Библиографическое описание:

Бурыкина В. Г. Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 399-401.

Радикальные перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие общества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Экспорт образовательных услуг в таких условиях является приоритетным направлением развития высшего профессионального образования в России. Создание благоприятных условий для ускорения интернационализации образования, увеличения контингента иностранных студентов становится важным показателем успешности международной деятельности отечественных вузов.

Настоящее время – время нередких этнических конфликтов и проявления ксенофобии в России и за ее пределами. Нетерпимость к инаковости, оскорбление национальных чувств, ущемление национального достоинства личности, непонимание проблем людей, принадлежащих другим конфессиям, незнание культуры других народов и неумение подобрать адекватную и корректную форму поведения и общения по отношению к ее представителям – все это время от времени имеет место в современном обществе в целом и в студенческой среде в частности. В связи с этим, содержание высшего профессионального образова­ния должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принад­лежности.

Вопрос нравственного воспитания студенческой молодежи особенно актуален в поликультурном образовательном пространстве вуза, характерной особенностью которого является совместное обучение российских и иностранных студентов.

Для определения педагогических условий нравственного воспитания российских и иностранных студентов целесообразно обратиться к определению понятий «условие» и «педагогическое условие».

Философская категория «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, в которой они возникают, существуют и развиваются [5].

Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и организационных форм обучения для достижения тех или иных психолого-педагогических целей [1].

Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований (Л.Ф.Гайсина, Г.В.Захарова, М.С.Сафина, Л.Р.Слобожанкина, Е.В.Тройникова, Т.Н.Язвинская) а также непосредственная педагогическая деятельность позволили выделить и обосновать педагогические условия нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно, а именно:

  1. формирование ценностного отношения студентов к иной культуре на основе этнической толерантности;

  2. усвоение студентами элементов русской культуры с опорой на особенности национальных культур студентов-иностранцев;

  3. развитие эмпатии и рефлексии студентов в процессе их межкультурного взаимодействия и сотрудничества;

  4. формирование благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава.

Целью данной статьи является более подробное рассмотрение первого из педагогических условий, указанных выше.

Совместное обучение российских и иностранных студентов предполагает непосредственный межкультурный диалог, обостряет вопросы сохранения национальной самобытности народов. В связи с этим перед системой высшего профессионального образования встает проблема превращения культурного многообразия в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и приобщению к мировой культуре. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности, обеспечивающих свободу культурного самоопределения и успешность самореализации.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей. Философские аспекты проблемы формирования ценностных отношений раскрываются в трудах В.А.Василенко, М.С.Кагана, Ф.Ницше, В.П.Тугаринова, 3.Фрейда и др. В философии понятие «ценность» трактуется как «духовное формообразование, которое существует через моральные и эстетичные категории теоретической системы, общественные идеалы и выступает критерием оценки действительности человеком и источником смыслообразующей основы человеческого действия» [4, с. 615-616]. В основе ценностного отношения человека к миру лежит значимость. Степень ценности предмета зависит не от того, как он способен удовлетворять материальные потребности людей, а насколько отвечает мере значимости его в обществе. Ценность является утверждением всеобщего в мире единичного бытия, обязательным условием существованием человечества. В таком качестве ценность определяется как абсолют человеческого бытия, которое не отрицает их исторической модифицированности [4].

В целом ряде научных психологических исследований раскрывается роль ценностей в развитии личности человека, их связь с процессами смыслообразования; представлены механизмы формирования ценностных отношений (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы (М.С. Каган). Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом.

В педагогике ценность определяется как представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом [6]. Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. Это обусловлено тем, что в качестве высших ценностей теоретиками и практиками выдвигаются разные категории. Я.А. Коменский определял ценность как любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества. В.А. Сухомлинский ценностью считал патриотизм, любовь к родителям, к матери. А.С. Макаренко трактовал понятие «ценность» как «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью» [3, с. 241]. К.Д. Ушинский считал, что истинная ценность – это Родина и родной язык. Очевидно, что ценности мобильны, изменчивы, обусловлены непрерывными социально-культурными процессами, происходящими как в обществе, так и в жизнедеятельности каждого отдельного человека.

В педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта. Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин).

Процесс формирования у личности ценностного отношения к объектам, явлениям действительности, по нашему мнению, не может носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Определяя ценностное отношение к иной культуре как педагогическое условие формирования готовности к межкультурному сотрудничеству, мы опираемся на положение З.Н. Курлянд о том, что сформировавшись в определенном виде деятельности, ценностное отношение служит условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности [2, с. 86-97]. Иными словами, мы полагаем, что формирование ценностного отношения к иной культуре и ее представителям возможно только в процессе совместной деятельности российских и иностранных студентов на основе этнической толерантности.

Формирование ценностного отношения к иной культуре предполагает решение следующих педагогических задач:

  1. Воспитание положительного эмоционального отклика по отношению к особенностям поведения, традициям, обычаям иностранных студентов, выражающегося в чувстве этнической толерантности, уважения, способности адекватно воспринимать эти особенности.

  2. Формирование практических умений совместной деятельности в условиях диалога культур, подразумевающее взаимопознание российских и иностранных студентов, их взаимное изменение и приобретение опыта положительного эмоционального восприятия партнера по межкультурному сотрудничеству.

  3. Воспитание ценностного отношения к представителю иной культуры как к равноправному участнику процесса межкультурного взаимодействия и сотрудничества.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что ценностное отношение к иной культуре позволяет более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма в процессе нравственного воспитания российских и иностранных студентов, а также находить эффективные пути межкультурного взаимодействия представителей различных народов, совместно обучающихся в едином образовательном пространстве российского вуза.

Таким образом, формирование ценностного отношения к представителям иной культуры, являясь педагогическим условием нравственного воспитания российских и иностранных студентов, выступает не только в качестве диалога культур, налаживания связей между сообществами людей, но и в качестве взаимодействия, умения адекватно реагировать на проявления другой культуры, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир. При этом этническая толерантность, ценностное отношение к иной культуре, принятие особенностей поведения и общения представителей других национальностей является именно той основой, без которой невозможно бесконфликтное взаимодействие российских и иностранных студентов, и, тем более, их межкультурное сотрудничество в образовательном пространстве вуза.


Литература:

  1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И.Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.

  2. Курлянд, З.Н. Личностно-ориентированное педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей / З.Н.Курлянд // Народное образование. – 2004. – № 4. – С.86-97.

  3. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С.Макаренко. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.

  4. Новейший философский словарь / В.А.Кондрашов, Д.А.Чекалов, В.Н.Копорулина; под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.

  5. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

  6. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М.Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle