Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саламатина, Ю. В. Психологические условия формирования эмпатийной культуры при подготовке будущих учителей / Ю. В. Саламатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5726/ (дата обращения: 18.04.2024).

Ключевые слова: эмпатийная культура, рефлексия, рефлексивная культура, рефлексивная деятельность.

Особую значимость на этапе профессиональной подготовки будущих учителей приобретает проблема создания условий для развития профессионально компетентной и саморазвивающейся личности будущего учителя с высоко развитой эмпатийной культурой через активизацию внутренних резервов в учебно-профессиональной деятельности. Решение данной задачи во многом зависит от способности будущего учителя к рефлексивной и эмпатической деятельности, от развития у него эмпатических умений. Повышенный интерес к проблеме эмпатии в современной психолого-педагогической науке объясняется сменой философско-образовательных парадигм, утверждающих идеи и принципы личностно-ориентированного образования. Однако, теоретический анализ литературы, содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки свидетельствует о том, что проблеме развития эмпатических умений и эмпатийной культуры студента – будущего учителя не уделяется должного внимания. Во-первых, не сформированы единые подходы к выявлению особенностей эмпатийной культуры, во-вторых, не изучены вопросы научно-методического обеспечения формирования эмпатийной культуры будущего учителя, в- третьих, не выявлены психологические условия, обеспечивающие развитие данной культуры у студентов педвуза.

Известно, что эмпатийная культура педагога представляет собой интегративное качество личности, которое проявляется в способности эмоционально отзываться на переживания ученика, распознавать мысли и чувства учащихся, строить свои отношения с ними, заранее предвидя их точку зрения и считаясь с их внутренней позицией. Это также способ профессиональных действий, которые адекватны ценностно-смысловому содержанию профессиональной деятельности учителя. Наличие рефлексирования как одной из ценностей профессиональной деятельности является ее фундаментальным свойством. Кроме того, благодаря этой функции происходит освоение норм и ценностей. Предельными ценностными ориентирами профессиональной деятельности учителя, определяющими ее границы и структурирующими систему ценностей профессии, является ценность каждого участника образовательного процесса на собственное построение личной и профессиональной жизни и деятельности, и ценность «Я» [2].

Данная функция позволяет каждому учителю выходить за пределы профессионального опыта, вставать над конкретной ситуацией. Кроме того, эмпатийная культура позволяет ему выйти за пределы собственной личности, оценить себя со стороны. Таким образом, эмпатийная культура обеспечивает личности учителя профессиональную, по сути, нравственно-гуманистическую устойчивость.

Адаптивно-адаптирующая функция эмпатийной культуры учителя обеспечивает рефлексивную самоорганизацию личности, разворачивающуюся в форме становления и саморазвития. Изменяя, переосмысливая и переструктурируя себя в контексте профессиональной эмпатийной культуры, учитель не только приспосабливается к миру профессии, но и мир профессии приспосабливает к себе.

Таким образом, в системе современного образования при подготовке будущих учителей, эмпатийная культура стала занимать важное место, поэтому для ее эффективного развития необходимы определенные психологические условия.

Комплекс психологических условий, активизирующих процесс развития рефлексивной культуры психолога образования, включает в себя развитую личностную рефлексивную культуру; особенности смысловой сферы, выражающиеся в глубокой осмысленности и эмоциональной насыщенности жизни, в высокой целеустремленности, в представлениях о себе как о сильной личности и в убеждении в способности контролировать свою жизнь; переживание самоценности, проявляющееся в аутосимпатии, самопринятии и самоинтересе, рационально структурированная внутренняя позиция, наличие рефлексивной среды, активизация межсубъектных отношений, актуализация эмпатийности педагога, использование образовательных программ по развитию эмпатийной культуры.

Рассмотрим некоторые условия более подробно:

Развитие рефлексивной культуры: профессиональная рефлексивная культура как целостное образование (система) обеспечивает субъекту практико-ориентированной деятельности способность обладать потенциальными возможностями адаптации к любой профессиональной деятельности в силу владенияим готовностью и способностью рефлексировать. Формирование компонентов рефлексивной культуры учителя реализуется в едином педагогическом процессе, психологической основой развития которой выступают самоопределение, самореализация, саморазвитие студентов как субъектов педагогической деятельности. Основой эффективного формирования рефлексивной культуры будущего учителя выступает включение в процесс профессиональной подготовки механизма интеграции сущностных сил индивида и их трансформации в комплекс рефлексивных качеств субъекта, способов осмысления собственной жизнедеятельности. Развитие рефлексивной культуры учителя опирается на логику субъективного развития личности и этапы формирования ее субъектности и субъектного потенциала личности [5].

Рационально структурированная внутренняя позиция способствует появлению структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в собственных переживаниях», «логику чувств»[4]. Происходит обобщение и классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения к себе. Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов [3], что обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения: целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе. ВП личности — не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, мотивированный внутренними побуждениями. Такое понимание ВП является, на наш взгляд, эвристичным, позволяющим решить целый ряд как методологических, так и более конкретных проблем психологии личности и психологии развития.

Основное методологическое значение изучаемого понятия заключается в том, что оно дает удачное решение проблемы единиц анализа личности.

Наличие рефлексивной среды: Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.

А.А. Бизяева ведет речь о "рефлексивно-инновационной среде", в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.
Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности). Основными направлениями работы в рефлексивной среде выступают работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями педагога по индивидуальной деятельности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использование полученных результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности педагога. Рефлексивная среда определяет процесс овладения эмпатийной культурой, способной становиться то значимой, то менее заметной до полного исчезновения в сознании субъекта, кроме отдельных ее компонентов, выделяемых им в названном процессе, сочетающемся с сущностью каждого человека через реальное взаимодействие. Содержание рефлексивной среды образует ряд составляющих как технологического, так и социалогического характера: методов изучения педагогической реальности, информации о сущности и содержания процесса эмпатии и рефлексии, о субъектах социального взаимодействия в системах «преподаватель-студент» и «студент-студент», движущих силах и мотивах их действий; обоснованных целях, задачах и сущности педагогических систем и концепций, закономерностей и принципов их функционирования и развития. В основе содержания рефлексивной среды лежит система взглядов, реализуемых в гуманистической парадигме и объясняющих механизм становления и реализации педагогических отношений, личностного развития и формирования человека. Для рефлексивной среды характерно выделение рефлексивного компонента из сущего во внутреннем мире субъекта и культуре, с которой он соприкасается и взаимодействует. С одной стороны, внутренний мир человека противостоит внешней культуре, с другой – она является источником его внутреннего развития и изменения содержания внутренних представлений. Это происходит при актуализации имеющихся и создании новых образцов, через их творческое осмысление и самореализацию, что является механизмом разворачивания рефлексивной среды и придания ей процессуального характера. Наряду с теоретическими знаниями рефлексивная среда включает и прикладное знание о технологии ее создания и развития в ней собственно педагогической деятельности. Создание преподавателем рефлексивной среды непосредственно связано с «насыщением» информационного пространства вокруг студента рефлексивным содержанием в виде неструктурированного потока фактов и создания момента онтологического переживания ействительности в различных формах, чередующихся через рефлексивное осмысление, напряжение и расслабдение. Цель последнего- за счет способности сознания конструировать субъективные модели идеальных процессов и предметов как основных структурных единиц культуры, осваивать и соотносить со своим внутренним «чувством бытия» ее педагогический аспект. Сочетание и синтез внешних и внутренних факторов происходит исходя из феномена целостности в личности человека. С учетом этих позиций участвующий в педагогической деятельности студент, опираясь на теорию и знания, принимал участие в разработке нового знания. Поэтому одним из педагогических условий развития эмпатийной культуры будущих учителей является формирование единой рефлексивной среды как для преподавателей, так и для студентов. Именно той среды, которая обеспечивает легкость вхождения в творческий самостоятельный процесс познавательной деятельности, получения чувства удовлетворения от результатов и процесса деятельности, меньшую усталость при большей активности и напряжении. Кроме того, рефлексивная среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Сочетание некоторых параметров рефлексивной среды, в которой находится студент- будущий педагог, представленность образцов креативного поведения, максимально полное проявление индивидуального и группового понимания исследуемого феномена (его эмоционального проживания, вчувствование в него), потенциальная многовариантность (информационная обогащенность) оказывают определяющее влияние на развитие эмпатийной культуры[1].

Активация межсубъектных отношений: Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога.

Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов. Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания. В рефлексивной деятельности показателями усвоения эффективности межсубъектных отношений могут выступать: адекватность рефлексии за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка и т.д. Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознания.

Актуализация эмпатийности педагога:эмпатийность–это свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер. Актуализировать эмпатийность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря эмпатии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней. Актуализированная эмпатийность педагога позволяет ему преодолевать педагогический эгоцентризм. Найденный заново личностный смысл дает перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных стереотипов, открывает путь дальнейшего профессионального роста [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность формирования эмпатийной культуры будущих учителей зависит от соблюдения описанных выше психологических условий, которые играют стержневую роль в развитии эмпатии педагога. Также следует отметить, что значение рефлексии здесь тоже важно как на уровне когнитивного компонента эмпатийной культуры так и эмоционального. Организация же процесса формирования эмпатийной культуры базируется на динамике становления и соблюдения названных психологических условий.


Литература:
  1. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия [Текст] / А. А. Бизяева.- Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.- 216с.

  2. Бодалев, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев.- М. : МГУ, 1988.- 187с.

  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. /Собр. Соч. в 6 т., т. 2. М., 1982.

  5. Дорофеева, Н.В. Психологические условия рефлексивного развития на ранних этапах онтогенеза [Текст] / Н. В. Дорофеева // Психология обучения.- 2007.- №9.- С.18-34.

  6. Исаев, И.Ф. Внутривузовская рефлексивная программа формирования профессионально-педагогической культуры [Текст] / И. Ф. Исаев // Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая кульутура преподавателя: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ И. Ф. Исаев.- М.: Академия, 2002.- С. 172-180.

1


Основные термины (генерируются автоматически): эмпатийной культуры, рефлексивной среды, формирования эмпатийной культуры, будущих учителей, рефлексивной культуры, профессиональной деятельности, будущего учителя, культуры будущих учителей, эмпатийная культура, культуры учителя, рефлексивной культуры учителя, межсубъектных отношений, культуры будущего учителя, профессиональной деятельности учителя, эмпатийной культуры будущих, рефлексивной деятельности, Развитие рефлексивной культуры, условия формирования, педагогической деятельности, развития личности.


Ключевые слова

рефлексия, эмпатийная культура, рефлексивная культура, рефлексивная деятельность., рефлексивная деятельность

Похожие статьи

Задать вопрос