Библиографическое описание:

Сопко Г. И., Пазыркина М. В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 484-486.

По классификации ООН безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, охраны его здоровья и т.д. [7].

Важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 1980-х гг. В число ведущих его показателей входят ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровье человека, его знания и достойный уровень жизни [3].

В ходе формирования личности уже на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных и культурных факторов, в том числе педагогических и иных воздействий (со стороны родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.), могут появиться три основные тенденции: первая - формирование личности склонной к саморазрушению, вторая – формирование чрезмерного стремления к безопасности, третья – проявляется в готовности обеспечить свою личную безопасность.

Личность третьего типа ведет полноценную жизнь, осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупредить и преодолевать опасные ситуации.

Этот тип мотивации формируется под влиянием воспитания, основанного на постоянном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом функция воспитателей заключаются во всемерной поддержке его в моменты, когда усилий ребенка не хватает для преодоления трудностей.

Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности

Системное обеспечение безопасности социума предполагает также формирование культуры безопасности. Его актуальность обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований.

Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области. Если в общем и профессиональном образовании этот вопрос как-то решается, поскольку существует обязательное преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», то в дошкольных учреждениях, по месту жительства, да и во многих производственных, административных, общественных предприятиях и учреждениях эта работа практически не ведется.

В третьих, даже во многих образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уже о формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [2, с.16-19].

Современная жизнь доказывает необходимость повседневного обеспечения безопасности жизнедеятельности и требует обучения сотрудников дошкольных образовательных учреждений, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [8, с.380-382; 9, с. 73-76].

В современных условиях перманентной динамики угроз и опасностей для человека в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях образования.

Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков по обеспечению здоровья и безопасности, способности оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно лишь за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания тематических направлений.

При этом детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

  • Безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

  • Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

  • Безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

  • Безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

  • Основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека)

Таким образом, можно отметить, что в современном обществе знание основ безопасности жизнедеятельности – одна из главных задач для формирования активного и защищенного человека, способного оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в конкретных условиях [17].

Одной из важнейших образовательных функций дошкольных образовательных учреждений является социальная. Она включает укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовку к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Естественно, что в рамках преимущественно этой функции и должно происходить обучение и воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях.

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для управления педагогическим процессом, реализации идей развивающего образования, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества [15, с. 3-5].

В письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности и обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. В письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений [6].

В ходе реализации разработанных проектов выявилась большая результативность интегрированных занятий, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач и появляется стремление заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее видах. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Достигается главное – дети не только хорошо усваивают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях [16].

Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения здоровья.

С этой точки зрения особое значение приобретает взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Учение о здоровом образе жизни является одной из базовых дисциплин области безопасности жизнедеятельности. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья. Задачи здорового образа жизни - формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами безопасности жизнедеятельности как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий негативных воздействий. Здоровый образ жизни, как система является научно обоснованной базой, с помощью которой можно дать оценку потенциальным способностям и реальным возможностям человека противостоять любой из многочисленных окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности. Именно поэтому мы вправе, проявляя заботу о безопасности жизнедеятельности детей, прежде всего, думать о безопасности их здоровья [4; 10; 11, с.98-99].

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Это свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и прежде всего решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ. Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит и дошкольным образовательным учреждениям. Роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение детей к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог обеспечивает приобщение дошкольника к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности, и на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности прежде всего персонального и индивидуального здоровья [1, с. 445-448; 12, с. 417-420].

Рассматривая современные подходы к решению задач формирования культуры безопасности здоровья у подрастающего поколения можно заключить, что назрела необходимость реализации в дошкольном образовательном учреждении образовательной среды по формированию этой культуры у дошкольников [13, с. 504-508; 14, с. 9-13].


Литература:

  1. Бахтин Ю.К.. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый.- 2012.- № 4 – С. 445-448.

  2. Губанов С.М. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. ВУЗов. – М.: - Изд. Центр «Академия», 2008. С. 16-19.

  3. Жуков D.B. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале»//Социологические исследования. – 1996. - №4.- С.101-112.

  4. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4; URL: www.science-education.ru/104-6648 (дата обращения: 25.07.2012).

  5. Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении//Молодой ученый. - 2012, №2. С.286-289.

  6. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 30.08.2005 n 03-1572.

  7. Отчет по человеческому развитию. ООН – Нью-Йорк. Оксфорд, 1994.

  8. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога//Молодой ученый. - 2012. № 3. - С. 380-382.

  9. Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ// Мир науки, культуры, образования. – 2010. № 5. – С. 73-76.

  10. Садретдинова А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников: автореф. Дисс. канд. пед. Наук. – Екатеринбург, 2009.

  11. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий/ А.И. Садретдинова// Успехи современного естествознания. – 2008. - № 8. С.98-99.

  12. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интеграционных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый. – 2012, № 6. С. 417-420.

  13. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников // «Ребенок в современном мире». Материалы ХУП Международной конференции (21-23 апреля 2010 г. С-Петербург).- С-Петербург, 2010.- С. 504-508.

  14. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья//Начальная школа плюс до и после. – 2012, № 7. - С. 9-13.

  15. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования//Наука и школа, 2009. № 1. С. 3-5.

  16. http://festival.1september.ru/articles/504811/

  17. docs.cntd.rudocument/902051121

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle