Библиографическое описание:

Кузьмин А. В. Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 358-360.

Многие годы большое внимание уделяется вопросам самосознания, самооценки и идентичности в психологии подросткового и юношеского возраста. И сейчас этот вопрос продолжает интересовать многих. Еще более интересным и немаловажным аспектом данного вопроса является полоролевая идентичность. Проблема полоролевой идентичности весьма значима и для современного российского общества и особенно для молодого поколения.

За последние двадцать лет огромную популярность в среде российской молодежи приобрели различные субкультуры и неформальные группы, которые несут в себе не всегда положительный взгляд не только на окружающий мир, но и на понимание подростками самих себя, осознание собственных чувств, осознание собственного внутреннего мира [1, с. 147]. В этих группах часто формируется не совсем правильное представление о том, каким должен быть мужчина, и какой должна быть женщина. Из этого вытекает еже одна немаловажная проблема: в настоящее время активно разрушаются институты семьи и брака где и должны закладываться основы полоролевой идентичности [2].

В условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Существенным является и то, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда. Значительное число экспериментальных исследований свидетельствует о непосредственном влиянии средств массовой информации на социальное поведение и личность [3]. Насаждается индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями. Изменяется сама форма семьи и семейных отношений, где роли мужчины и женщины уже не имеют четких различий в отличии от традиционной. Обилие неполноценных семей постепенно становится нормой в российском обществе.

Возникает необходимость осмыслить новое в восприятии материнства и отцовства, понять главное: кто и где воспитывает российских детей, а также: как и что воспитывают в российских детях. Хотим мы этого или нет, но следует признать, что "традиционная семья" в представлении российского обывателя - именно модель семьи середины прошлого века стала меняться под воздействием эпохи перемен.

Все происходящее в России - часть общемировых проблем, подчеркнул известный сексолог, доктор философских наук Игорь Семенович Кон [4]. В 70 - е годы весь мир столкнулся с проблемой смертности мужчин и с изменением мужской сущности. Что же происходит: феминизация мужчин или маскулинизация женщин? Мужчины реагируют на это по - разному. Одни принимают изменения и готовы быть с женщиной на равных (это "новые мужчины" и их, к сожалению, меньшинство). Вторые - представители патриархальной, жесткой маскулинности, считают, что с ослаблением мужского начала человечество гибнет. Третьи (самая многочисленная категория мужчин) растеряны и дезориентированы [5].

Если в Советской России были стерты различия между группами, были затушеваны национальные традиции, а характерной особенностью времени была исключительная преданность не идеи семьи и брака, а общей идеи государства и общества, при этом наблюдалась крайняя поляризация гендерных ролей внутри семьи и обществе, то в течении последних десятилетий многие семейные ценности (разделение труда между полами, подчинение жены мужу, и др. ) лишились экономических механизмов их поддержки. Ведь именно необычность, крайность норм, изменения в социально - экономических условиях обуславливают существование модели семьи нового тысячелетия. Эти факторы определили преходящий ее характер и привели к тому, что "традиционная" модель семьи начала переживать относительно глубокий кризис, поскольку многие семейные ценности оказываются без экономических механизмов, которые их поддерживали. Речь идет об обострении социально - экономического неравенства, при котором благополучие семьи не может держаться на одном "кормильце" [6].

Происходят изменения во взглядах на предназначение женщины и сексуальную мораль. Молодое поколение россиян сегодня сталкивается с парадоксальной ситуацией: провозглашенное формальное равенство мужчин и женщин вступило в противоречие с выполнением традиционных гендерных ролей, которые предписывали следовать противоположным и зачастую несовместимым установкам, причем противоречия заключаются как в самих нормах, так и между провозглашенными ценностями и реальностью [7, c. 87 - 99]. Представления о деловитости, настойчивости, конкурентоспособности в реальной жизни применимы и по отношению к женщинам. Однако они рассматриваются зачастую как противоречащие "истинной женственности", которую никто не отменял. Это означает, что и поколение молодых россиянок во многом еще не освободилось от давления прежних норм и стандартов поведения.

В контексте новых нравственных ценностей, обусловленных новыми реалиями жизни, стали возможными произошедшие и происходящие изменения в институте семьи и брака. Многие российские семьи продолжают жить по старым правилам, однако очевидно, что подорвана идея универсальности модели и ее строгой обязательности. Независимость (друг от друга и от общественных норм), личностный рост, развитие внутреннего мира женщины и мужчины превращается постепенно в первоочередные ценности для многих россиян, поскольку свобода личности достижима только путем саморазвития, порой ценой отказа от общепринятой морали, нарушения стандартов и стереотипов в разных сферах жизни.

В центре процесса отрицания общепринятых норм - индивид с его стремлением к самореализации и свободе. Произошла не замена одной модели на другую, а появилась новая норма, впитавшая в себя два элемента. Среди принципиальных изменений наблюдается ослабление социальных ограничений в сфере семейного поведения и расширения рамок индивидуального выбора, а общественные нормы носят менее императивный характер. Это позволяет говорить о "культуре нового индивидуализма, когда свобода от необходимости следования нормам сама превратилась в норму". Конечно, трудны поиски "разумной середины" между советского образца двойным стандартом репрессивного морализма и "извращенной" терпимостью (существует двойственное отношение к гражданскому браку и др.). Новая система приоритетов в семейных ценностях более адекватно отвечает изменившимся социально - демографическим условиям. Традиционная семья, базировавшаяся на ограничении свободы индивида, в особенности женщин, постепенно перестает быть однозначной моделью для подражания [8]. Однако, трудно утверждать, что для большинства россиян семья - это гибкие роли партнеров и подлинная близость, открытость в отношениях, извлечение позитивного опыта из конфликтов, самовыражение, внимание к окружающим и забота о них, сочувствие, стремление ощущать себя связанным с родными.

Что могут сделать миллионы женщин из тех, которых принято называть "простым народом", сегодня для гармонизации жизни? Как воспитывать мальчиков, чтобы подготовить их к быстро меняющимся ситуациям жизни? "Выравнивание" отношений между полами потому и сложно, что оно требует глубинных перемен в сознании. Отношения, которые сложились между мужчинами и женщинами, поддерживаются такой властью, которая зиждется на устоявшихся представлениях и гендерных стереотипах. Необходимо внедряться в те пласты убеждений, взглядов, идей, посылок, с помощью которых эти отношения власти поддерживаются и возрождаются круг за кругом. Это чрезвычайно трудно, потому что отношения власти, в том числе и взаимоотношения между полами, имеют длительную историю, во-первых. А во-вторых, эти основные посылки (идеи) стали своего рода ценностями, т. Е. Нравственными критериями в сложившейся культуре. Да, изменение ценностей - сложнейшая задача, однако - это не причина для оправдания бездействия, чтобы эти ценности оставались прежними.

Прежде всего, следует разобраться с собой и понять для себя: что такое "традиционная женственность"? Что мы подразумеваем под "традиционной женственностью"? Что значит быть женщиной? Что значить быть мужчиной? Как воспитывать мужчину?

Многие ли из нас задумываются над этими вопросами в тиши от дневных обыденных забот, включающих как "добычу хлеба насущного", так и налаживание каждодневного семейного быта с "крепким" и без такого "хозяина"? А есть ли они "крепкие" хозяева? И, что это значит: "крепкий" хозяин?

Стереотип мужской доминирующей роли, которая проявляется в семье и обществе, постоянно навязывается и репродуцируется всюду: дома, в яслях, саду, в школе, в институте, на экране, в литературе, СМИ. Мальчикам часто говорят: "не раскисай", "не хнычь", "будь мужчиной", "будь хладнокровен". Это традиционные призывы традиционной системы воспитания с самого малого возраста преследуют мальчика. Юношей недвусмысленно призывают доминировать в спорте и в сексе.

В российской культуре, как иногда и в западных, все еще существует четкое разделение представлений о том, что такое "мужественность", и что к ней не относится. Мальчикам предписывается делать то, что в обществе считается типичным для мальчиков, и таким образом определять себя мужчинами. (стать мужчиной по образу и подобию этих типичных представлений). Этот общественный идеал служит мерилом того, можно ли считать мужчину мужчиной. Быть мужчиной - значит быть чем - то другим, а не женщиной. Мужчина сравнивает себя с себе подобными (т. Е. Другими мужчинами), используются критерии - отличия от противоположного пола [9]. Существуют, таким образом, ценности принятые обществом, которые мужчины признают принадлежащими им и характерными для мужского пола.

Общественный идеал мужчины и мужественности переменчив: в разные времена существуют различные "правильные" модели мужчины и мужественности. Образы - модели патриархального кормильца семьи, мягкого мужчины или сочетание двух этих моделей бытуют в обществе.

Многие считают, что проблемы при воспитании мальчиков создаются тем обстоятельством, что им преимущественно занимаются женщины. Особенно выделяют проблемы воспитания мальчиков, живущих только с матерью. Также ребенка в детском саду и в школе окружают в основном женщины. Если бы в садах и школах было больше мужчин, то и отцы бы активнее участвовали в их деятельности. Сегодня в России детские сады - почти безраздельная сфера господства женщин. (Излишне напоминать, что заработная плата в этой сфере скорее символическая, чем рассчитанная на выживание).

Основные женские и мужские ценности остаются консервативными. От мужчины по-прежнему ждут, чтобы он был сильным, смелым и кормильцем семьи. Хотя в более развитых странах это уже не главное. Модель "настоящего мужчины" (ковбой с кольтом) не подходит для цивилизованного общества. Женщины теперь требуют, чтобы мужчина был чутким, понимающим, эмоционально отзывчивым (а это уже феминистические качества). Поэтому современным мужчинам приходится развиваться в двух направлениях.

В душе у каждого мальчишки самой природой заложена огромная тяга к мужскому общению с взрослым мужчиной - и не важно, кто именно это будет, старший брат, дедушка, отец, спортивный тренер или дворовый авторитет. Ни одна женщина не способна удовлетворить эту тягу к мужскому общению. И если мужское общение по каким - либо причинам не сложилось, мальчик не сумел заполучить необходимую ему долю мужского общения и мужского воспитания, он либо вовсе лишается мужского воспитания и природной тяги к самостоятельности под постоянным покровительством матери, либо подпадает под криминальное влияние улицы и получает мужское воспитание в самой жесткой и извращенной форме.


Литература:

  1. Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков, как действенных фактор их самооценки // Мир психологии, 1999, №3. С. 147 - 155

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Клёцина И. С. Гендерная социализации. Учебное пособие. СПб., Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998

  4. Кон И. И. Подростковая психология на пороге XXI века. М., 2001.

  5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // «Идентичность» хрестоматия сост. Л. Б. Шнейдер МГУ 2003.

  6. Н. А. Шведова \"Революции, как и дома, начинают строить снизу (мать и сын: гендерный взгляд)\" //Open Women Line. Библио - Центр. 2001. URL:http: //www.owl. ru/win/books/policy/son. Htm (дата обращения: 25. 09. 2012).

  7. Брандт Г. А. Природа женщины // Екатеринбург: Гуманитарный университет, - 2000, С. 87 - 99.

  8. Антонов А. И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.

  9. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии 1985, №3. С. 84

Основные термины (генерируются автоматически): становления гендерной идентичности, предпосылки становления гендерной, гендерной идентичности девушек, психофизиологические предпосылки становления, полоролевой идентичности, Социально-психологический аспект, аспект особенностей типологии, Социально-психологический аспект особенностей, особенностей типологии старения, становления полоролевой идентичности, модель семьи, гендерных ролей, Похожая статья, семейные ценности, Проблема полоролевой идентичности, мужского воспитания, основы полоролевой идентичности, мужскому общению, экономических механизмов, внутреннего мира.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle