Библиографическое описание:

Абдуллаева Ш. Ж. Роль старшего вожатого в школе при профориентации учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 383-385.

Принятие закона «Об образовании» и национальной программы подготовки кадров приобрело огромное социальное значение в жизни молодёжи Узбекистана. В результате принятия этих законов, отрасль образования превратилась в единую систему

Сформировалась нормативно-правовая база образования, обрели своё практическое значение проблемы, связанные с учебно-воспитательной деятельностью молодёжи. В особенности, огромное значение приобретает учебно-воспитательный процесс молодёжи в деятельности различных организаций, ориентированных на повышение социальной активности учащихся.

В этом ключе, отдельное большое значение имеет общественное движение молодёжи Узбекистана «Камолот». Данное движение в качестве поддержки современной молодёжи проводит активные действия широкого профиля при всесторонней поддержке молодого поколения страны. Эти действия затрагивают не только учебно-воспитательный процесс, но и сферу осуществления интеллектуальных способностей.

При спонсорстве общественного движения молодёжи «Камолот» была создана детская организация «Камалак». Общество ведёт активную деятельность в социальной, духовной и культурной жизни. Эта организация, обеспечивая преемственность в учебно-воспитательном процессе, широко используя отдельные направления и методы воспитания, внедряет чувство патриотизма в сознании девочек и мальчиков. Основным фактором считается изучение литературного наследия великих предков, учёных, национальных ценностей и обычаев, при правильной организации свободного времени детей.

Основную часть членов общественного движения молодёжи Узбекистана «Камолот» составляют учащиеся в образовательных учреждениях страны. Воспитание активистов движения начинается в общих средних образовательных учреждениях.

Как упоминал Президент Республики Узбекистан в своём произведении «Юксак маънавият – енгилмас куч» - духовность это не совокупность устаревших нравов, а непрерывный процесс, который находится в постоянном движении. В этом значении, реализуемые нами работы проводятся не ради частого проведения мероприятий, но для наполнения сердец молодёжи лучами науки, просветительства и духовности, для формирования в них твёрдой веры и духа постоянной бдительности [1].

При этом на передний план выходит деятельность старшего вожатого в школе. Его задача состоит в стремлении к новому, выказывании постоянной инициативы, умении объединить учащихся в одну сплоченную дружную команду. Он должен уметь представить себя в качестве педагога, созидателя, организатора различных мероприятий среди учащихся. Выполняя задачи, отмеченные в планах организации «Камолот», он вносит свой достойный вклад в работу педагогического коллектива, вместе с активистами из числа учащихся школы, прививая всему коллективу чувство преданности и любви к Родине и народу, развивая интерес детей, совершенствуя высокие этические качества учащихся на протяжении всего учебного процесса. Вожатый организует работу с трудновоспитуемыми, склонными к правонарушению детьми. Опираясь на инициативу, склонность к созидательности и навыки детей, он организует различные мероприятия, планирует интересные игры, выставки, исторические экскурсы и общественные праздники, путешествия. Планирование работы организаций самоуправления детей и подростков и обеспечение их выполнения, способствует повышению активности учащихся в период каникулярного времени. Старший вожатый участвует в планировании коллективной работы организации, работы педагогического коллектива, контролирует деятельность групп и кружков, работу детей в библиотеке, в спортивных секциях и способствует повышению показателей деятельности органов детского самоуправления. Вместе с активными учениками, старший вожатый проявляет инициативу при подготовке и проведении всех мероприятий в школе. Также он помогает классным руководителям при организации мероприятий и других организационных работ. Старший вожатый изучает, обобщает и распространяет опыт работы передовых вожатых организации «Камолот». На должность старшего вожатого в школе выбирается специалист с высшим или средним педагогическим образованием, стажем не менее 5 лет, возрастом до 40 лет, могущий работать с детьми, имеющий навыки организации воспитательных работ.

Старший вожатый также несёт ответственность при организации и оборудовании «комнаты духовности и просветительства». Подобные комнаты способствуют правильному воспитанию учащихся и внедрению в их сознание ценности узбекского народа. Комната духовности и просветительства должна быть оборудована следующими атрибутами:

  • портрет Президента Республики Узбекистан;

  • государственные символы Республики Узбекистан (Флаг, Герб, Гимн) и их полное значение;

  • указы, положения, законы касающиеся реформирования идеи просветительства;

  • портреты великих представителей национального просветительства, великие учёные энциклопедисты, поэты, цитаты – образцы их мудрых мыслей;

  • экспозиции, отражающие культурный вклад, обычаи, традиции народа

  • литература, изданная центром духовности и просветительства Республики;

  • образцы творчества молодых писателей;

  • выдержки из Хадисов, религиозные книги направленные на образование и воспитание.

В разделе «Президент Республики Узбекистан» должны находиться: автобиография, портрет, информация о его месте в мировом сообществе, реформах, произведениях в сфере просветительства, а также законы, положения и указы Президента Республики. Кроме того, необходимо несколько экземпляров книг «Юксак маънавият – енгилмас куч», «Энг асосий мезон ҳаёт ҳақиқатини акс эттиришдир». При изучении этих произведений, целесообразно организовать опрос, провести беседу на предмет уяснения их смысла.

В разделе “Просвещение – высокая ценность” приводятся образцы из произведений великих учёных, таких как Юсуф Хос Хожиб, Ахмад Югнаки, Фирдавси, Мусо Ал-Хорезми, Абу Насир Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мирза Улугбек, Алишер Наваи, Захириддин Мухаммаад Бабур, Надирабегим, Огахи и др. Также необходимо описание их жизненного пути и творчества.

Молодое поколение воспитываясь в таких условиях, впитывает в себя все ценности узбекского народа.

Старший вожатый, привлекая детей в различные кружки и контролируя их, играет огромную роль при профориентации учащихся.

Например, организуя кружки “Молодые предприниматели”, “Менежмент и маркетинг”, “Молодые экономисты” и в процессе проведения занятий в этих кружках, организуя экскурсии на промышленные предприятия, старший вожатый вносит огромный вклад при овладении учащимися экономических знаний и навыков.

Ознакамливая учащихся с деятельностью плотника, гончара, сапожника, пекаря и другими искусствами узбекского народа, старший вожатый пробуждает интерес детей к труду и профессии.

Учащиеся, ознакамливаясь с этими видами деятельности, вбирают в себя все нужное и интересное. Конечно, в этой сфере, психологическая и педагогическая готовность старшего вожатого должны соответствовать требованиям. Старшему вожатому целесообразно иметь полные сведения о психологических качествах, уровне знаний, интересов, внутренних переживаниях каждого учащегося.

Старший вожатый должен обладать следующими личными качествами при воспитании учащихся и профориентационной деятельности.

  • Внешнее спокойствие, умение опираться не на чувства, а на разум при любых обстоятельствах;

  • Умение осознанно излагать свои мысли;

  • Способность действовать целесообразно и точно;

  • Скромность;

  • Способность ценить свое время, не тратить его впустую.

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что старший вожатый должен знать качества, социальное происхождение и материальное положение каждого учащегося своей организации. Изучая их психологические особенности, старший вожатый должен организовать их педагогическое и психологическое воспитание.

Подводя итог, можно сказать, что проведение постоянной, регулярной работы с учащимися повышает не только уровень учащихся, но и уровень знаний, культуры, способности руководителя и другие качества самого старшего вожатого.


Литература:

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Т.: “Маънавият”, 2008

  2. Тарбия энциклопедияси. “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти. Тошкент, 2010

  3. Каримов И.А. “Камолот ёшлар ижтимоий ҳаракати”. Т.: “Маънавият”, 1997

Основные термины: старшего вожатого, Старший вожатый, старший вожатый, активности учащихся, молодёжи Узбекистана, Республики Узбекистан, профориентации учащихся, старший вожатый должен, общественного движения молодёжи, ценности узбекского народа, социальной активности учащихся, Президента Республики, повышению активности учащихся, познавательной активности учащихся, этические качества учащихся, правильному воспитанию учащихся, числа учащихся школы, Президента Республики Узбекистан, Старший вожатый должен, движения молодёжи Узбекистана

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle