Теоретические основы формирования у учащихся знаний об использовании земельных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмаилова, Н. Н. Теоретические основы формирования у учащихся знаний об использовании земельных ресурсов / Н. Н. Исмаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5660/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье раскрыты значение и актуальность проблемы формирования у учащихся знаний о земельных ресурсах, определены задачи воспитания экологической культуры и пути их решения, рассмотрены возможности уроков географии в развитии у учащихся понятий о разумном землепользовании.

Ключевые слова: развитие производства, экологические проблемы, защита земельных ресурсов, плодородие почв, экологическое сознание, экологическая безопасность, истощение земельных ресурсов, биологическое равновесие, природные ресурсы, загрязнение атмосферы, экологические знания.


Ускорение научно-технического прогресса, несовершенство технологий производства, традиционное потребительское отношение человека к природе – все эти факторы стали причиной резкого обострения противоречий между обществом и природой. Ив этих условиях особое значение приобретает направленность государственной экономической политики на защиту земельных ресурсов и их разумное использование. Земельные ресурсы как составная часть экологической системы являются материальной и экономической основой независимой Республики Узбекистан, поэтому обеспечение устойчивости окружающей среды является приоритетной задачей государственной политики. Основная цель реформирования аграрного сектора республики состоит в том, чтобы повысить уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, удовлетворить потребности лёгкой и пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье. В достижении этой цели ведущую роль играет эффективное использование земельных ресурсов. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности и гарантии прогресса» отдельно остановился на экологических проблемах. Отметив, что экологические проблемы становятся все боле серьёзными и превращаются в острые социальные проблемы, Президент сделал акцент на снижении плодородия почв, что неизбежно ведет к сокращению объёма продовольствия для населения. «…А если не останется богатств земли, то трудно определить будущее такого государства» [5].

Влияние общества на природу возросло до такой степени, что произошло нарушение естественного равновесия.

В настоящее время наблюдается опустынивание, истощение, засоление, разрушение почвы, что является экологическим бедствием. Научно-технический прогресс напрямую связан с использованием природных ресурсов, поэтому земля все больше и больше «эксплуатируется», а восстановлению плодородия почв уделяется недостаточно внимания и контроля, и это приводит к негативным печальным результатам. Кроме того, из года в год растёт население в мире, в том числе и в Республике, проблема обеспечения продовольствием становится всё острее.

И.А.Каримов, говоря о сущности экологических проблем, в первую очередь подчеркивал ограниченность земельных ресурсов и снижение качества земельных угодий, связанное с беспрерывным их использованием.

Определение путей решения экологических проблем и способов предотвращения экологических угроз считается концептуальной основой преодоления всех экологических барьеров.

На сегодняшний день положение с использованием земельных ресурсов считается наиболее напряжённым и драматичным. В этом аспекте целесообразно опираться на возможности уроков географии в школе для того, чтобы внедрить в сознание учащихся знания о необходимости защиты ресурсов земли и разумного землепользования.

Основные направления данного процесса могут быть представлены следующим образом:

  1. разработка и внедрение методических рекомендаций по обогащению знаний учащихся о земельных ресурсах и их использовании (в процессе изучения географии с применением современных технологий обучения);

  2. доведение до понимания учащимися сведений о не восстанавливаемости плодородия почв и необходимости использования в связи с этим разумного подхода к использованию природных ресурсов всех видов;

  3. принятие во внимание значения сохранения земельных ресурсов для всего природного генофонда;

  4. информирование учащихся об угрозе экологических катастроф, которые являются следствием непринятия мер к решению экологических проблем.

Проблемы плодородия почв широко обсуждаются в современном мире. Они касаются всех регионов, так как состояние почвы оказывает огромное влияние на биологическое равновесие в природе и особенно на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания.

Если каждый человек будет осознавать и стремиться решить эти проблемы, тогда действительно сформируется экологическая культура общества.

Выше упоминалось о том, что в Узбекистане осуществляется государственная программа по защите окружающей среды, разумному землепользованию и обеспечению экологической безопасности населения. В частности принят ряд нормативных документов и законодательных актов, направленных на охрану экологического пространства, организацию защитных мер. В Конституции законодательно закреплены обязанности граждан, государства и общества по защите окружающей среды.

В статье 50 Конституции Республики Узбекистан утверждается: «Граждане, проживающие на территории Республики Узбекистан, обязано бережно относиться к окружающей природной среде» [6], а статья 55 гласит: «Земля, её недра, вода, растительный и животный мир и другие природные богатства являются общенациональным достоянием; нужно разумно пользоваться ими, они находятся под защитой государства» [6].

В Законе «О защите окружающей среды» записано: «При осуществлении любой деятельности все организации – государственные управления и махалинские учреждения, министерства и ведомства, предприятия, фермерские и кооперативные хозяйства, а также личные хозяйства, другие организации, должны соблюдать закон «О защите окружающей среды»… во всех типах учебных заведений должны обучать экологии».1

За годы независимости в нашей стране осуществлено коренное реформирование системы образования. В частности, реализуется принцип непрерывности и преемственности в образовании, уделяется серьёзное внимание подготовке кадров и повышению квалификации специалистов. В законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров перед системой образования поставлены перспективные задачи, которые неуклонно выполняются. Одной из таких задач является овладение учащейся молодёжью высокой экологической культурой.

В будущем молодые специалисты должны применить на практике полученные экологические знания, постоянно повышать уровень квалификации, быстро адаптировать к изменяющимся условиям жизни и работы, кем бы они ни работали – педагогом, инженером, агрономом, юристом, экономистом, филологом, геологом, химиком, врачом и др.

Подрастающее поколение, если они овладели экологической культурой и мышлением, усвоили национальные и общечеловеческие ценности, национальные традиции узбекского народа, связанные с защитой природы, никогда не проявят отрицательного отношения к земельным ресурсам. По этому так важно учащимся усвоить глубокие знания и высокую экологическую культуру. Это важная педагогическая задача реализуется в учебно-воспитательном процессе.

Очевидно, что интенсивное развитие экономики, науки, техники и технологий одновременно порождает и экологические проблемы, и в этом контексте создание системы совершенствования экологического воспитания является одним из важнейших условий прогресса страны и общества.

Анализ экологических проблем позволил выдвинуть новые подходы к толкованию взаимосвязей человека и природы. С этих позиций исследуется в настоящее время положение, сущность, позитивные и негативные стороны взаимовлияния природы и человека. Эти проблемы известны ещё со времени создания «Авесто» - великой книги-энциклопедии. Экологические проблемы нашли отражение и Коране, в известных всем верующим хадисах.

Однако в минувшем XX и наступившем XXI веке экологические проблемы значительно осложнились в связи с изменениями потребностей человечества. Не случайно XXI век называют веком экологических проблем.

Век экологии отмечен ростом интеллектуального потенциала, поэтому экологические проблемы, в том числе и проблема разумного использования земельных ресурсов, исследуется и, можно надеяться, будут решены. Одновременно с этим растут экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологическая духовность и идеология. Основанием для такого роста является естественное стремление человека к красоте и чистоте окружающей среды, к сохранению здоровья.

Отношения природы и общества в экологическом смысле являются важной психологической и педагогической проблемой. Появление такого отношения, как неоправданное нанесение вреда природе, использование природных ресурсов ради личного интереса, равнодушие к природе, потребительское отношение вызывает тревогу и озабоченность учителей и воспитателей.

Благополучие, удовлетворение и отдых людей непосредственно связанны с состоянием окружающей среды.

Учащиеся школьных образовательных учреждений обязательно должны получить экологические знания, овладеть экологической культурой.

Важно сформировать у них представления такого порядка:

  • в чём заключается значение земельных ресурсов для человека?

  • плодородный слой почв-источник жизни для человечества в будущем;

  • жить не загрязняя окружающую среду (воду, воздух, почву);

  • охрана окружающей природной среды;

  • забота о природных богатствах, земельных ресурсах и их гармоничное развитие.

Развитие природы является основой зарождения и развития жизни на Земле, появления человека и общества. Без природы и её компонентов человек не сможет существовать, поэтому он обязан защищать и оберегать природу.

Отношение человека к природе характеризуется уровнем его экологической культуры. Проблема сохранности богатств и красоты природы может бать решены при условии:

  • усиление природоохранных мероприятий, осуществляемых промышленном производством организации использования земельных ресурсов на научно-практической основе;

  • формирование у населения, в частности молодого поколения, устойчивой экологической культуры (с использованием духовно-нравственных, научно-просветительских и эстетических форм воспитания);

  • соблюдения требований по охране чистоты воздуха, воды бассейнов рек, сохранности плодородия почв.

В современном мире, в частности в Узбекистане появляется все больше проблем, связанных с загрязнением воздуха, засолением пресных вод, нарушением биоразнообразия (например, проблема Арала и Приаралья), эрозии, засушливости почвы. Все эти проблемы ждут своего решения.

Формирование экологической культуры у молодого поколения следует осуществлять путём внедрения знаний об особенностях технологии производства, распространения научно-популярной литературы на экологические темы, организации радио и телепередач, передачи информации средствами дистанционного образования и интернет сети.

Особого внимания заслуживает, как мы уже сказали, проблема защиты земельных ресурсов, которую следуют решать, опираясь на конкретные факты и сведения из жизни регионов.

При решении экологических проблем уместно обратиться к опыту, накопленному нашими предками, и нашедшему отражение в древних источниках и народной педагогике.

Задачи формирования экологической культуры сводятся к следующему:

  • доведение учащихся до понимания значения природных богатств, в том числе земельных ресурсов для продолжения жизни человечества;

  • создание педагогических условий для восприятия учащимися системы «природа общество-техника» и возможного появления экологических проблем;

  • информирование о причинах возникновения и последствиях экологических проблем, мероприятиях, направленных на улучшение экологической ситуации в республике и предотвращение экологических катастроф;

  • ознакомление учащихся с содержанием законодательных и нормативных документов о защите земельных ресурсов и их разумном использовании;

  • формирование уважения к природным богатствам, экологическим ценностям;

  • утверждение в сознании личности экологической культуры, экологических убеждений.

Все отмеченные выше задачи полностью относятся к предмету «география», изучение которой непосредственно связано с формированием экологической культуры.

На уроках географии также можно боле подробно проанализировать проблему бережного отношения к земельным ресурсам, сформировать правильный взгляд на природные богатства как на национальное достояние, привлечь учащихся к практической деятельности экологической направленности.

В заключении следует сформировать основные направления формирования у учащихся экологических знаний в процессе изучения географии:

  1. разработка методологических и теоретических основ экологического воспитания в направлении внедрения знаний об использовании земельных ресурсов;

  2. последовательное введение в содержание предмета географии (физической и экономической) материалов об использовании земельных ресурсов (5,6,7,8,9 классы), расширение и обогащение знаний учащихся, практическое их применение;

  3. совершенствование экологического воспитания и образования путём организации классной и внеклассной работы, направленной на улучшение окружающей среды, в том числе-рационального землепользование,

  4. научно-методическое обоснование содержания процесса по подготовке студентов-будущих педагогов по направлению экологического воспитания и обучения.

Для успешного решения проблемы формирования экологической культуры у молодёжи и подготовки к практической деятельности необходима координация усилий учёных, педагогов, методистов, общественных и государственных деятелей.


Литература:

  1. Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. – Т.: «Ўзбекистон», 2009. – 40 б.

  2. Турдиқулов Э.О. Атроф­муҳит ва инсон. – Тошкент: Биоэкосан, 1996. – 28 б.

  3. Ғуломов П., Қурбонниёзов Р. Табиий география бошланғич курси. Услубий қўлланма. – Т.: «Ўзбекистон», 2003. – 80 б.

  4. Турдиқулов Э.О. Узлуксиз таълим жараёнида ўқувчиларда умумбашарий экологик дунёқарашни шакллантириш (И.Каримов асарлари воситасида). – Тошкент: “Фан”, 2010 й. – 180 б.

  5. Каримов И.А. Ўзбекистон XXIаср бўсағасида: хавсизликка тахдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари.Т.:Ўзбекистон, 1997.-117б.

  6. Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. Тошкент – “Ўзбекистон” – 2001,15 б.

1

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая культура, ресурс, Узбекистан, проблема, экологическое воспитание, природа, разумное землепользование, биологическое равновесие, высокая экологическая культура.


Ключевые слова

экологическое сознание, природные ресурсы, развитие производства, экологические проблемы, защита земельных ресурсов, плодородие почв, экологическая безопасность, истощение земельных ресурсов, биологическое равновесие, загрязнение атмосферы, экологические знания., экологические знания

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

К вопросу о формировании культуры экологической...

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда...

Воспитание экологического сознания и экологической...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута с помощью образовательных программ в области окружающей среды, которой охвачены все сферы национальной профессиональной подготовки.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура...

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, Узбекистан, формирование, практическая деятельность, экологическая ситуация, дошкольный возраст, окружающая природная среда...

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач...

окружающая среда, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, природа, социальная экология, экологическая этика, биологическая экология, Узбекистан, экология человека.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

К вопросу о формировании культуры экологической...

Узбекистан, экологическое образование, экологическое воспитание, окружающая среда, экологическая культура населения, экологическая ситуация, прошлое столетие, окружающая природная среда...

Воспитание экологического сознания и экологической...

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая культура, защита окружающей среды, охрана природы, Экологическое движение Узбекистана. В настоящее время очень важно...

Роль и значение экологического образования в формировании...

экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Проблемы экологического образования и воспитания на...

Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута с помощью образовательных программ в области окружающей среды, которой охвачены все сферы национальной профессиональной подготовки.

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохранная деятельность, культура труда, культура отношения человека, экологическая культура...

Формирование экологического воспитания и культуры...

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, Узбекистан, формирование, практическая деятельность, экологическая ситуация, дошкольный возраст, окружающая природная среда...

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач...

окружающая среда, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие, природа, социальная экология, экологическая этика, биологическая экология, Узбекистан, экология человека.

Задать вопрос