Библиографическое описание:

Малинина И. А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 446-448.

Современной тенденцией в системе высшего образования становится перераспределение учебного времени студента. Все больший акцент делается на самостоятельную работу, соответственно, количество аудиторных занятий сокращается. С другой стороны, требования к качеству подготовки специалиста-выпускника ВУЗа возрастают. Профессионограмма выпускника любого высшего учебного заведения включает в себя владение как минимум одним иностранным языком. При этом в число обязательных компетенций входят не только умения читать и переводить со словарем тексты профессиональной направленности, но и продуктивно использовать иностранный язык в устноречевом общении. Так, например, целью изучения дисциплины «Английский язык» у бакалавров факультета бизнес-информатики и прикладной математики Национального исследовательского университета Высшей Школы Экономики является «достижение студентами квалификации самостоятельного пользователя на уровне «В 2 - пороговый продвинутый». Основными задачами курса ставятся «формирование и развитие у студентов иноязычной коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, прагматической, дискурсивной, а также формирование компетенций, необходимых для использования английского языка в учебной, научной и профессиональной деятельности, обучения в магистратуре и аспирантуре, проведения научных исследований в области экономики и бизнеса» [1,c.3].

Одним из возможных способов достижения поставленных задач может стать методически обоснованное и технологически обеспеченное применение Интернет-ресурсов, как для организации самостоятельной работы, так и во время аудиторных занятий.

Применение Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 позволяет реализовать многие современные концепции преподавания благодаря своей доступности, простоте в использовании, социализации, возможности организации совместной деятельности и осуществлению контроля.

Наибольшие трудности в процессе овладения английским языком, как правило, вызывает аудирование, то есть восприятие и понимание звучащей речи на слух, поскольку оно предполагает преодоление большого количества трудностей, которые обусловлены такими факторами как характер языкового материала, условия предъявления, смысловое содержание, источники информации, а также индивидуальные особенности как говорящего (манера речи, темп, наличие акцента), так и слушающего, его аудитивный опыт и т.д.

С другой стороны, аудирование является мощным средством обучения иностранному языку, поскольку способствует усвоению лексического состава языка и его грамматической структуры, дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Кроме того, аудирование является эффективным средством обучения другим видам речевой деятельности: говорению, чтению и письму. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное высказывание. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность коммуникации на иностранном языке. Таким образом, без овладения умением аудирования невозможно общение.

При 4 академических часах английского языка в неделю преподавателю не удается уделять должного внимания развитию у студентов навыков аудирования. Как правило, используются задания на общее понимание текста и поиск заданной информации. Благодаря появлению Интернет-ресурсов второго поколения более детальное (и, следовательно, трудоемкое) прорабатывание текста можно осуществлять дома.

Так, например, образовательный ресурс www.listen-and-write.com – прекрасное средство для развития навыков аудирования. Из обширной базы данных преподаватель всегда может выбрать подходящий по тематике и уровню (из 22!) сформированности навыка текст и предложить студентам записать его. Программа предоставляет выбор записать текст целиком по предложению или вписать отдельные слова, при этом можно выбрать любое количество пропущенных слов в предложении. Что особенно ценно, данный ресурс обладает продуманной системой подсказок в выполнении задания. Например, предусмотрены различные виды помощи при написании слова: автоматическое завершение и подсказка следующей буквы, что очень полезно при написании имен собственных, названий местности или населенных пунктов. Необходимо отметить, что программа учитывает все «подсказанные» слова и выводит их в отдельную таблицу, кликнув на слово из которой Вы можете посмотреть его определение и использование в различных контекстах.

К минусам данного ресурса можно было бы отнести то, что он не поддерживает русский язык, но, на мой взгляд, англо-английский словарь с приведенными примерами употребления слова прекрасно справляется с возложенной на него задачей.

Данный ресурс не требует обязательной регистрации, но зарегистрированные пользователи имеют ряд преимуществ: они могут пройти тест на определение своего уровня сформированности навыка аудирования и иметь сохраненную историю пройденных тестов и полученных результатов.

К несомненным плюсам программы относится выставление баллов, при этом учитывается не только затраченное время, использование подсказок, но и количество прослушиваний текста. При выполнении задания можно использовать функцию автопрослушивания (непрерывное проговаривание текста) или, воспользовавшись кнопкой “Repeat” (повторение), прослушать текст нужное количество раз с необходимыми временными интервалами.

Отличительным признаком технологий второго поколения справедливо называют привлечение пользователей к наполнению контента. Данный Интернет-ресурс не является исключением. Вы можете загрузить любой файл и написать к нему текст или предложить это сделать студентам в качестве домашнего задания.

Таким образом, данный ресурс, развивая навыки аудирования, одновременно тренирует письменную речь и, кроме того, является прекрасным средством работы с лексикой и расширения словарного запаса. При этом используемые тексты являются аутентичными и современными, что особенно импонирует студентам, поскольку они любят работать с материалом, который в данный момент активно обсуждается.

Другой Интернет-ресурс, предназначенный для развития навыка аудирования - http://www.eslvideo.com/. Программа предоставляет возможность загрузить видео файл, разработать к нему задания в форме множественного выбора, записать текст, выполнить перевод или добавить любые записи, например, незнакомые слова, существенные для понимания звучащего текста. Кроме того, что особенно ценно для учебного процесса, студенты после выполнения задания сразу видят свой результат и могут отправить его преподавателю, указав свое имя и «код» преподавателя. Удобный и понятный интерфейс программы, хорошо продуманная система поиска позволяют применять ее на любом этапе изучения языка. Другим преимуществом данного ресурса является возможность не только слушать звучащую речь, но и наблюдать за говорящим, его мимикой, взглядом, походкой.

Просмотр аутентичных видеоматериалов является эффективным средством повышения мотивации студента к изучению иностранного языка, поскольку они демонстрируют функционирование языка в форме, принятой его носителями в естественном социальном контексте, знакомят с нормами и правилами общения и поведения, показывают различные типы взаимоотношений и иллюстрируют язык мимики и жестов.

Обучение иностранным языкам имеет коммуникативную направленность, поэтому видео является уникальным средством для обучения говорению и иноязычному общению. Видео позволяет обучать иноязычному общению с учетом различных социолингвистических факторов, представленных с помощью визуальной информации и во многом определяющих характер речевых высказываний коммуникантов, а именно: их социального статуса, характера взаимоотношений, пространственно-временных условий общения.

Аутентичные видеоматериалы предлагают большое разнообразие образцов языка и речи, включая различные региональные акценты, общеупотребительную и специальную лексику, идиомы, и тем самым обеспечивая широкие возможности для овладения иноязычной культурой.

Демонстрация видео имеет огромное значение в процессе обучения иностранным языкам, поскольку использование видеоматериалов базируется на одном из основных методических принципов — принципе наглядности. Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, одновременная трансляция звука и изображения, что способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучаемых. Во время просмотра видеофильма задействуются все виды речевой деятельности. Как известно, увиденная и услышанная информация запоминается в пять раз лучше только услышанной.

Интернет-ресурс, предлагающий разнообразные типы заданий (не только по аудированию) - http://www.efl247.com. Задания на множественный выбор, заполнение пропусков, определение верно ли высказывание и другие могут быть составлены, используя данную программу. Программа требует обязательной регистрации, при этом Вы указываете уровень владения языком (выбор из Beginner, Intermediate, Advanced) и возраст потенциальных обучающихся (Children, Teenagers, Adults, в отдельную группу вынесены Adults-Business) и по мере поступления подходящих материалов на электронную почту приходят уведомления с указанием тем текстов.

Таким образом, Интернет-ресурсы второго поколения (социальные сервисы) – сетевое программное обеспечение, поддерживающее социальные отношения, являются эффективным средством организации образовательного пространства, поскольку позволяют участникам процесса обучения осуществлять совместную деятельность, использовать новейшие материалы в различных форматах, тренировать различные виды речевой деятельности.


Литература:

  1. Программа дисциплины «Английский язык» для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра. Нижний Новгород, 2010. 32 с.

  2. http://daily-english-activities.blogspot.com/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle