Исследование распределения и динамики внутренних процессов функционирования системы кондиционирования воздуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловьев, М. А. Исследование распределения и динамики внутренних процессов функционирования системы кондиционирования воздуха / М. А. Соловьев, Н. К. Полуянович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5687/ (дата обращения: 20.04.2024).

В работе рассматривается применение численных методов моделирования движение воздуха в салоне автомобиля, учитывающая влияние тепла и предложена модель. Разработан алгоритм решения уравнений модели. Проведен аэродинамический расчет параметров микроклимата в салоне автомобиля.

Ключевые слова: численные методы, уравнения Новье – Стокса, моделирование, приточно-вытяжная вентиляция, тепловой баланс.


Введение. Салон автомобиля представляет собой сложную конструктивную систему с многообразием составляющих ее элементов ограждающих конструкций и энергетического оборудования, в которых протекают различные физические процессы поглощения, превращения и переноса теплоты. На это распределение влияют внешние факторы, такие как температура наружного воздуха (), его влажность (), а так же скорость движения воздуха (). Назначением традиционных систем отопления вентиляции в автомобиле является создание комфортных условий для водителя и пассажиров, но эти системы с такой задачей не справляются. Таким образом, разрабатываемая система кондиционирования воздуха (СКВ) предназначена для автоматического поддержания микроклимата, обеспечивая совместную работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования за счет электронного блока управления.

Анализ задачи кондиционирования воздуха. В основе применения СКВ в салоне автомобиля лежит последовательное решение следующих задач [2]:

  1. Анализ естественного режима сохранения необходимых параметров микроклимата;

  2. Выявление условий и обоснование необходимости пере­хода к СКВ, синтез структуры СКВ (рис.1), где НВ – наружный воздух; К –кондиционер; АУ – агрегат ути­лизации тепла; СА– салон автомобиля; b(b) – нагнетатель; b(q) теплообменник; РВ – ре­циркуляционный воздух; УВ – удаляемый воздух;


Рис. 1. Структура системы кондиционирования воздуха


  1. Анализ искусственного (активного или прину­дительного) режима поддержания необходимых параметров микроклимата при использовании специальных средств.

Решение задач связано с исследованием функциональ­ных воздействий на обрабатываемый воздух. Математическая модель движения воздуха и алгоритм для ее численного решения, позволяют создавать наилучшую систему воздухообмена.

Используемые уравнения. Для моделирования движения воздуха используем уравнение Навье – Стокса [3]:

где – вектор скоростей; P – давление; t – время; – молярная вязкость; – турбулентная вязкость; – плотность воздуха; – ускорение свободного падения; – коэффициент объемного расширения воздуха.

Введем дополнительное уравнение, описывающее распространение тепла:

где T – температура; – теплопроводность; с – коэффициент температуропроводности.

Рассмотрим эти уравнения для трехмерного пространства:

  • уравнение Навье-Стокса

  • уравнение неразрывности

  • уравнение теплопроводности

  • уравнение теплопроводности для стен салона

Расчет конвективного теп­лообмена может быть выполнен на основе решения уравнений сохранения количества движения (уравнения Навье–Стокса), энергии и массы [3]:

где t – время; – скорость движения воздуха; р – плотность воздуха; – температура воздуха; л. – теплопроводность воздуха; П, д – тензор плотно­сти потока импульса, равный для вязкой сжимаемой жидкости ; здесь – единичный тензор; – плотность воздуха; –«вязкий» тензор; индексы i и к пробегают значения 1, 2, 3, соответствующие компонентам векторов и тензоров, по осям х, у и z.

Аэродинамический расчет параметров микроклимата. Изменение распределения температуры в салоне происходит за счет поглощения элементами автомобиля тепловой энергии солнца и тепловой энергии силового агрегата [4]. На это распределение влияют внешние факторы, такие как температура наружного воздуха (), его влажность (), а так же скорость движения воздуха (). Назначением традиционных систем отопления вентиляции в автомобиле при высокой наружной температуре является создание комфортных условий для водителя и пассажиров, но эти системы с такой задачей не справляются. Обобщающим показателем, количественно характеризующим совместное действие на организм водителя параметров микроклимата, является результирующая температура:

где – температура наружного воздуха, º влажность наружного воздуха, %; – время нагрева, мин; – скорость ветра, м/с.

При движении воздух "сталкивается" с различными элементами системы вентиляции, которые препятствуют движению воздуха. Местные сопротивления, которые характеризуются соответствующим коэффициентом местного сопротивления (потеря давления).

Для проведения аэродинамического расчёта все эти параметры "связываются" формулой:

где: – плотность рабочего тела; – скорость движения рабочего тела; – коэффициент местного сопротивления; – потеря давления.

Таким образом, задача проведения аэродинамического расчёта заключается в определении суммарной величины потери давления на всех элементах.

Задачи оборудования системы вентиляции автомобиля: забрать свежий воздух с улицы; очистить воздух от пыли и пуха; подогреть воздух (в зимний период года); понизить уровень звукового давления; распределить подготовленный воздух по помещениям; равномерно раздать подготовленный свежий воздух по каждому помещению; собрать отработанный воздух по каждому помещению; собрать отработанный воздух со всех помещений; удалить отработанный воздух на улицу.

Аэродинамическое сопротивление приемных и смесительных блоков определяется как:

где, – коэффициент, принимаемый для воздухозаборных секций а для смесительных – плотность воздуха; – площадь фронтального сечения, .

Целью аэродинамического расчета является определение потерь напора (сопротивления) системы воздухораспределения и сопоставление этих потерь со свободным давлением вентилятора, определяемым заданием. Расчет считается выполненным правильно, если обеспечивается условие:

Расчётное давление (потери напора) определяются по формуле:

где, – потери напора на трение отдельных участков; – потери напора на местные сопротивления отдельных участков; 1,1 – коэффициент запаса на непредвиденные сопротивления.

Для выполнения расчета предварительно составляют схему и разбивают ее на отдельные участки рис.2, в пределах которых расход воздуха, размер воздуховодов и скорость движения воздуха постоянны. Расчетная схема составляется для наиболее протяженной ветви сети воздуховодов. Расчет начинают с наиболее удаленного участка.

Потери напора на трение для каждого участка рассчитываются по выражению (12), данные представлены на диаграмме рис.3: где, – коэффициент сопротивления трению для отдельного участка; – длина отдельного участка; – диаметр круглого воздуховода; – плотность воздуха; – скорость движения воздуха на отдельном участке.


Рис. 2. Схема участков распределения воздуха

Определим коэффициенты сопротивления трению (14), результаты расчетов и представлены на диаграмме (рис.3):

где, – определяющий размер воздуховода; – число Рейнольдса для определённого участка воздуховода.

Число Рейнольдса для каждого участка (15), результаты расчетов представлены на диаграмме (рис.3):

Потери напора на местные сопротивления (16) на отдельных участках (рис 3):

Рис. 3. Аэродинамический расчет параметров микроклимата


Заключение:

  • показано применение численных методов для моделирования режимов кондиционирования в салоне автомобиля;

  • рассчитаны зависимости потери напора на трение для каждого участка, протяженной ветви сети воздуховодов;

  • определены коэффициенты сопротивления трения и суммарные потери на трение всего воздуховода и местные сопротивления на отдельных участках.


Литература:

  1. Числительные методы и параллельные вычисления для задач механики, газа и плазмы: Учеб. Пособие/Э.Ф. Балаев, и др.; ИГЭУ – Иваново, 2003.

  2. Золотарев Ю.Н. Логическое и оптимизационное моделирование для синтеза технологии с кондиционированием воздуха. Диссертация доктора технических наук: 05.13.18.–М.: РГБ 2005

  3. Табунщиков Ю.А., Бродач М.М. Математическое моделирование и оптимизация тепловой эффективности зданий.–М.:АВОК-ПРЕСС, 2002.–194с.: ил.

  4. Басыров Р.Р., Фасхиев Х.А Систематизация внешних и внутренних факторов, влияющих на комфортность в салоне автомобиля // Современные тенденции развития автомобилестроения в России: Сборник материалов 3–ей Всероссийской научно-технической конференции (1–я с международным участием).– Тольятти: ТГУ, 2004. – С. 222–25.

  5. Отопление, вентиляция и кондиционирование. СНиП 2.04.05–91*. / Госстрой России.– М.: ГУП ЦПП, 2002.–74с.

Основные термины (генерируются автоматически): потеря напора, салон автомобиля, наружный воздух, плотность воздуха, скорость движения воздуха, аэродинамический расчет, аэродинамический расчет параметров микроклимата, отдельный участок, отработанный воздух, участок.


Ключевые слова

моделирование, Численные методы, уравнения Новье – Стокса, приточно-вытяжная вентиляция, тепловой баланс., тепловой баланс

Похожие статьи

О методах определения потери и подсосов воздуха...

При этом относительные непроизводительные потери (отношение суммы потерь или подсосов воздуха на участке к количеству транспортируемого воздуха) пропорциональны сечению воздуховода (квадратичная зависимость), откуда следует...

Анализ эффективности естественного воздухообмена...

Тепловой напор создается при разности плотностей наружного и внутреннего воздуха [7].

Методы аэродинамических испытаний» и СНиП 3.05.01–85 «Внутренние санитарно- технические системы».

Влияние работы систем естественной вентиляции на...

Скорость движения воздуха, м/с. Относительная влажность

Немаловажным является тот факт, что вентиляторы не рассчитаны на постоянную работу, а в период их бездействия они ухудшают удаление воздуха из-за большого аэродинамического сопротивления.

Методика расчета теплопотерь для помещений | Статья в журнале...

плотность воздуха на наружной поверхности, которая определяется по формуле

скорость ветра в январе, - аэродинамические коэффициенты, 0.8 и -0.6 соответственно. k — коэффициент учета изменений давлений ветра, 0.58.

Расчет средней плотности воздуха в стволах при...

Исследовав процесс изменения параметров воздуха при движении его по стволам, теоретическим путем были получены коэффициенты

где Pа – атмосферное давление, мм рт. ст.; tа – температура наружного воздуха, 0C; R1, R3, R2 – аэродинамическое сопротивление...

Рекомендуемые скорости движения воздуха ввоздуховодах...

Основные термины (генерируются автоматически): скорость движения воздуха, температура воздуха, естественная вентиляция, замер параметров, вытяжной воздух, этаж, канал

Влияние работы систем естественной вентиляции на микроклимат помещений в жилых зданиях.

Определение загрязненности воздуха г. Комсомольска-на-Амуре...

Создание буклета «Чистый воздух нужен всем». В автомобилях имеется несколько источников токсичных веществ, основными из которых являются: отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения.

Эффективное осушение воздуха помещений бассейнов

‒ запотевание окон помещения; аллергические раздражения и нездоровый микроклимат

Характерные точки: 1-параметры воздуха на входе в осушитель воздуха; 2- параметры воздуха на выходе из испарителя; 3- параметры воздуха после конденсатора; Qисп...

Разработка алгоритма расчета аэродинамических сил...

Мощность ветрового потока пропорциональна плотности воздуха, площади поперечного сечения потока и скорости ветра в третьей степени.

Рис. 1. Геометрические параметры ротора Савониуса. Для аэродинамического расчёта должны быть заданы [5]

Похожие статьи

О методах определения потери и подсосов воздуха...

При этом относительные непроизводительные потери (отношение суммы потерь или подсосов воздуха на участке к количеству транспортируемого воздуха) пропорциональны сечению воздуховода (квадратичная зависимость), откуда следует...

Анализ эффективности естественного воздухообмена...

Тепловой напор создается при разности плотностей наружного и внутреннего воздуха [7].

Методы аэродинамических испытаний» и СНиП 3.05.01–85 «Внутренние санитарно- технические системы».

Влияние работы систем естественной вентиляции на...

Скорость движения воздуха, м/с. Относительная влажность

Немаловажным является тот факт, что вентиляторы не рассчитаны на постоянную работу, а в период их бездействия они ухудшают удаление воздуха из-за большого аэродинамического сопротивления.

Методика расчета теплопотерь для помещений | Статья в журнале...

плотность воздуха на наружной поверхности, которая определяется по формуле

скорость ветра в январе, - аэродинамические коэффициенты, 0.8 и -0.6 соответственно. k — коэффициент учета изменений давлений ветра, 0.58.

Расчет средней плотности воздуха в стволах при...

Исследовав процесс изменения параметров воздуха при движении его по стволам, теоретическим путем были получены коэффициенты

где Pа – атмосферное давление, мм рт. ст.; tа – температура наружного воздуха, 0C; R1, R3, R2 – аэродинамическое сопротивление...

Рекомендуемые скорости движения воздуха ввоздуховодах...

Основные термины (генерируются автоматически): скорость движения воздуха, температура воздуха, естественная вентиляция, замер параметров, вытяжной воздух, этаж, канал

Влияние работы систем естественной вентиляции на микроклимат помещений в жилых зданиях.

Определение загрязненности воздуха г. Комсомольска-на-Амуре...

Создание буклета «Чистый воздух нужен всем». В автомобилях имеется несколько источников токсичных веществ, основными из которых являются: отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения.

Эффективное осушение воздуха помещений бассейнов

‒ запотевание окон помещения; аллергические раздражения и нездоровый микроклимат

Характерные точки: 1-параметры воздуха на входе в осушитель воздуха; 2- параметры воздуха на выходе из испарителя; 3- параметры воздуха после конденсатора; Qисп...

Разработка алгоритма расчета аэродинамических сил...

Мощность ветрового потока пропорциональна плотности воздуха, площади поперечного сечения потока и скорости ветра в третьей степени.

Рис. 1. Геометрические параметры ротора Савониуса. Для аэродинамического расчёта должны быть заданы [5]

Задать вопрос