Причины социального сиротства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 11500 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева, М. А. Причины социального сиротства / М. А. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5646/ (дата обращения: 16.04.2024).

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия; с этой они принимают необходимые законодательные и административные меры. Закон превращается в эффективный механизм регулирования общественных отношений только в тех случаях, когда в нем используется четкий понятийный аппарат, именно это определяет, какие нормы права, и в каких случаях используются. Социальное сиротство является термином социологическим и не имеет адекватного закрепления в праве, что влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления.

Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких лет, а в настоящее время особо важной, что подтверждается тем фактом, что даже правительство причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения. [5]

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия.

Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы.

Дети поступают в детские дома из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери, из семей алкоголиков и наркоманов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмированная психика, они страдают различными заболеваниями, и почти все имеют задержки в развитии.

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

О кризисном состоянии российской семьи свидетельствует устойчивый рост числа родителей, лишенных родительских прав. Лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства. Так, половина выявляемых в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, - это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Ситуация с социальным сиротством в современной России (распространенность, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей) определяется факторами, сформировавшимися еще в советский период.

Коммунистическая идеология приоритетной формы воспитания считала общественное, семья рассматривалась как отживший свое институт, не имеющий существенного значения формирования личности ребенка. Следствием такого подхода были, во-первых преимущественное устройство детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в интернатные учреждения и, во-вторых, отказ от активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. В годы Советской власти и в настоящее время государство вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей, ранняя профилактика дисфункциональных отношений в семье) Основные усилия направляет на устройство детей, оставшихся без попечения родителей. [2]

Причиной увеличения количества социальных сирот являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение. [4, 57]

Сегодня Мир вступил в XXI век. Однако проблемы детей-сирот преобладает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. [1, 98]

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материального поведения настолько велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства. [3, 78]

В наш детский дом-интернат дети поступают уже отказниками по медицинским показателям (матери оставляют их в родильных домах), после чего они поступают в дом ребенка и, в возрасте трех-четырех лет, уже поступают к нам.

По результатам наблюдений будущие отказницы чаще всего воспитывались в неполной семье, однако и они часто находились в неблагополучной, психо-травмирующей среде. Только в 1/3 случае женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. В большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями. Таких семей, по нашим данным, не менее 58%. При этом били детей 1% отцов и, что особенно показательно, 13% матерей.

Хорошо известно, какое важное значение имеет образ собственной матери для формирования психологических установок на материнство у молодых женщин. В этом отношении отказницы с детства приобретали негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие с ней отношения. В 60% случаев матери женщин отказниц категорически отказываются помочь своей дочери в воспитании новорожденного.

Ситуация с отцами еще хуже. Прежде всего, как уже отмечалось, многие росли вообще без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве (до 12 лет) 18% женщин. В сохранившихся семьях обстановка была далеко не всегда благополучной, и 23% оценивают свои отношения с отцами как плохие, а иногда очень плохие. Злоупотребляли алкоголем 38% отцов (в популяции около 5%), а «случалось выпить лишнего» — 63%.

Большинство будущих отказниц в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6% таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респонденток считают средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими — 11%. При этом 11% женщин жили в коммунальной квартире, 30% не имели своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались драки, скандалы.

Обращает на себя внимание также крайне неблагополучная ситуация с источниками доходов и соответственно с материальным достатком отказниц. Только 18% из них до настоящей беременности постоянно работали, остальные не работали по разным причинам (искали работу, ссылались на плохое здоровье и т. д.), а 12% откровенно заявили, что и не собираются работать. Большинство отказниц не имели никакой определенной профессии или специальности. Около половины их находились на иждивении родителей, родственников и друзей. Подрабатывали, когда была возможность, и перепродавали вещи и продукты 5%. При этом 45% считали, что хотя они не голодают, но совершенно не имеют денег на одежду; 15% сообщили, что им не хватает денег вообще, и 25% хотели бы иметь дополнительные доходы на развлечения и дорогие вещи; 55% отказницы считали свое материальное положение ниже среднего в стране, и никто не оценивал его выше среднего, а средний уровень, как известно, таков, что позволяет не голодать, но ничего сверх этого. В такой ситуации появление ребенка неизбежно приведет к еще большему снижению уровня жизни. Отсюда, естественно, что мотив материальной необеспеченности занимает важное место в ряду других мотивов. На него ссылается 50% опрошенных.[6, 354]

В течение пяти лет моей работы было взято опекунство над двумя детьми. Родственники восьми отказников посещают наш детский дом-интернат, общаются, приносят подарки, играют, присутствуют на концертах для детей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основной причиной сиротства в нашем детском доме-интернате является отказ от ребенка в родильном доме в связи с его болезнью.


Литература:

  1. Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. /Н.А. Панина.-Минск, 2006г. 98с.

  2. Е.И. Цымбал, советник юстиции, кандидат медицинских наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

  3. Храмцова Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. /Ф.И. Храмцова.-Минск, 2008г. 4с.

  4. Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания. /И.А. Коробейников.-Москва. 2006г. 57с.

  5. Лиханов А.М. Дети без родителей./ А.М. Лиханов.-Москва. 1987г.

  6. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. / Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Синапс. 1993. № 4. С. 354

Основные термины (генерируются автоматически): социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, детский дом-интернат, кризисное состояние, мать, отец, отношение, российская семья, современная Россия.


Похожие статьи

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот, т. е. сирот при живых родителях.

Особенности формирования социальных ценностей...

Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие понятия существенно искажены у детей-сирот из дезадаптированных семей, обучающихся в школе-интернате.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами...

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

По данным Государственного комитета статистики, на 2014г. в Российской Федерации количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы составляет 650...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без...

Основные термины (генерируются автоматически): дом ребенка, ребенок, попечение родителей, взыскание алиментов, Семейный

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

К числу таких организаций относятся: — дома ребенка; — образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — общеобразовательные школы-интернаты; — специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты...

Похожие статьи

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот, т. е. сирот при живых родителях.

Особенности формирования социальных ценностей...

Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие понятия существенно искажены у детей-сирот из дезадаптированных семей, обучающихся в школе-интернате.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами...

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

По данным Государственного комитета статистики, на 2014г. в Российской Федерации количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы составляет 650...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без...

Основные термины (генерируются автоматически): дом ребенка, ребенок, попечение родителей, взыскание алиментов, Семейный

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без...

К числу таких организаций относятся: — дома ребенка; — образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — общеобразовательные школы-интернаты; — специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты...

Задать вопрос