Библиографическое описание:

Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 497-500.

Российская система образования вполне заслуженно многие годы признавалась одной из лучших в мире. Усилиями научных и педагогических кадров разработаны и реализуются эффективные образовательные технологии. Основу современного российского образования составляют социокультурные и духовные потребности человека. В связи с этим дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Исходя из этого, зако­номерной реакцией на сложившуюся ситуацию являются разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом.

Определение основных направлений инновационной деятельности в сфере образования должно, таким образом, исходить из представления о тех важных функциях, которые реализует образовательная система в жизни общества и комп­лексного анализа, имеющихся на сегодняшний день проблем в данной сфере. Говоря о функциях образования, следует отметить, что система образования яв­ляется одним из основных институтов социализации человека в обществе, формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также важным фактором в осуществлении задач социально-экономического и куль­турного развития общества. В этой связи первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запро­сы общества, учитывая основные тенденции его развития. Реализация данной задачи не может быть достигнута только на основе внедрения новых техни­ческих средств и технологий.

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, таким образом, стала объективной необходимостью. Нельзя не отметить, что сами учащиеся, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Систематическое использование мультимедийных средств оказывает существенное влияние на развитие учащегося. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность учащегося, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [1].

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов [2].

В соответствии с международными стандартами инновации определяются как актуально значимые и системно самоорганизующиеся новооб­разования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого мультикультурного пространства об­разования. Понятие "инновационная деятельность" применительно к деятельности образовательных учреждений может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организацион­но-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности обра­зовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых [3]. Таким образом, ин­новационная деятельность преобразует характер обучения в отношении таких его параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодей­ствия основных субъектов педагогического процесса. Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характери­стики: новые знания, формирование основных компетенций учащихся, повышение уровня их личностного развития; отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.); повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе; рост престижа образо­вательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и преподавателей и т.д.

Сегодня наблюдается очень большой разрыв между тем владением технологиями, которое выпускникам ВУЗов дало традиционное образование, и теми технологиями, которые используются в повседневной жизни. Это и культура презентаций, и система убеждения заказчиков. Очень часто сегодняшние выпускники многих ВУЗов владеют этими навыками очень плохо, что в большой степени связано с недостаточным использованием современных аудиовизуальных технологий в обучении. Именно поэтому, понимая всю остроту и глубину данной проблемы, правительством была разработана программа по повышению качества образования, объявленная Президентом РФ. Кроме того 28 февраля 2012 года Президент подписал Федеральный закон № 11 ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Данный Федеральный закон устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Особенно хотелось бы отметить комментарий ректора Государственного университета управления В.А.Козбаненко, к Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: «Эти изменения отвечают нашим ожиданиям, они соответствуют назревшим потребностям развития общества. Это серьезный шаг в сторону образования, основанного на технологиях. И он отражает те реалии, которые сегодня сложились. Президент законодательно уровнял образование, основанное на технологиях, с обычным. Одна из проблем современного информационного общества состоит в том, что знания устаревают с момента передачи их в аудитории, а применение дистанционных технологий позволяет доносить актуальные знания непосредственно в тот момент, когда идеи, рожденные в ВУЗе, могут быть реализованы в конкретной сфере деятельности. В этом и есть смысл открытого образования с помощью дистанционных технологий и применением электронных средств обучения.

В образовательном процессе происходит интенсификация потоков информации в учебных целях (интернет и сетевые ресурсы, электронные библиотеки и базы данных, форумы, телеконференции, компьютерные модели, симуляторы и тренажеры, сетевые средства организации «виртуальной» коллективной работы, и т.п.).

Законодательные изменения фиксируют конвергенцию традиционного очного обучения и онлайн образования. Мы имеем массовое использование социальных сетей и контент, создаваемый пользователями, разделение функций, осуществляемых в образовании (контент, обучение, проверка знаний, признание квалификации).

Еще один очень важный аспект – дистанционные технологии позволяют участвовать в образовательном процессе независимо от расстояний всем, кто заинтересован в получении транслируемых вузовской профессурой знаний, при этом присутствует также обратная связь вузовской науки и профессиональной деятельности. Образование должно соответствовать изменениям в профессиональных сферах. Открытое образование является одним из средств реализации государственной программы по созданию высокотехнологичных рабочих мест. Таким образом, наша страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов, привлекать лучшие в мире кадры для нашей модернизации. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Молодёжь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, и мы будем оказывать ей всю необходимую поддержку… Мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, открывают неограниченные возможности для получения образования независимо от возраста, места проживания, состояния здоровья. Образовательные учреждения нашей страны долгое время работали, экспериментируя в области дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Наконец, мы получаем возможность войти в единое международное информационно-образовательное пространство, стирая границы и экономя деньги и время на передвижении к месту обучения.

Открытое информационно-образовательное пространство – это возможность получения качественных и актуальных знаний, креативность и работа на опережение. Не каждый имеет возможность в силу социально-экономических причин оставить работу на время учебы, или в силу ограничений по здоровью приехать в ВУЗ. Электронное обучение – для них. Если при этом у каждого появится в будущем возможность свободы в выборе темпов обучения, то каждый человек будет сам инициировать и организовывать свой собственный процесс образования, направленный на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования.» [4]

Субъекты образовательной деятельности в современных условиях ожидают, что в процессе обучения в образовательных учреждениях у учащихся будут сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи до логического конца, принимать альтернативные решения. Однако эти ожидания вступают в противоречие с парадигмой обучения, преобладающей в современных ВУЗах. Различные подходы, связанные с реализацией развивающего обучения, сталкиваются с необходимостью построения образовательного процесса на принципах развития. Вместе с тем массовый характер инициатив «снизу» породил стихийность, случайность, бессистемность инноваций.

Рис. 1 [5].

Серьезной проблемой явилась также их недостаточная социальная и научная обоснованность. Неуправляемые инновационные процессы, охватившие образовательные учреждения, породили многие социальные проблемы (снижение интеллектуального фона, односторонность или, наоборот, гиперразносторонность в образовательных услугах и т.д.), новые негативные и даже социально опасные тенденции.

Увлечение новыми формами без принципиального из­менения сути, содержания образовательного процесса, от­сутствие четкой программы (концепции) преобразований приводят к выводу, что порой речь идет не о инновациях как таковых, а о «симуляции новшеств», ошибочных попыт­ках отождествить инновации с опытной работой. Все эти про­цессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой структуры учебных заведений, т.к. если не реформируется система управления, соответственно возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств. Не­обходимо признать, что этот аспект управленческой дея­тельности исследован меньше всего.

Таким образом, организация управления инноваци­онными процессами, к которым относится реализация образовательных проектов, в современных общеобразовательных учреждениях на основе глубокого комплексного критического анализа всех сторон и аспектов ее деятельности, с уче­том прогноза возможных последствий нововведений, пред­стает как проблема, требующая скорейшего осмысления со стороны педагогов ученых и практиков.


Литература:

  1. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.

  2. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 1995г.- С. 101-103.

  3. Под ред. С.Я. Батышева «Энциклопедия профессионального образования»//Москва: Рос. акад. образования: Ассоц. "Проф. образование", 1999

  4. http://www. guu.ru

  5. http://www. ido.rudn.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle