Библиографическое описание:

Алимова Г. К. Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 392-394.

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Ключевые слова: профессия, дошкольное образовательное учреждение, интеллектуальное развитие, нравственные качества, трудолюбие, трудовые навыки, ремесло, сюжетно-ролевые игры, интерес, увлеченность, психика ребёнка.


В условиях реформирования всех сфер общественно-политической жизни Республики Узбекистан задача воспитания у молодого поколения интереса к будущим профессиям рассматривается как одна из приоритетных сточки зрения социально-экономического и духовно-нравственного значения. Решение обозначенной задачи возлагается в том числе и на дошкольные образовательные учреждения в аспекте подготовки детей к самостоятельной жизни и и привития им любви к труду.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Именно в дошкольный период у детей закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду, «просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её оценка благотворно воздействуют на сознание ребёнка. В процессе деятельности ребёнка проявляется его психические, физические и физиологические свойства.

Президент Республики Узбекистан на общем собрании Академии наук ещё раз подчеркнул, что воспитание здорового поколения означает создание основ для процветания и государства и благополучной жизни общества. По мысли Президента, для построения государства с «великим будущем», нам нужно воспитать умных, образованных людей на основе великих ценностей нашего народа, которые гордились бы своей страной и верили в будущее своего народа».1

В годы независимости в республике приняты нормативные документы, в которых определены основные направления развития системы непрерывного образования, в том числе и дошкольного. Это Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, Положение о дошкольных образовательных учреждениях Республики Узбекистан.

В 30-ой статье Закона «Об образовании» определено, что задачей образовательных учреждений является: предоставление подрастающему поколению образовательных услуг (обучение и воспитание), доведение обучающихся до достижения нравственной и физической зрелости, предоставление возможностей для получения профессии. Из этого следует, что в дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для полноценного физического и интеллектуального развития детей, формирования у них духовно- нравственных качеств на основе национальной культуры и общечеловеческих ценностей.

Однако достижение определенного интеллектуального и духовного-нравственного развития ещё не сделает человека счастливым.

Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие.

Человек счастлив, если он умет и любит трудиться. Именно поэтому уже с раннего возраста надо ориентировать детей на занятия трудом и знакомить с различными профессиями (разумеется, с учётом их возрастных особенностей и окружающих реалий). Любой родитель или наставник мечтает видеть своего воспитанника счастливым.

В ДОУ профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч, организации всевозможных игр, особенно ролевых. Так, дети младшей группы, слушая сказку «Крестьянин и медведь», получают первичное представление о труде дехканина. На последующих занятиях их можно ознакомить с результатами дехканского труда – овощами. Для детей средних и старших групп ознакомление с различными профессиями происходит непосредственно в процессе прогулок и экскурсий, где есть возможность рассказать и показать, как трудятся представители разных профессий.

В группу принесли новую игрушку показывая её детям, воспитатель должен сказать ребятам, какая она красивая, как аккуратно сделана, как нужно беречь игрушку: ведь для того, чтобы её изготовить, нужно приложить много труда. И вот результат этого труда доставляет радость и удовольствие детям.

С детьми 6-7 летнего возраста проводится игровое занятие на тему «Кем я хочу быть?». В процессе игры у ребят развивается интерес к профессии врача, лётчика, шофёра, милиционера, учителя, космонавта, артиста, фермера, швеи и т.д.

При ознакомлении дошкольников с узбекскими национальными ремеслами следует прививать им интерес к традиционному мастерству, которое не потеряло своей актуальности и в наши дни. Например, такие виды ремёсел как ковроткачество, сапожное ремесло (пошив обуви), гончарное ремесло, художественная роспись, работы по металлу, вышивание тюбетеек всегда высоко ценились в народе и были востребованы, особенно в сельской местности.

Показ образцов ремесленных изделий необходимо сопровождать беседой о сложностях профессии, о том, что на изготовление любой вещи затрачиваются большой труд и умения.

В ДОУ есть возможностей для приобщения детей к труду. Прежде всего это формирование умений самообслуживания: дежурство в группе, ухаживание за цветами, содержание в чистоте игровых площадок и комнат. Выполнение подобных несложных заданий приучает детей к порядку, они с удовольствием участвуют в повседневных трудовых акциях. Другие занятия, связанные с рисованием, лепкой, разукрашиванием, также прививают детям трудовые навыки и вырабатывают необходимые качества: терпеливость, аккуратность, внимательность.

Организуя беседу после прочтения узбекской народной сказки «Зумрад и Киммат», (сюжет сказки аналогичен сюжету русской сказки «Морозко»), педагог-воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они сравнили и оценили поведение и характер двух девушек: Зумрад – работящая, добрая, приветливая, заботливая, Киммат же – бездельница, ленивая, грубая и за это получила наказание. Дети должны понять, что труд всегда заслуживает уважения, а к бездельникам и лентяям отношение у всех народов и во все времена только отрицательное.

Мысль о необходимости трудиться формируется у детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. Можно назвать такие распространенные игры, как «Школа-школа», «Парикмахер», «Базар-базар», «Доктор-доктор», в которых дети играют роли учителя и ученика, парикмахера и клиента, продавца и покупателя, врача и пациента (больного). В ходе игры у детей обогащаются знания и представления о профессиях, развивается диалогическая речь. Развитие речи продолжается на специальных занятиях, материальном для которых служат загадки, пословицы, скороговорки. В загадках, созданных народом, отражены все стороны социальной жизни. Большое место в них отводиться теме дехканского труда, бытовым работам, что способствует развитию интереса детей к инструментам и приборам, трудовым операциям и процессам.

Для примера можно привести загадки, связанные с приготовлением пищи, то есть с профессией повара.

  • В одном казане сорок верблюдов пьют воду. (чучвара – пельмени).

  • В одной косе (большая пиала) два разных обеда (пельмени с бульоном).

  • Был белый сундучок, а во рту не стало сундучка (пельмени).

  • В одном доме два брата живут, один белый, другой рыжий (жёлтый) (яйцо).

  • Он один, а имеет четыре уха (казан).

  • Сам круглый, одно ухо, один нос, на голове тюбетейка (чайник).

  • Посуда новая, а вся в дырках (сито).

А следующие загадки отражают тему дехканского труда.

  • Сам неживой, а в работе богатырь (кетмень, заступ).

  • Мать пушистая , а дети маслянистые (хлопок).

  • Под землёй золотой колышек (морковь).

Большое значение при выполнении заданий на занятиях имеет формирование правильных взаимоотношений детей. Например, в подготовительной группе для ребят важно мнение друзей, и многие вопросы решаются в процессе обсуждения, споров. Для детей младшего возраста обязательно нужна поддержка, похвала и одобрение, которые вызывают у них чувство радости и гордости. Достигнутые успехи придают им прилив сил, уверенность в своих способностях, появляется желание выполнять всё новые и новые задания, то есть формируется положительное отношение к труду.

Если в дошкольных учреждениях у детей пробудить интерес к труду, то в школе будет легче проводить профориентационную работу. Последовательно осуществляя психологическую подготовку молодого поколения к будущей профессии, можно быть уверенным в том, что у дошкольников, а в последствии у учащихся сформируется внутренняя потребность в труде. Поэтому важно на начальном этапе, то есть в ДОУ сформировать эмоциональный интерес к разным сторонам труда, а уже через интерес получат развитие такие качества, как самостоятельность, инициативность, радость творчества. Разумеется, интерес сам по себе не появится у ребят. А без интереса не будет и трудолюбия. Если неправильно организовать труд ребёнка, у него может появится отвращение к труду (нежелание трудиться).

Подготовка детей к общественно-полезному осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это введение в содержание занятий темы труда. Такие занятия воздействуют на психику ребёнка и формируют интерес к профессии.

Беседы о социальном значении труда создают у ребят определеннқе представления о трудовых профессиях. Во-вторых, для того, чтобы стимулировать проявление инициативы во время занятий, необходимо использовать самые разнообразные методы, создавая необходимые психолого-педагогические условия. (Некоторые из них были описаны выше

Следует отметить и такие важные аспекты подготовки к будущей профессии как интеллектуальная сторона, связанная с восприятием содержания, развитием мышления и психических свойств личности.

Деятельность педагога-воспитателя должна быть направлена на формирование и развитие у детей усидчивости, терпеливости, самостоятельности, умений работать в коллективе, ответственности за свой труд, увлеченности трудовыми процессами.

Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:

  • развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;

  • обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования;

  • предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;

  • организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;

  • формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;

  • понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.

Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда.

В заключение следует заметить, что XXI век – это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность – иди впереди века, нет возможности – иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Педагог воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.


Литература:

  1. Болалар боғчаси. Мудиралар учун. Т. 1989.

  2. Болалар боғчасининг катта тарбиячиси. Т. 1991.

  3. Общественное дошколкной воспитание на современном этапе. М. 1981.

1 Каримов И.А. “Юксак маънавият енгилмас куч”

1


Основные термины: дошкольных образовательных учреждениях, детей дошкольного возраста, детей интереса, дехканского труда, подготовки детей, Республики Узбекистан, молодого поколения, трудовые навыки, трудовой деятельности, развитию интереса детей, детей «орудиями» труда, аспекте подготовки детей, интеллектуального развития детей, трудовой деятельности детей, детей младшего возраста, дошкольного возраста интереса, течение пребывания детей, детей положительных качеств, детей знаний, детей умений

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle