Библиографическое описание:

Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 497-500.

Российская система образования вполне заслуженно многие годы признавалась одной из лучших в мире. Усилиями научных и педагогических кадров разработаны и реализуются эффективные образовательные технологии. Основу современного российского образования составляют социокультурные и духовные потребности человека. В связи с этим дальнейшее развитие системы образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности, как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Исходя из этого, зако­номерной реакцией на сложившуюся ситуацию являются разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом.

Определение основных направлений инновационной деятельности в сфере образования должно, таким образом, исходить из представления о тех важных функциях, которые реализует образовательная система в жизни общества и комп­лексного анализа, имеющихся на сегодняшний день проблем в данной сфере. Говоря о функциях образования, следует отметить, что система образования яв­ляется одним из основных институтов социализации человека в обществе, формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также важным фактором в осуществлении задач социально-экономического и куль­турного развития общества. В этой связи первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запро­сы общества, учитывая основные тенденции его развития. Реализация данной задачи не может быть достигнута только на основе внедрения новых техни­ческих средств и технологий.

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, таким образом, стала объективной необходимостью. Нельзя не отметить, что сами учащиеся, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования, которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Систематическое использование мультимедийных средств оказывает существенное влияние на развитие учащегося. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность учащегося, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [1].

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов [2].

В соответствии с международными стандартами инновации определяются как актуально значимые и системно самоорганизующиеся новооб­разования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого мультикультурного пространства об­разования. Понятие "инновационная деятельность" применительно к деятельности образовательных учреждений может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организацион­но-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности обра­зовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых [3]. Таким образом, ин­новационная деятельность преобразует характер обучения в отношении таких его параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодей­ствия основных субъектов педагогического процесса. Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характери­стики: новые знания, формирование основных компетенций учащихся, повышение уровня их личностного развития; отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.); повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе; рост престижа образо­вательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и преподавателей и т.д.

Сегодня наблюдается очень большой разрыв между тем владением технологиями, которое выпускникам ВУЗов дало традиционное образование, и теми технологиями, которые используются в повседневной жизни. Это и культура презентаций, и система убеждения заказчиков. Очень часто сегодняшние выпускники многих ВУЗов владеют этими навыками очень плохо, что в большой степени связано с недостаточным использованием современных аудиовизуальных технологий в обучении. Именно поэтому, понимая всю остроту и глубину данной проблемы, правительством была разработана программа по повышению качества образования, объявленная Президентом РФ. Кроме того 28 февраля 2012 года Президент подписал Федеральный закон № 11 ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Данный Федеральный закон устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Особенно хотелось бы отметить комментарий ректора Государственного университета управления В.А.Козбаненко, к Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: «Эти изменения отвечают нашим ожиданиям, они соответствуют назревшим потребностям развития общества. Это серьезный шаг в сторону образования, основанного на технологиях. И он отражает те реалии, которые сегодня сложились. Президент законодательно уровнял образование, основанное на технологиях, с обычным. Одна из проблем современного информационного общества состоит в том, что знания устаревают с момента передачи их в аудитории, а применение дистанционных технологий позволяет доносить актуальные знания непосредственно в тот момент, когда идеи, рожденные в ВУЗе, могут быть реализованы в конкретной сфере деятельности. В этом и есть смысл открытого образования с помощью дистанционных технологий и применением электронных средств обучения.

В образовательном процессе происходит интенсификация потоков информации в учебных целях (интернет и сетевые ресурсы, электронные библиотеки и базы данных, форумы, телеконференции, компьютерные модели, симуляторы и тренажеры, сетевые средства организации «виртуальной» коллективной работы, и т.п.).

Законодательные изменения фиксируют конвергенцию традиционного очного обучения и онлайн образования. Мы имеем массовое использование социальных сетей и контент, создаваемый пользователями, разделение функций, осуществляемых в образовании (контент, обучение, проверка знаний, признание квалификации).

Еще один очень важный аспект – дистанционные технологии позволяют участвовать в образовательном процессе независимо от расстояний всем, кто заинтересован в получении транслируемых вузовской профессурой знаний, при этом присутствует также обратная связь вузовской науки и профессиональной деятельности. Образование должно соответствовать изменениям в профессиональных сферах. Открытое образование является одним из средств реализации государственной программы по созданию высокотехнологичных рабочих мест. Таким образом, наша страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов, привлекать лучшие в мире кадры для нашей модернизации. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Молодёжь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, и мы будем оказывать ей всю необходимую поддержку… Мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, открывают неограниченные возможности для получения образования независимо от возраста, места проживания, состояния здоровья. Образовательные учреждения нашей страны долгое время работали, экспериментируя в области дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Наконец, мы получаем возможность войти в единое международное информационно-образовательное пространство, стирая границы и экономя деньги и время на передвижении к месту обучения.

Открытое информационно-образовательное пространство – это возможность получения качественных и актуальных знаний, креативность и работа на опережение. Не каждый имеет возможность в силу социально-экономических причин оставить работу на время учебы, или в силу ограничений по здоровью приехать в ВУЗ. Электронное обучение – для них. Если при этом у каждого появится в будущем возможность свободы в выборе темпов обучения, то каждый человек будет сам инициировать и организовывать свой собственный процесс образования, направленный на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования.» [4]

Субъекты образовательной деятельности в современных условиях ожидают, что в процессе обучения в образовательных учреждениях у учащихся будут сформированы умения самостоятельно: добывать знания, проектировать и прогнозировать свою учебную деятельность, доводить поставленные задачи до логического конца, принимать альтернативные решения. Однако эти ожидания вступают в противоречие с парадигмой обучения, преобладающей в современных ВУЗах. Различные подходы, связанные с реализацией развивающего обучения, сталкиваются с необходимостью построения образовательного процесса на принципах развития. Вместе с тем массовый характер инициатив «снизу» породил стихийность, случайность, бессистемность инноваций.

Рис. 1 [5].

Серьезной проблемой явилась также их недостаточная социальная и научная обоснованность. Неуправляемые инновационные процессы, охватившие образовательные учреждения, породили многие социальные проблемы (снижение интеллектуального фона, односторонность или, наоборот, гиперразносторонность в образовательных услугах и т.д.), новые негативные и даже социально опасные тенденции.

Увлечение новыми формами без принципиального из­менения сути, содержания образовательного процесса, от­сутствие четкой программы (концепции) преобразований приводят к выводу, что порой речь идет не о инновациях как таковых, а о «симуляции новшеств», ошибочных попыт­ках отождествить инновации с опытной работой. Все эти про­цессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой структуры учебных заведений, т.к. если не реформируется система управления, соответственно возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств. Не­обходимо признать, что этот аспект управленческой дея­тельности исследован меньше всего.

Таким образом, организация управления инноваци­онными процессами, к которым относится реализация образовательных проектов, в современных общеобразовательных учреждениях на основе глубокого комплексного критического анализа всех сторон и аспектов ее деятельности, с уче­том прогноза возможных последствий нововведений, пред­стает как проблема, требующая скорейшего осмысления со стороны педагогов ученых и практиков.


Литература:

  1. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.

  2. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 1995г.- С. 101-103.

  3. Под ред. С.Я. Батышева «Энциклопедия профессионального образования»//Москва: Рос. акад. образования: Ассоц. "Проф. образование", 1999

  4. http://www. guu.ru

  5. http://www. ido.rudn.ru

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных учреждениях, технологии обучения, Современные технологии обучения, дистанционных образовательных технологий, применения электронного обучения, технологии активного обучения, образовательных учреждениях СПО, метод интерактивного обучения, учреждениях дополнительного образования, образовательного процесса, части применения электронного, образовательные технологии, система образования, сфере образования, «Об образовании», Компоненты технологии активного, дистанционных образовательных технологий», дистанционных технологий, средство развития творческих, развития творческих способностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle