Библиографическое описание:

Босенко В. Н., Кравец А. Г. Формализованное описание схемы управления строительством магистрального нефтепровода // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 31-34.

Управление проектом строительства магистрального нефтепровода имеет свою специфику и требует наличия у менеджеров и участников проектных команд специальных навыков и знаний. [1]

Организации, участвующие в строительстве

В процессе строительства нефтепровода участвуют следующие организации:

  1. Заказчик проекта.

  2. Подрядная организация.

  3. Проектный институт.

Общая схема взаимодействия сторон, участвующих в строительстве показана на рис.1.

Рис. 1. Схема взаимодействия сторон

  1. Заказчик проекта - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей [2]. Это будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта. Заказчик может корректировать проект в процессе строительства, выдвигать новые требования к технологии и организации строительства. В данном случае речь идет о компании ОАО «АК«Транснефть» (монополист в области трубопроводного транспорта нефти), как о заказчике проекта. В качестве исполнителя проекта выступают подрядные и субподрядные организации.

  2. Подрядная организация – организация, непосредственно выполняющая строительно-монтажные работы на объекте [2]. Работы выполняются в соответствии с контрактом. Также возможно наличие субподрядной организации.

  3. Проектный институт – институт, который проводит проектно-изыскательские работы, разрабатывает проект на выполнение работ [2].

ОАО «Гипротрубопровод» - проектный институт, является дочерним обществом ОАО «АК «Транснефть», выполняющим функции генерального подрядчика по следующим основным направлениям:

  • проектирование систем магистрального трубопроводного транспорта;

  • формирование и реализация технической политики ОАО «АК «Транснефть» при проведении проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспертно-консультационных и технологических работ в области магистрального трубопроводного транспорта;

  • разработка проектов реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов и сооружений магистрального трубопроводного транспорта нефти;

  • разработка проектов производства работ на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт вертикальных стальных цилиндрических резервуаров;

  • организация, руководство и осуществление авторского надзора за строительством объектов и сооружений магистральных нефтепроводов.

Функции управления строительством МН

Основными функциями управления проектами сооружения объектов трубопроводного транспорта являются:

  • управление производством строительно-монтажных и специальных работ по сооружению объекта;

  • управление ресурсным обеспечением проекта;

  • управление временем;

  • управление качеством;

  • управление риском;

  • управление взаимодействием с участниками проекта с информационными связями.

  • управление персоналом.

Схемы управления проектом строительства

В настоящее время существует несколько основных схем управления проектом (рис. 2).

  1. Традиционная схема. В данной схеме управления проектом строится система подрядных отношений заказчика с исполнителями при общем руководстве управления строительством со стороны заказчика. Заказчик самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обосновывает целесообразность возведения объекта, заказывает разработку проектно-сметной документации, производит заказ на изготовление оборудования, в необходимых случаях заказывает производство изыскания площадок, оформляет отвод земель под строительство объекта, заключает договор с генподрядной организацией, которая и осуществляет возведение объекта с привлечением в необходимых случаях субподрядчиков. Но и в процессе строительства заказчик осуществляет общее руководство. По завершении строительства заказчик организует работу по приемке объекта в эксплуатацию, а также налаживанию его работы.

  2. Схема "Под ключ". При реализации данной схемы управления заказчик заключает контракт "под ключ" с объявленной стоимостью проекта с конкретным исполнителем, которым может являться проектно-строительная фирма, либо инженер, управляющий строительством объекта (менеджер-строитель).

Суть этой системы сводится к тому, что заказчик по своим требованиям осуществляет только заказ на строительство объекта исполнителю, который уже самостоятельно выполняет все работы, связанные с управлением его строительством и вводом в эксплуатацию. В качестве исполнителя выступает служба (дирекция) управления строительством, которая уже и заказывает проектирование, заключает договоры с подрядчиками, заказывает оборудование и осуществляет все остальные работы — вплоть до пуска объекта в эксплуатацию. Заказчик в этом случае принимает участие в текущем контроле качества работ и осуществляет прием уже пущенного в эксплуатацию объекта.

  1. Схема "Заказчик-подрядчик". В основу данной схемы управления проектом заложена система управления строительством, при которой заказчик наряду с выполнением ряда общих функций (отвод земель, заказ оборудования, изыскание и т. п.) принимает непосредственное участие в проектировании и выполнении строительно-монтажных работ. Он в этом случае что-то выполняет своими силами, а остальной объем строительно-монтажных работ выполняют по договорам подрядчики и субподрядчики. Такая система управления строительством применялась и ранее, но в большинстве случаев, когда в качестве заказчика была довольно мощная организация.

Рис. 2. Схемы управления проектами



Выбор определенной схемы управления проекта зависит от факторов и условий. Необходимо также учитывать такие глобальные критерии: стоимость строительства, качество работ, продолжительность строительства и возможные риски. В компании по транспорту нефти ОАО «АК«Транснефть», строительство участка магистрального нефтепровода выполняется силами подрядной организации под общим руководством Заказчика, т.е. по схеме №1. Рассмотрим подробнее последовательность работ и структуру взаимодействия организация при этой схеме.

Структура взаимодействия субъектов строительства

Подготовительный этап

Подрядная организация определяется при проведении торгов. После определения подрядной организации составляется и подписывается обеими сторонами контракт.

Следующим этапом после подписание контракта является разработка подрядчиком Проекта Производства Работ. Подрядная организация должна представить на рассмотрение Заказчику проект производства работ по объекту строительства. После согласования ППР всеми службами Заказчика, подрядчик должен получить акт готовности у технического надзора. Технадзор проверяет состояние технических средств (исправность механизмов, наличие талона ЧТО/ПТО). Проверке подвергаются также и работники: они должны иметь свидетельства на допуск к определенным видам работ (сварочные, погрузочные, сосуды под давлением и др.) При наличии подписанного ППР и акта готовности Подрядная организации может выходить на объект для производства строительных работ.

Этап строительства

Строительство магистральных трубопроводов ведется, как правило, поточным методом с помощью передвижных механизированных колон. Комплексные технологические потоки (КТП) обеспечивают требуемое качество строительства, благодаря непрерывности производства всех видов работ в строгой технологической последовательности.

При поточном методе общий технологический процесс строительства разбивается на части, которые выполняют отдельные бригады (рис. 3). В этом случае работы на последующем объекте (захватке) начинают сразу после окончания на предыдущем объекте. Сущность поточного метода заключается в организации последовательного, непрерывного и ритмичного производства строительных работ, что дает возможность эффективно использовать материальные и трудовые ресурсы. И работы, таким образом, выполняются без перерыва.

Рис. 3. Поточный метод организации строительства

На каждом технологическом потоке назначается начальник КТП, который является ответственным за все выполняемые работы в рамках своего потока. Начальник КТП назначает 2-3 мастеров из числа ИТР, которые постоянно присутствуют на объекте и непосредственно руководят строительством.

Совокупность специализированных потоков по всей протяженности строящегося трубопровода образует линейный объектный строительный поток (ЛОСП), продукцией которого является полностью законченный участок или весь магистральный трубопровод. Начальником ЛОСП на объекте от подрядчиков является руководитель проекта.

Общая структура подчиненности представлена на рисунке 4:

Рис. 4. Структура подчиненности подрядчика

Завершающий этап

После выполнения определенной работы составляется акт выполненных работ, который подписывается со стороны подрядчика, заказчика и технического надзора.

При появлении в процессе строительства непредвиденных ситуаций, подрядная организация делает запрос на изменение проекта Заказчику. К этому запросу должны прилагаться фото материалы, подтверждающие необходимость к изменению проекта. Далее Заказчик проекта согласовывает изменение с проектным институтом, который делает изменение к проекту. Порядок изменения проекта показан на рисунке 5.

Рис. 5. Порядок изменения проекта

Вывод: Процесс строительства нефтепровода любого масштаба от начала до конца является ответственной работой. Поэтому от того насколько хорошо будут взаимодействовать стороны, которые участвуют в строительстве, будет зависеть общий успех строительства.



Литература:

  1. Босенко В.Н., Кравец А.Г. - Автоматизация процесса управления проектом при строительстве нефтепровода // Известия ВолГТУ – 2012г.

  2. Википедия — свободная энциклопедия - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный – Яз. Рус.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle