Библиографическое описание:

Кузьмин А. В. Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 358-360.

Многие годы большое внимание уделяется вопросам самосознания, самооценки и идентичности в психологии подросткового и юношеского возраста. И сейчас этот вопрос продолжает интересовать многих. Еще более интересным и немаловажным аспектом данного вопроса является полоролевая идентичность. Проблема полоролевой идентичности весьма значима и для современного российского общества и особенно для молодого поколения.

За последние двадцать лет огромную популярность в среде российской молодежи приобрели различные субкультуры и неформальные группы, которые несут в себе не всегда положительный взгляд не только на окружающий мир, но и на понимание подростками самих себя, осознание собственных чувств, осознание собственного внутреннего мира [1, с. 147]. В этих группах часто формируется не совсем правильное представление о том, каким должен быть мужчина, и какой должна быть женщина. Из этого вытекает еже одна немаловажная проблема: в настоящее время активно разрушаются институты семьи и брака где и должны закладываться основы полоролевой идентичности [2].

В условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Существенным является и то, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда. Значительное число экспериментальных исследований свидетельствует о непосредственном влиянии средств массовой информации на социальное поведение и личность [3]. Насаждается индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями. Изменяется сама форма семьи и семейных отношений, где роли мужчины и женщины уже не имеют четких различий в отличии от традиционной. Обилие неполноценных семей постепенно становится нормой в российском обществе.

Возникает необходимость осмыслить новое в восприятии материнства и отцовства, понять главное: кто и где воспитывает российских детей, а также: как и что воспитывают в российских детях. Хотим мы этого или нет, но следует признать, что "традиционная семья" в представлении российского обывателя - именно модель семьи середины прошлого века стала меняться под воздействием эпохи перемен.

Все происходящее в России - часть общемировых проблем, подчеркнул известный сексолог, доктор философских наук Игорь Семенович Кон [4]. В 70 - е годы весь мир столкнулся с проблемой смертности мужчин и с изменением мужской сущности. Что же происходит: феминизация мужчин или маскулинизация женщин? Мужчины реагируют на это по - разному. Одни принимают изменения и готовы быть с женщиной на равных (это "новые мужчины" и их, к сожалению, меньшинство). Вторые - представители патриархальной, жесткой маскулинности, считают, что с ослаблением мужского начала человечество гибнет. Третьи (самая многочисленная категория мужчин) растеряны и дезориентированы [5].

Если в Советской России были стерты различия между группами, были затушеваны национальные традиции, а характерной особенностью времени была исключительная преданность не идеи семьи и брака, а общей идеи государства и общества, при этом наблюдалась крайняя поляризация гендерных ролей внутри семьи и обществе, то в течении последних десятилетий многие семейные ценности (разделение труда между полами, подчинение жены мужу, и др. ) лишились экономических механизмов их поддержки. Ведь именно необычность, крайность норм, изменения в социально - экономических условиях обуславливают существование модели семьи нового тысячелетия. Эти факторы определили преходящий ее характер и привели к тому, что "традиционная" модель семьи начала переживать относительно глубокий кризис, поскольку многие семейные ценности оказываются без экономических механизмов, которые их поддерживали. Речь идет об обострении социально - экономического неравенства, при котором благополучие семьи не может держаться на одном "кормильце" [6].

Происходят изменения во взглядах на предназначение женщины и сексуальную мораль. Молодое поколение россиян сегодня сталкивается с парадоксальной ситуацией: провозглашенное формальное равенство мужчин и женщин вступило в противоречие с выполнением традиционных гендерных ролей, которые предписывали следовать противоположным и зачастую несовместимым установкам, причем противоречия заключаются как в самих нормах, так и между провозглашенными ценностями и реальностью [7, c. 87 - 99]. Представления о деловитости, настойчивости, конкурентоспособности в реальной жизни применимы и по отношению к женщинам. Однако они рассматриваются зачастую как противоречащие "истинной женственности", которую никто не отменял. Это означает, что и поколение молодых россиянок во многом еще не освободилось от давления прежних норм и стандартов поведения.

В контексте новых нравственных ценностей, обусловленных новыми реалиями жизни, стали возможными произошедшие и происходящие изменения в институте семьи и брака. Многие российские семьи продолжают жить по старым правилам, однако очевидно, что подорвана идея универсальности модели и ее строгой обязательности. Независимость (друг от друга и от общественных норм), личностный рост, развитие внутреннего мира женщины и мужчины превращается постепенно в первоочередные ценности для многих россиян, поскольку свобода личности достижима только путем саморазвития, порой ценой отказа от общепринятой морали, нарушения стандартов и стереотипов в разных сферах жизни.

В центре процесса отрицания общепринятых норм - индивид с его стремлением к самореализации и свободе. Произошла не замена одной модели на другую, а появилась новая норма, впитавшая в себя два элемента. Среди принципиальных изменений наблюдается ослабление социальных ограничений в сфере семейного поведения и расширения рамок индивидуального выбора, а общественные нормы носят менее императивный характер. Это позволяет говорить о "культуре нового индивидуализма, когда свобода от необходимости следования нормам сама превратилась в норму". Конечно, трудны поиски "разумной середины" между советского образца двойным стандартом репрессивного морализма и "извращенной" терпимостью (существует двойственное отношение к гражданскому браку и др.). Новая система приоритетов в семейных ценностях более адекватно отвечает изменившимся социально - демографическим условиям. Традиционная семья, базировавшаяся на ограничении свободы индивида, в особенности женщин, постепенно перестает быть однозначной моделью для подражания [8]. Однако, трудно утверждать, что для большинства россиян семья - это гибкие роли партнеров и подлинная близость, открытость в отношениях, извлечение позитивного опыта из конфликтов, самовыражение, внимание к окружающим и забота о них, сочувствие, стремление ощущать себя связанным с родными.

Что могут сделать миллионы женщин из тех, которых принято называть "простым народом", сегодня для гармонизации жизни? Как воспитывать мальчиков, чтобы подготовить их к быстро меняющимся ситуациям жизни? "Выравнивание" отношений между полами потому и сложно, что оно требует глубинных перемен в сознании. Отношения, которые сложились между мужчинами и женщинами, поддерживаются такой властью, которая зиждется на устоявшихся представлениях и гендерных стереотипах. Необходимо внедряться в те пласты убеждений, взглядов, идей, посылок, с помощью которых эти отношения власти поддерживаются и возрождаются круг за кругом. Это чрезвычайно трудно, потому что отношения власти, в том числе и взаимоотношения между полами, имеют длительную историю, во-первых. А во-вторых, эти основные посылки (идеи) стали своего рода ценностями, т. Е. Нравственными критериями в сложившейся культуре. Да, изменение ценностей - сложнейшая задача, однако - это не причина для оправдания бездействия, чтобы эти ценности оставались прежними.

Прежде всего, следует разобраться с собой и понять для себя: что такое "традиционная женственность"? Что мы подразумеваем под "традиционной женственностью"? Что значит быть женщиной? Что значить быть мужчиной? Как воспитывать мужчину?

Многие ли из нас задумываются над этими вопросами в тиши от дневных обыденных забот, включающих как "добычу хлеба насущного", так и налаживание каждодневного семейного быта с "крепким" и без такого "хозяина"? А есть ли они "крепкие" хозяева? И, что это значит: "крепкий" хозяин?

Стереотип мужской доминирующей роли, которая проявляется в семье и обществе, постоянно навязывается и репродуцируется всюду: дома, в яслях, саду, в школе, в институте, на экране, в литературе, СМИ. Мальчикам часто говорят: "не раскисай", "не хнычь", "будь мужчиной", "будь хладнокровен". Это традиционные призывы традиционной системы воспитания с самого малого возраста преследуют мальчика. Юношей недвусмысленно призывают доминировать в спорте и в сексе.

В российской культуре, как иногда и в западных, все еще существует четкое разделение представлений о том, что такое "мужественность", и что к ней не относится. Мальчикам предписывается делать то, что в обществе считается типичным для мальчиков, и таким образом определять себя мужчинами. (стать мужчиной по образу и подобию этих типичных представлений). Этот общественный идеал служит мерилом того, можно ли считать мужчину мужчиной. Быть мужчиной - значит быть чем - то другим, а не женщиной. Мужчина сравнивает себя с себе подобными (т. Е. Другими мужчинами), используются критерии - отличия от противоположного пола [9]. Существуют, таким образом, ценности принятые обществом, которые мужчины признают принадлежащими им и характерными для мужского пола.

Общественный идеал мужчины и мужественности переменчив: в разные времена существуют различные "правильные" модели мужчины и мужественности. Образы - модели патриархального кормильца семьи, мягкого мужчины или сочетание двух этих моделей бытуют в обществе.

Многие считают, что проблемы при воспитании мальчиков создаются тем обстоятельством, что им преимущественно занимаются женщины. Особенно выделяют проблемы воспитания мальчиков, живущих только с матерью. Также ребенка в детском саду и в школе окружают в основном женщины. Если бы в садах и школах было больше мужчин, то и отцы бы активнее участвовали в их деятельности. Сегодня в России детские сады - почти безраздельная сфера господства женщин. (Излишне напоминать, что заработная плата в этой сфере скорее символическая, чем рассчитанная на выживание).

Основные женские и мужские ценности остаются консервативными. От мужчины по-прежнему ждут, чтобы он был сильным, смелым и кормильцем семьи. Хотя в более развитых странах это уже не главное. Модель "настоящего мужчины" (ковбой с кольтом) не подходит для цивилизованного общества. Женщины теперь требуют, чтобы мужчина был чутким, понимающим, эмоционально отзывчивым (а это уже феминистические качества). Поэтому современным мужчинам приходится развиваться в двух направлениях.

В душе у каждого мальчишки самой природой заложена огромная тяга к мужскому общению с взрослым мужчиной - и не важно, кто именно это будет, старший брат, дедушка, отец, спортивный тренер или дворовый авторитет. Ни одна женщина не способна удовлетворить эту тягу к мужскому общению. И если мужское общение по каким - либо причинам не сложилось, мальчик не сумел заполучить необходимую ему долю мужского общения и мужского воспитания, он либо вовсе лишается мужского воспитания и природной тяги к самостоятельности под постоянным покровительством матери, либо подпадает под криминальное влияние улицы и получает мужское воспитание в самой жесткой и извращенной форме.


Литература:

  1. Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков, как действенных фактор их самооценки // Мир психологии, 1999, №3. С. 147 - 155

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Клёцина И. С. Гендерная социализации. Учебное пособие. СПб., Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998

  4. Кон И. И. Подростковая психология на пороге XXI века. М., 2001.

  5. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // «Идентичность» хрестоматия сост. Л. Б. Шнейдер МГУ 2003.

  6. Н. А. Шведова \"Революции, как и дома, начинают строить снизу (мать и сын: гендерный взгляд)\" //Open Women Line. Библио - Центр. 2001. URL:http: //www.owl. ru/win/books/policy/son. Htm (дата обращения: 25. 09. 2012).

  7. Брандт Г. А. Природа женщины // Екатеринбург: Гуманитарный университет, - 2000, С. 87 - 99.

  8. Антонов А. И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.

  9. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии 1985, №3. С. 84

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle