Библиографическое описание:

Сопко Г. И., Пазыркина М. В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 484-486.

По классификации ООН безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, охраны его здоровья и т.д. [7].

Важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 1980-х гг. В число ведущих его показателей входят ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровье человека, его знания и достойный уровень жизни [3].

В ходе формирования личности уже на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных и культурных факторов, в том числе педагогических и иных воздействий (со стороны родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.), могут появиться три основные тенденции: первая - формирование личности склонной к саморазрушению, вторая – формирование чрезмерного стремления к безопасности, третья – проявляется в готовности обеспечить свою личную безопасность.

Личность третьего типа ведет полноценную жизнь, осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупредить и преодолевать опасные ситуации.

Этот тип мотивации формируется под влиянием воспитания, основанного на постоянном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом функция воспитателей заключаются во всемерной поддержке его в моменты, когда усилий ребенка не хватает для преодоления трудностей.

Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности

Системное обеспечение безопасности социума предполагает также формирование культуры безопасности. Его актуальность обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований.

Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области. Если в общем и профессиональном образовании этот вопрос как-то решается, поскольку существует обязательное преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», то в дошкольных учреждениях, по месту жительства, да и во многих производственных, административных, общественных предприятиях и учреждениях эта работа практически не ведется.

В третьих, даже во многих образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уже о формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [2, с.16-19].

Современная жизнь доказывает необходимость повседневного обеспечения безопасности жизнедеятельности и требует обучения сотрудников дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [8, с.380-382; 9, с. 73-76].

В современных условиях перманентной динамики угроз и опасностей для человека в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях образования.

Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков по обеспечению здоровья и безопасности, способности оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно лишь за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания тематических направлений.

При этом детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

  • Безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

  • Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

  • Безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

  • Безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

  • Основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека)

Таким образом, можно отметить, что в современном обществе знание основ безопасности жизнедеятельности – одна из главных задач для формирования активного и защищенного человека, способного оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в конкретных условиях [17].

Одной из важнейших образовательных функций дошкольных образовательных учреждений является социальная. Она включает укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовку к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Естественно, что в рамках преимущественно этой функции и должно происходить обучение и воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях.

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для управления педагогическим процессом, реализации идей развивающего образования, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества [15, с. 3-5].

В письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности и обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. В письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений [6].

В ходе реализации разработанных проектов выявилась большая результативность интегрированных занятий, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач и появляется стремление заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Достигается главное – дети не только хорошо усваивают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях [16].

Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения здоровья.

С этой точки зрения особое значение приобретает взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Учение о здоровом образе жизни является одной из базовых дисциплин области безопасности жизнедеятельности. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья. Задачи здорового образа жизни - формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами безопасности жизнедеятельности как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий негативных воздействий. Здоровый образ жизни, как система является научно обоснованной базой, с помощью которой можно дать оценку потенциальным способностям и реальным возможностям человека противостоять любой из многочисленных окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности. Именно поэтому мы вправе, проявляя заботу о безопасности жизнедеятельности детей, прежде всего, думать о безопасности их здоровья [4; 10; 11, с.98-99].

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Это свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и прежде всего решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ. Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит и дошкольным образовательным учреждениям. Роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог обеспечивает приобщение дошкольника к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности, и на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности прежде всего персонального и индивидуального здоровья [1, с. 445-448; 12, с. 417-420].

Рассматривая современные подходы к решению задач формирования культуры безопасности здоровья у подрастающего поколения можно заключить, что назрела необходимость реализации в дошкольном образовательном учреждении образовательной среды по формированию этой культуры у дошкольников [13, с. 504-508; 14, с. 9-13].


Литература:

  1. Бахтин Ю.К.. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый.- 2012.- № 4 – С. 445-448.

  2. Губанов С.М. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. ВУЗов. – М.: - Изд. Центр «Академия», 2008. С. 16-19.

  3. Жуков D.B. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале»//Социологические исследования. – 1996. - №4.- С.101-112.

  4. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4; URL: www.science-education.ru/104-6648 (дата обращения: 25.07.2012).

  5. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении//Молодой ученый. - 2012, №2. С.286-289.

  6. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 30.08.2005 n 03-1572.

  7. Отчет по человеческому развитию. ООН – Нью-Йорк. Оксфорд, 1994.

  8. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога//Молодой ученый. - 2012. № 3. - С. 380-382.

  9. Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ// Мир науки, культуры, образования. – 2010. № 5. – С. 73-76.

  10. Садретдинова А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников: автореф. Дисс. канд. пед. Наук. – Екатеринбург, 2009.

  11. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий/ А.И. Садретдинова// Успехи современного естествознания. – 2008. - № 8. С.98-99.

  12. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интеграционных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый. – 2012, № 6. С. 417-420.

  13. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников // «Ребенок в современном мире». Материалы ХУП Международной конференции (21-23 апреля 2010 г. С-Петербург).- С-Петербург, 2010.- С. 504-508.

  14. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья//Начальная школа плюс до и после. – 2012, № 7. - С. 9-13.

  15. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования//Наука и школа, 2009. № 1. С. 3-5.

  16. http://festival.1september.ru/articles/504811/

  17. docs.cntd.rudocument/902051121

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, культуры безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности, дошкольном образовательном учреждении, Пазыркина М.В, формированию культуры безопасности, личной безопасности, формирования культуры безопасности, «Основы безопасности жизнедеятельности», безопасности жизнедеятельности детей, обеспечения безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, преподаватели безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности дошкольников, основ безопасности жизнедеятельности, образовательных учреждений, задачами безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, культуре безопасности жизнедеятельности, собственной безопасности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle