Библиографическое описание:

Хлебодарова О. Б. Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 363-365.

Личность в течение всех этапов своего развития, формирования и становления постоянно оценивает окружающий мир, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Специфика человеческого бытия, в первую очередь, состоит в ценностном отношении к миру.

Абсолютная, самая высшая ценность – это сам человек, его жизнь.

Принятое в философии понятие «ценность» характеризуется социально-историческим значением для общества и несет личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-человеческой деятельности, общественные отношения. Критерии оценки тех или иных явлений в качестве ценности носят конкретно-исторический характер. Ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей [4] .

Ценности высшего порядка формируются, как правило, очень надолго или навсегда, и изменяются только под влиянием очень тяжелых экстремальных воздействий. Большой интерес представляют также ценности низшего порядка, ценность становится ценностью тогда, когда индивидуум обращает на феномен свое внимание, именно они формируют значительную часть разнообразия ценностей личности, как таковых. Так, в данной иерархии можно сформулировать еще одну закономерность, а именно: чем выше порядок ценностей, тем меньше ценностей данного порядка может существовать. Это можно объяснить, прежде всего, необходимостью выживания и адаптации, ибо если бы у человека все ценности были ценностями высших порядков, то он должен был бы или постоянно жертвовать жизнью, или принимать невыгодные для себя решения, что с точки зрения социальной адаптации, конечно, недопустимо.

Таким, образом, естественная иерархия ценностей базируется на представлении о том, что чем сильнее воздействие, под влиянием которого индивидуум способен отказаться от данного запрета, тем выше порядок ценностей. Ценности в процессе жизни меняют свой порядок, постоянно мигрируя. Чем выше порядок ценности, тем ниже ее возможность к изменению порядка (подвижность), но количество ценностей низкого порядка всегда больше, чем ценностей высокого порядка.

Ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей) и духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др. При этом материальные ценности (их иногда называют благами) удовлетворяют телесное бытие человека, а духовные, делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, мы акцентируем внимание на психических ценностях, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек стремится и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями.

Именно здесь мы можем говорить о вчувствовании к своему внутреннему миру, участию в своей жизни, о эмпатии не только к окружающим. Зная себя, я знаю других

Эмпатия – это нечто гораздо большее, чем сопереживание, ее богатство или бедность зависит от того, что лежит в ее основании [7].

Эмпатия - (греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопередивания. Термин Э.введен Э.Титченером, который обобщил в нем близкие по содержанию идеи о симпатии, а также положения концепции вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Различается эмоциональная Э., основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека ; когнитивная Э., базирующаяся на интеллектуальных процессах(сравнение, аналогия и т. п.), и продиктивная Э, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях. Как особые формы Э.выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним, и сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого. Важной характеристикой Э., отличающей ее от других видов понимания, является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом прошлого опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов, а также у высокотревожных индивидов. В концепции западной психологии Э. трактуется в основном как пассивно-созерцательное отношение к состояниям и переживаниям другого человека, без активного вмешательства с целью оказания действенной помощи. Между тем в системе межличностных отношений, характерных для развитого коллектива, формируется активное вмешательство субъекта. Э. в сложившуюся ситуацию с ц елью устранения фрустрации других членов коллектива [4 стр.409].

В структуре эмпатии выделено три уровня:


Согласно этой концепции, предложенной О.П.Санниковой личность рассматривается как макросистема, состоящая из разноуровневых подсистем, каждая из которых включает взаимосвязанный комплекс свойств отражающих 1/ формально-динамические; 2/ содержательно-личностные; 3/ социально-императивные (или нормативные) характеристики. К первому относится совокупность всех свойств, отражающих динамику протекания психических явлений и индивидуальные свойства конституционального характера. Второй включает в себя собственно личностные качества (понятие личности в узком смысле), характеризующие направленность, потребностно-мотивационную сферу и т.п. Третий уровень условно назван автором социально-императивным (от латинского «повелительный, настоятельно требующий, безусловный»). Если, как отмечает исследователь, два первых уровня созвучны представлениям о двухаспектности психики (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот класс характеристик, который отражает имеющиеся у личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п. Этот уровень жестко контролируется сознанием.

По мнению А.А. Меграбяна, эмпатия включает в себя три компонента:

Эмпатия в целом рассматривается как двухмерное образование:

Е.А. Климов включает эмпатию в когнитивные и эмоционально-волевые процессы в разных сферах психического отражения и регулирования. В сфере психического отражения когнитивный компонент эмпатии, по мнению автора, реализуется через интроекцию и проекцию субъекта с объектом эмпатии. В сфере психического регулирования - эмоциональный компонент эмпатии, который реализуется через процессы привлекательности (аттракции) индивидов в их взаимодействии (интеракции). Е.К. Климов говорит, что сопереживание имеет эмоциональное начало, а вот в сочувствии преобладает когнитивный компонент; субъект центрирован на объекте эмпатии и активно отражает его состояние, при этом эмоции могут овладеть субъектом, но ситуация остается для него личностно незначимой.

В.В. Бойко в структуре эмпатии кроме аффективно-когнитивной сферы выделяет еще и интуитивный канал, который свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании [2]. .

Таким образом, в структуре эмпатии выделяется еще один компонент - действенный (или поведенческий).

Действенная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических актов, которые базируются на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. И.М. Юсупов исключает присутствие этого компонента в структуре эмпатии, считая ее в основном, пассивно-наблюдательным сопереживанием или сочувствием без активного вмешательства в виде действенной помощи, которую, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях - действенной групповой эмоциональной идентификацией [5].

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что в основе помогающего поведения (т.е. действенной эмпатии) лежит готовность субъекта к оказанию помощи. Такая готовность, являясь комплексным образованием, требует от него наличия определенных психологических ресурсов: когнитивных (включающих анализ ситуации бедственного положения другого человека, осознание себя субъектом помощи, принятие решения), поведенческих способностей и возможностей) и мотивации помощи. Понятие мотивации помощи употребляется исследователем в узкооперационном смысле и подчеркивается аффективный компонент феномена готовности к помощи как состояния мотивационно-аффективной сферы личности.

А.П. Гладштейн выделил условия эмпатического взаимодействия:

  1. Осознание. Эмпатия, прощупывание и различные формы вызова, в основе которых восприятие опыта, чувств, поступков человека и собственный опыт, чувства и поведение в процессе взаимодействия с ним.

  2. Техническое умение. Знание техники, опыт ее реализации, осознание результатов.

  3. Ассертивность. Высокая степень осознания и прекрасное техническое умение будут бессмысленны до тех пор, пока они действительно не будут использованы в подходящий момент. Включает в себя внимательное слушание себя, других и последующее сообщение понимания чувств, а также лежащих в их основании переживаний и поведения. Умение трансформировать понимание опыта, поступков и чувств в отклик, с помощью которого можно разделить это понимание с окружающими людьми [7].

Развитие эмпатии и нравственное становление человека, его отношение к миру своих чувств и переживаний окружающих людей, формирует понятие о ценности другого существа, закрепляются потребности в благополучии других людей. Благодаря эмпатийным сопереживаниям выстраивается иерархия ценностей самого человека.


Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.

  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

  3. Винарская E.H. Ценностный аспект проблемы эмоциональной напряженности (психолингвистическое исследование) // Психол. журн. — 1980.-№5. -С. 117-130.

  4. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 1985. – 431 с.

  5. Юсупов И. М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. . д-ра психол. наук / И. М. Юсупов; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. - 24 с.

  6. Etchegoen G. R. The fundamentals of psychoanalytic technique / G. R. Etchegoen. London; New York: Karnak Books, 1991. - Chapters 21: Countertransference: discovery and rediscovery. — P. 270-280.

  7. Kirschenbaum H. On Becoming Carl Rogers / H. Kirschenbaum. -New York: Delacorte Press, 1979. XVII, 444 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle