательство, многодетные семьи, издание печатных материалов независимого женского движения и т. д. Также можно говорить и об увеличении количества женских организаций. Появились Женская лига, Лига деловых женщин, Движение сельских женщин, Консорциум неправительственных женских организаций СНГ/США, Союз женщин Северного Кавказа, Союз женщин границы, Ассоциация женщин-предпринимателей, семейные центры с оказанием социально-психологической помощи многодетным семьям и др. [2].

Таким образом, российское женское движение следует рассматривать, прежде всего, как часть обще-демократического движения, специфической чертой которого явились «скромные» амбиции женщин, а именно стремление к большей социальной активности, а не к равноправию полов.

Феминизм как социально-политическое движение помог женщинам во всех странах не только получить равные с мужчинами права и возможности, но и показал роль женщин во всех сферах культуры. Помимо борьбы за предоставление женщинам прав в политической, профессиональной и образовательной сферах, феминизм пытался трансформировать образ женщины – слабую и подчиненную на сильную и независимую – в доминирующей (андроцентричной) культуре. Более того, в глазах самих женщин, феминизм пытался изменить сформировавшееся общественное сознание, чтобы признать женщин полноправными членами социума.

Изучение и разработка теоретиками-феминистками вопросов, связанных с полом, легло в основу и повлияло на создание женских, мужских, а затем и гендерных исследований, проводимых на базе центров.

Появление центров женских и гендерных исследований, проводящих гендерную экспертизу законодательства, образования, разрабатывающих теоретические проблемы феминизма, анализирующих причины угнетения и дискриминации женщин, разрабатывающих стратегию применения гендерного подхода к исследованию проблем в социальной, политической и образовательной сферах, указывает на переход общества на новую ступень развития. Гендерные исследования в настоящее время включают, помимо женских и мужских, изучение сексуальности – так называемые квир - исследования (гей, лесбийские, бисексуальные, транссексуальные).

Говоря о гендерных исследований невозможно не упомянуть о корреляции российских и западных гендерных центрах.

Разграничение биологического и социокультурного (Р. Столлер, 1960 г.) при изучении проблем пола явилось причиной формирования гендерных исследований как особого направления в западном гуманитарном знании. На раннем этапе новая академическая дисциплина, созданная с целью изучения социальных, культурных, психологических аспектов «женского», представляла собой спецкурс с обобщающим названием «Female Studies» и читалась во многих американских городах, о чем пишет Н.Л. Пушкарева. Впоследствии на базе университетов США и Европы разрабатываются новые учебные планы, программы, курсы; более того, создаются факультеты «женских исследований» с новыми специальностями «психология женщин», «история женщин» и «женская литература», образовательные программы которых сконцентрированы на рассмотрении вопросов, связанных с политикой, с проблемами стран третьего мира (беженцы), семьи, дискриминации женщин и сексуальных меньшинств [6].

Гендер стал центральным компонентом каждого предмета, и возникла необходимость его учета при изучении сексуальности, расы, класса, религии, национальности и других социальных категорий. В некоторых университетах были открыты специализации по афро-американским женским исследованиям. Преподаватели истории, социальной и культурной антропологии, литературы, психологии, социологии, а затем и многих других дисциплин решили «добавить» курсы о женщинах в свои программы, тем самым интегрировав женские и гендерные исследования в образование.

В качестве примера можно рассмотреть программу «Критические исследования сексуальности» отделения женских и гендерных исследований Рутгерского государственного исследовательского университета США [7]. Данная программа включает в себя обязательные курсы, направленные на исследование сексуальности и междисциплинарные курсы по выбору, изучающие положение мужчин и женщин в обществе в историческом и современном контекстах, в мультикультурной и мультирасовой перспективах. Итогом курса является знакомство, как с гендерными исследованиями, так и с теорией, касающейся реалий феминистской деятельности по всему миру.

«Инфраструктура» гендерных исследований к концу ХХ столетия становится более чем глобальной. Новая отрасль гуманитарного знания стала признанной академической дисциплиной не только в Америке и странах Западной Европы, но и в России, а так же в странах третьего мира.

Появление центров гендерных исследований в западных университетах, фокусировавшихся на изучении проблем, касающихся женщин, гендера, рас и сексуальности свидетельствует о не уменьшающемся интересе к гендерной проблематике. Перечислим некоторые из них: Центр гендерных ресурсов и женских вспомогательных служб Плимутского государственного университета [8], Центр гендерных исследований Кембриджского университета [9], Центр по изучению расы и гендера Калифорнийского университета в Беркли [10], Центр по изучению гендера и сексуальности Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе [11] и др. Миссия вышеперечисленных центров заключается главным образом в оказании помощи ученым, преподавателям и студентам в проведении обще-научных исследовательских проектов, связанных с анализом человеческое общества с точки зрения гендера, с изучением сексуальности, расовых проблем, проблем, связанных с неравенством, в особенности уделяется внимание работам, которые направлены на объединение представителей различных сообществ. Гендер не рассматривается данными центрами как синоним слов «мужчина» и «женщина», а мыслится как понятие, рассматривающее опыт всего человечества в целом, независимо от того как идентифицирует себя каждый член общества. Центрами проводятся симпозиумы, основная цель которых заключается в организации встреч ведущих ученых со всего мира для обсуждения современных вопросов, относящихся к области гендерного анализа.

Несмотря на то, что институциализация гендерных исследования в России прошла в своем становлении четыре этапа, так же как и на Западе, результаты были достигнуты совершенно иные.

В России до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существовавшей в то время идеологии. Для советской идеологии была характерна унификация половых различий, в отличие от Запада, где типичным являлось противопоставление феминного и маскулинного. Возникшие в тот период женские исследования пытались восстановить равнозначные различия полов в стране, где к мужчине и женщине обращались «бесполым» словом «товарищ». Именно советская патриархальная система явилась препятствием в зарождении, признании и институционализации «женской темы» как самостоятельной академической дисциплины научных гуманитарных исследований.

В отличие от западных университетов в российских вузах отделения и факультеты гендерных исследований не то чтобы не прижились, но и не появились. Однако возникновение в российской науке инокультурных элементов сделало гендерные исследования одним из популярных направлений в отечественной гуманитаристике в 2000-х годах, в связи с чем, можно наблюдать активное возникновение спецкурсов по гендерной проблематике для студентов различных факультетов. Например, для студентов историко-филологического факультета Благовещенского государственного педагогического университета читается курс «Основы гендерных исследований».

Современные российские гендерные исследования проводятся на базе:

центров по гендерным исследованиям, которые первоначально открывались как программы в университетах при кафедрах социологии, политологии, а затем приобретавших официальный статус самостоятельного научно-образовательного учреждения; лабораторий по гендерным исследованиям при университетах; кафедр, осуществляющих исследования в гендерном направлении.

Среди крупных центров гендерных исследований, располагающихся в регионах России, можно выделить Московский Центр Гендерных Исследований [12], Самарский Центр Гендерных Исследований [13], Ивановский Центр Гендерных Исследований [14], Центр Гендерных Исследований Саратовского государственного технического университета [15], Тверской Центр Женской Истории и Гендерных Исследований [16] и др.

Основной целью исследований большинства российских гендерных центров считается выявление причин противоречий в отношениях мужчин и женщин для того, чтобы найти способы преодоления неравноправия в их отношениях. Задачей центров является проведение фундаментальных гендерных исследований в различных областях культуры (образования, законодательства, политики, в семейной и профессиональной сферах) и просветительской работы среди населения и управленческого аппарата с целью предупреждения проблем, связанных с гендерной дискриминацией.

Важно отметить, что многие проекты финансируются благотворительными организациями запада, такими как Фонд имени Генриха Бёлля (Германия), Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. Маккартуров (США), ЮНИФЕМ (Женский Фонд Организации Объединённых Наций (США), Канадский фонд гендерного равенства и др. Проекты, финансируемые западными благотворительными организациями, как правило, отличаются глобальностью проблематики, а в территориальном плане охватывают, в основном, Центральную Россию и Северо-Западный регион. Это в свою очередь является причинной небольшого диапазона и глубины рассматриваемых проблем по гендерной проблематике в отдаленных от центра регионах.

В мегаполисах Центральной России, Северо-Запада, Поволжья, Южной России, Сибири сконцентрированы крупные центры гендерных исследований. В отдаленных от центра и запада регионах России работают лаборатории по гендерным исследованиям, а также ведется работа по гендерной проблематике на отдельных кафедрах группой преподавателей или отдельными исследователями, не поддерживающими между собой научную связь.

Центры гендерных исследований уделяют внимание решению проблем, связанных в большей степени с женской, чем с мужской сферой. Данная тенденция объясняется изменением роли женщины в обществе, появлением женщины в стереотипно мужской сфере (политике), желанием женщины сменить семейную роль на профессиональную (построить свою карьеру).

Таким образом, обобщая вышеизложенный сопоставительный анализ гендерных исследований в западной и российской науке, следует подчеркнуть значительное расхождение в организации работы в этой области, что объясняется особенностями культуры, национального менталитета.


Литература:

  1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн., 2000. – 384 с.

  2. Абубикирова, Н.И. Женские организации в России сегодня / Н.И. Абубикирова, Т.А. Клименкова, Е.В. Кочкина, М.А. Регентова // Справочник «Женские неправительственные организации России и СНГ». – М., Эслан, 1998 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/wom_org_today-e.htm

  3. Латина С.В. Становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике / С.В. Латина // Личность Культура Общество. – Т.13. – Вып. 3 (65-66) 2011. – С. 225 – 230

  4. Пушкарева, Н.Л. Гендерная теория и историческое знание / Н.Л. Пушкарева. – СПб. : «Алетейя», 2007. – 496 с.

  5. Статс-дамы русского двора в XVIII и XIX столетиях (Биографические списки П. Ф. Карабанова) // Русская старина. 1871. – Т. III. – С. 276, 278, 279.

  6. Латина С.В. К вопросу о специфике гендерных исследований в западных и российских вузах: региональный аспект / С.В. Латина // Дальний Восток: сохрание человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: Материалы международной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19-21 сентября 2011 г.) / Редкол.: И.И. Докучаев (отв. ред.) и др. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО «КнАГТУ», 2011. – С. 100 – 103

  7. Rutgers University Department of Women’s and Gender Studies [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://womens-studies.rutgers.edu/graduate-program

  8. Women’s Services & Gender Resources Center at the Plymouth State University [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.plymouth.edu/department/wmstudies/resources/womens-services-gender-resources-center/

  9. Centre for Gender Studies at the University of Cambridge [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.cam.ac.uk/

  10. The Center for Race and Gender at the University of California [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crg.berkeley.edu/content/about-center-race-gender

  11. The Centers for the Study of Genders and Sexualities at the California State University [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.calstatela.edu/centers/csgs/about.htm

  12. Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.ru/index.php?id=0

  13. Самарский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://samaragender.narod.ru/

  14. Ивановский Центр Гендерных Исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://icgs.ru/org.html

  15. Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://sstu-socwork.narod.ru/gendresearch.htm

  16. Тверской центр женской истории и гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.tvergenderstudies.ru/ab00000r.htm


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle